Преснякова Любовь Витальевна – Воспитатель МКДОУ «Детский сад №1» г. Шумиха Курганская область
Дата поступления работы на конкурс: 15.07.2021г.
Проект
«Морские обитатели»
Место реализации проекта:
Младшая группа «Бусинки» МКДОУ «Детский сад № 1»
Сроки проведения:
05.07.2021 – 30.07.2021
Оригинальность
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придаёт ему новые формы, даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка, закладывает позиции самостоятельности, инициативности, систематизирует информацию и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Актуальность
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Общение с природой положительно влияет на человека: делает его добрее, мягче, пробуждает в нём лучшие чувства. Вокруг нас много ещё неизведанного и прекрасного. Особый интерес у детей вызывает загадочный мир подводных обитателей.
Часто дети задают вопросы, связанные с морем, с его обитателями, с образом жизни, с их особенностями. Хотелось бы познакомить детей с этим загадочным и таинственным миром.
В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Будет удовлетворён интерес детей к данной теме.
Плавают в море киты и пингвины,
Крабы, креветки, акулы, дельфины.
Скаты морские, морские ежи,
Белые мишки, тюлени, моржи.
В речке и озере – рыбка резвится.
Плавают все, кто воды не боится!
(А. Вайнер)
Цель проекта: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях; создать условия для реализации творческого потенциала детей.
Задачи проекта:
1. Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
2. Развивать познавательный интерес, воображение, мышление, умение сравнивать и анализировать в процессе наблюдения и исследования природных объектов.
3. Обогащать словарный запас детей и их знаний о подводном мире.
4. Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в творческой деятельности.
5. Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранять богатства морей и океанов.
Предполагаемые результаты проекта:
Воспитанники будут:
- владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- знать о взаимосвязи с другими обитателями;
- иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- воспитывать бережное отношение к природе, развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в творческой деятельности.
Возраст участников:
Дети 3 – 4 лет
Тип проекта:
Краткосрочный, игровой, творческий
Участники проекта:
Дети младшей группы, воспитатель, родители
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
- Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме.
- Введение родителей в проект.
- Составить план реализации проекта.
- Подбор детской художественной литературы по теме.
- Подобрать иллюстрированный материал по данной теме.
- Организовать предметно-развивающую среду по теме проекта.
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
- Вызвать интерес у детей к изучению данной темы.
Основной этап
- НОД;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- пальчиковые игры;
- продуктивная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- изодеятельность.
С родителями:
- Вовлечение родителей в работу по формированию коллекций, сбор информации, изготовление пособий, поделок и т.д.
- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования.
- Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме «Море», «Морские обитатели».
- Выставка рисунков «Морские обитатели».
Реализация проекта:
Познавательное развитие
Цель: формирование представлений о море, характерных особенностях морской флоры и фауны. Совершенствование навыков поисковой деятельности. Развитие аналитического мышления, умения делать правильные выводы.
- Беседа «Обитатели морей»
Цель: познакомить детей с обитателями морей. Развивать зрительное внимание, мышление, интерес.
- Беседа «Кто живёт в раковинах»
Цель: закрепить знания детей о море и морских обитателях.
- Беседа «Хорошо ли жить у моря?»
Цель: развивать познавательный интерес к природе, формировать знания об обитателях моря.
- Беседа «Кто живёт в морских глубинах»
Цель: расширить знания детей о представителях морского дна и их особенностях, о приспособлении к жизни в водной среде.
- Беседа «Экология морей и океанов»
Цель: дать детям представление об обитателя морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде.
- Просмотр презентации на тему «Море и его обитатели»
- Просмотр мультфильмов «Русалочка», «Осьминожки»
- Экспериментально-исследовательская деятельность детей с использованием природного материала: ракушечник, песок, галька, камни, вода пресная и солёная.
- Опыты: «Тонет – не тонет», «Растворяется – не растворяется», «Плавающие кораблики» и др.
- Рисование «Осьминожки из ладошки»
Цель: познакомить с многообразием подводного мира, обогащать словарный запас детей названиями рыб и морских животных, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры, развивать воображение, воспитывать самостоятельность и аккуратность, создавая коллективную композицию.
- Лепка «Наш аквариум»
- Рисование «Рыбки в море»
- Аппликация «Рыбки играют, рыбки сверкают»
- Коллективная работа «Подводный мир»
Цель: развивать творческие способности, воображение.
Чтение художественной литературы
А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
С. Сахаров «Морские сказки», «Кто в море живёт?»
Цель: познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик.
Е. Аксельрод «В море мылся великан»
С. Баранова «Дельфин»
Л. Берг «Рыбка»
В. Орлова «Для чего морю наряды»
Г. Косова «Азбука подводного мира»
- Отгадывание загадок о морских обитателях
Цель: обогатить словарный запас детей, вызвать интерес к морским обитателям.
- Заучивание стихов о море и морских обитателях.
- Составление загадок (с помощью мнемотаблицы)
- Выставка детских книг по теме
- Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта
Цель: развивать зрительное внимание и память, познавательный интерес.
Стихи о морских обитателях
* * *
Под водой
В прозрачных блузах
Важно плавают медузы.
Не спеша, неторопливо,
Чтобы выглядеть красиво.
Вот какие модницы,
Модницы – подводницы.
(И. Махонина)
* * *
Где-то в море без дорог
Ходит, бродит осьминог,
И кипящая волна
Осьминогу не страшна!
(Н. Светлячок)
* * *
В море плавают дельфины,
Среди волн мелькают спины.
Только что они здесь были,
Поиграли и уплыли. (В. Косов)
* * *
На волну, улегшись, спит
Тридцатиметровый кит,
Рядом дремлют, как котята,
Пятитонные китята. (Г. Кодиненко)
* * *
Только боком ходит краб.
Он своей привычки раб.
Всё бочком, бочком, бочком,
Потихонечку, молчком.
В одиночку, в стороне,
Снизу доверху в броне.
Я сказал ему: «Привет!»
Он бочком – и весь ответ. (С. Пшеничных)
Загадки о морских обитателях
* * *
Треугольником плавник,
Океаны бороздит.
Пасть от злости распахнула,
Рыба-хищница … (Акула)
* * *
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете… (Кит)
* * *
Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный… (Осьминог)
* * *
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это… (Краб)
* * *
Ей не страшен зверь любой
Панцирь носит за спиной.
Триста лет живет без страха.
Кто же это? (Черепаха)
Считалки
* * *
Нежится в пене косатка одна.
Два красных краба резвятся у дна!
Трёх дельфинят мы кормили с моста.
Рядом проплыли четыре кита!
Пять каракатиц плывут в глубине.
Шесть ярких рыбок приплыли ко мне.
Семь плоских скатов, семь длинных миног.
Вот осьминог – у него восемь ног!
Девять кальмаров плывут мимо мели.
Девять медуз насчитать мы сумели!
* * *
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит!
Если веришь – стой и жди,
А не веришь – выходи!
* * *
Чики – чики – чики – доре!
Хорошо купаться в море!
Не боимся мы с тобой,
Окунуться с головой.
Пальчиковые игры
«Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечком у глаз)
Здесь прозрачная вода (Разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движения ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар (Опущенные вниз ладонями обеих рук в форме шапочки)
А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их, выполняя колебательные движения пальцами рук)
Гостей встречает осьминог!
«Осьминоги»
Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки. (Кисти рук ладонями вниз лежат на столе: правая рука с сомкнутыми пальцами, левая – с разомкнутыми)
Одновременно менять положение пальцев (Одни смыкать, другие размыкать)
Могут плавать вверх и вниз (Ладонь правой руки медленно движется вниз, а ладонь левой – вверх)
Сальто сделают на бис. (Ладони переворачиваются в воздухе)
Вправо проплывут и влево,
Тренируются умело. (Ладонь правой руки медленно движется направо, ладонь левой – влево, затем наоборот)
«Рыбка»
Рыбка в озере живёт, рыбка в озере плывёт (Ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг (Ладошки разъединить и ударить по кленкам)
И услышим мы – плюх, плюх! (Ладошки соединить у основания и так похлопать)
- Сюжетно-ролевая игра «Рыбалка»
Цель: предложить детям обыграть различные ситуации, учить детей объединяться в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения меду детьми.
- Подвижные игры «Море волнуется раз…», «Ловцы жемчуга», «Рыбаки и рыбки», «Караси и щука».
Игры, самостоятельная деятельность детей:
- Пазлы «Морские животные»
Цель: продолжать учить детей составлять из частей целое изображение, развитие мелкой моторики рук.
- Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель: закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
- Настольная игра. Разрезные картинки «Обитатели океана»
Цель: продолжать учить детей составлять из части целое.
- Дидактическая игра «Узнай по силуэту», «Что за рыба?»
- Игры-путешествия с кубиком, лото, пазлы.
ИЗО: Раскрашивание раскрасок по данной теме.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
– Консультация «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»
– Беседы с родителями с целью участия их в проекте
– Просмотр телепередач о подводном мире
Заключительный этап
- Создание коллекции «Сокровища морей» (ракушки)
- Оформление альбома «Морские животные»
- Создание макета «Морское дно»
- Фотовыставка «Море, речка, я бегу! Я уже на берегу»
- Конкурс совместных творческих работ с детьми на тему «Как прекрасен этот подводный мир»
Результаты работы над проектом:
Все участники проекта заинтересовались темой проекта.
Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения, об уникальности каждого вид, способах маскировки. Проявляют самостоятельную инициативу: рассматривать иллюстрации, альбомы, раскрашивать картинки.