ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ»

Преснякова Любовь Витальевна – Воспитатель МКДОУ «Детский сад №1» г. Шумиха Курганская область
Дата поступления работы на конкурс: 15.07.2021г.

Проект

«Морские обитатели»

Место реализации проекта:

Младшая группа «Бусинки» МКДОУ «Детский сад № 1»

Сроки проведения:

05.07.2021 – 30.07.2021

     Оригинальность

     Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придаёт ему новые формы, даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка, закладывает позиции самостоятельности, инициативности, систематизирует информацию и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

     Актуальность

     Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Общение с природой положительно влияет на человека: делает его добрее, мягче, пробуждает в нём лучшие чувства. Вокруг нас много ещё неизведанного и прекрасного. Особый интерес у детей вызывает загадочный мир подводных обитателей.

     Часто дети задают вопросы, связанные с морем, с его обитателями, с образом жизни, с их особенностями. Хотелось бы познакомить детей с этим загадочным и таинственным миром.

     В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Будет удовлетворён интерес детей к данной теме.

Плавают в море киты и пингвины,
Крабы, креветки, акулы, дельфины.
Скаты морские, морские ежи,
Белые мишки, тюлени, моржи.
В речке и озере – рыбка резвится.
Плавают все, кто воды не боится!

                                              (А. Вайнер)

     Цель проекта: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях; создать условия для реализации творческого потенциала детей.

     Задачи проекта:

1. Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

2. Развивать познавательный интерес, воображение, мышление, умение сравнивать и анализировать в процессе наблюдения и исследования природных объектов.

3. Обогащать словарный запас детей и их знаний о подводном мире.

4. Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в творческой деятельности.

5. Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранять богатства морей и океанов.

Предполагаемые результаты проекта:

Воспитанники будут:

  • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знать о взаимосвязи с другими обитателями;
  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  • воспитывать бережное отношение к природе, развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в творческой деятельности.

Возраст участников:

Дети 3 – 4 лет

Тип проекта:

Краткосрочный, игровой, творческий

Участники проекта:

Дети младшей группы, воспитатель, родители

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

  • Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме.
  • Введение родителей в проект.
  • Составить план реализации проекта.
  • Подбор детской художественной литературы по теме.
  • Подобрать иллюстрированный материал по данной теме.
  • Организовать предметно-развивающую среду по теме проекта.
  • Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
  • Вызвать интерес у детей к изучению данной темы.

Основной этап

  • НОД;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • пальчиковые игры;
  • продуктивная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • изодеятельность.

С родителями:

  • Вовлечение родителей в работу по формированию коллекций, сбор информации, изготовление пособий, поделок и т.д.
  • Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования.
  • Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме «Море», «Морские обитатели».
  • Выставка рисунков «Морские обитатели».

Реализация проекта:

Познавательное развитие

  Цель: формирование представлений о море, характерных особенностях морской флоры и фауны. Совершенствование навыков поисковой деятельности. Развитие аналитического мышления, умения делать правильные выводы.

  • Беседа «Обитатели морей»

     Цель: познакомить детей с обитателями морей. Развивать зрительное внимание, мышление, интерес.

  • Беседа «Кто живёт в раковинах»

     Цель: закрепить знания детей о море и морских обитателях.

  • Беседа «Хорошо ли жить у моря?»

     Цель: развивать познавательный интерес к природе, формировать знания об обитателях моря.

  • Беседа «Кто живёт в морских глубинах»

     Цель: расширить знания детей о представителях морского дна и их особенностях, о приспособлении к жизни в водной среде.

  • Беседа «Экология морей и океанов»

     Цель: дать детям представление об обитателя морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде.

  • Просмотр презентации на тему «Море и его обитатели»
  • Просмотр мультфильмов «Русалочка», «Осьминожки»
  • Экспериментально-исследовательская деятельность детей с использованием природного материала: ракушечник, песок, галька, камни, вода пресная и солёная.
  • Опыты: «Тонет – не тонет», «Растворяется – не растворяется», «Плавающие кораблики» и др.
    • Рисование «Осьминожки из ладошки»

   Цель: познакомить с многообразием подводного мира, обогащать словарный запас детей названиями рыб и морских животных, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры, развивать воображение, воспитывать самостоятельность и аккуратность, создавая коллективную композицию.

  • Лепка «Наш аквариум»
  • Рисование «Рыбки в море»
  • Аппликация «Рыбки играют, рыбки сверкают»
  • Коллективная работа «Подводный мир»

     Цель: развивать творческие способности, воображение.

Чтение художественной литературы

ü  А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

ü  С. Сахаров «Морские сказки», «Кто в море живёт?»

     Цель: познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик.

ü  Е. Аксельрод «В море мылся великан»

ü  С. Баранова «Дельфин»

ü  Л. Берг «Рыбка»

ü  В. Орлова «Для чего морю наряды»

ü  Г. Косова «Азбука подводного мира»

  • Отгадывание загадок о морских обитателях

     Цель: обогатить словарный запас детей, вызвать интерес к морским обитателям.

  • Заучивание стихов о море и морских обитателях.
  • Составление загадок (с помощью мнемотаблицы)
  • Выставка детских книг по теме
  • Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта

     Цель: развивать зрительное внимание и память, познавательный интерес.

Стихи о морских обитателях

*   *   *

Под водой 
В прозрачных блузах 
Важно плавают медузы. 
Не спеша, неторопливо, 
Чтобы выглядеть красиво. 
Вот какие модницы, 
Модницы – подводницы.

                         (И. Махонина)

*   *   *

Где-то в море без дорог
Ходит, бродит осьминог,
И кипящая волна
Осьминогу не страшна!

                       (Н. Светлячок)

*   *   *

В море плавают дельфины,
Среди волн мелькают спины.
Только что они здесь были,
Поиграли и уплыли. (В. Косов)

*   *   *

На волну, улегшись, спит
Тридцатиметровый кит,
Рядом дремлют, как котята,
Пятитонные китята. (Г. Кодиненко)

*   *   *

Только боком ходит краб.

Он своей привычки раб.

Всё бочком, бочком, бочком,

Потихонечку, молчком.

В одиночку, в стороне,

Снизу доверху в броне.

Я сказал ему: «Привет!»

Он бочком – и весь ответ. (С. Пшеничных)

Загадки о морских обитателях

Треугольником плавник,
Океаны бороздит.
Пасть от злости распахнула,
Рыба-хищница … (Акула)

*   *   *

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит —

Так живет на свете… (Кит)

*   *   *

Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный… (Осьминог)

*   *   *

Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это…  (Краб)

*   *   *

Ей не страшен зверь любой

Панцирь носит за спиной.

Триста лет живет без страха.

Кто же это? (Черепаха)

Считалки

Нежится в пене косатка одна.

Два красных краба резвятся у дна!

Трёх дельфинят мы кормили с моста.

Рядом проплыли четыре кита!

Пять каракатиц плывут в глубине.

Шесть ярких рыбок приплыли ко мне.

Семь плоских скатов, семь длинных миног.

Вот осьминог – у него восемь ног!

Девять кальмаров плывут мимо мели.

Девять медуз насчитать мы сумели!

*   *   *

Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит!
Если веришь – стой и жди,
А не веришь – выходи!

*   *   *

Чики – чики – чики – доре!
Хорошо купаться в море!
Не боимся мы с тобой,
Окунуться с головой.

Пальчиковые игры

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

(Делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг?

(Приставляют пальцы колечком у глаз)

Здесь прозрачная вода (Разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда.

(Волнообразные движения ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар

(Опущенные вниз ладонями обеих рук в форме шапочки)

А вот это – рыба шар.

(Соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног, (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их, выполняя колебательные движения пальцами рук)

Гостей встречает осьминог!

   «Осьминоги»

Осьминоги, осьминожки

Тренируют ручки, ножки. (Кисти рук ладонями вниз лежат

на столе: правая рука с сомкнутыми пальцами,

левая – с разомкнутыми)

Одновременно менять положение пальцев

(Одни смыкать, другие размыкать)

Могут плавать вверх и вниз (Ладонь правой руки медленно движется вниз, а ладонь левой – вверх)

Сальто сделают на бис.

(Ладони переворачиваются в воздухе)

Вправо проплывут и влево,

Тренируются умело. (Ладонь правой руки медленно движется направо, ладонь левой – влево, затем наоборот)

   «Рыбка»

Рыбка в озере живёт, рыбка в озере плывёт

(Ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг

(Ладошки разъединить и ударить по кленкам)

И услышим мы – плюх, плюх!

(Ладошки соединить у основания и так похлопать)

  • Сюжетно-ролевая игра «Рыбалка»

     Цель: предложить детям обыграть различные ситуации, учить детей объединяться в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения меду детьми.

  • Подвижные игры «Море волнуется раз…», «Ловцы жемчуга», «Рыбаки и рыбки», «Караси и щука».

Игры, самостоятельная деятельность детей:

  • Пазлы «Морские животные»

     Цель: продолжать учить детей составлять из частей целое изображение, развитие мелкой моторики рук.

  • Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

     Цель: закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

  • Настольная игра. Разрезные картинки «Обитатели океана»

     Цель: продолжать учить детей составлять из части целое.

  • Дидактическая игра «Узнай по силуэту», «Что за рыба?»
  • Игры-путешествия с кубиком, лото, пазлы.

ИЗО: Раскрашивание раскрасок по данной теме.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

–  Консультация «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»

–  Беседы с родителями с целью участия их в проекте

–  Просмотр телепередач о подводном мире

   Заключительный этап

  • Создание коллекции «Сокровища морей» (ракушки)
  • Оформление альбома «Морские животные»
  • Создание макета «Морское дно»
  • Фотовыставка «Море, речка, я бегу! Я уже на берегу»
  • Конкурс совместных творческих работ с детьми на тему «Как прекрасен этот подводный мир»

Результаты работы над проектом:

     Все участники проекта заинтересовались темой проекта.

     Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения, об уникальности каждого вид, способах маскировки. Проявляют самостоятельную инициативу: рассматривать иллюстрации, альбомы, раскрашивать картинки.

Вам также может понравиться...
15417