Катичева Анна Владимировна – Воспитатель МАДОУ «Детский сад №1 «Калинка» общеразвивающего вида» г. Великий Новгород
Дата поступления работы: 03.03.2019г.
Методическая разработка
Создание книжки стихов – синквейн
«Звери тайги»
в рамках проекта «Тайга – зона лесов»
(подготовительная группа)
Пояснительная записка
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
- Первая строка
- Вторая строка
- Третья строка
- Четвертая строка
- Пятая строка
Актуальность и целесообразность использования синквейна в практике дошкольного образования объясняется тем, что данная технология:
– открывает новые возможности для совершенствования речи детей;
– гармонично вписывается в работу по формированию речи детей, не нарушая общепринятую систему работы в данном направлении;
– способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;
– является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;
– носит характер комплексного воздействия, т.к. не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
При творческом использовании синквейна в образовательной деятельности он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу. Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).
Новизна применения данной технологии состоит в том, что работа с детьми идет в рамках реализации тематического проекта, где в интеграции с другими видами детской деятельности, которые дети выбирают по своим интересам, ненавязчиво идет работа над развитием речи. Как правило, дети чаще выбирают продуктивные виды деятельности, игнорируя речевую. Совмещая работу над синквейном с продуктивными видами деятельности, мы оказываем педагогическую поддержку ребенку, не нарушая его субъктивную позицию, не отказывая ему в выборе и проявлении собственной инициативы, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Данный опыт образовательной работы с детьми может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста и активно применяющих технологию проектирования как ведущую форму организации образовательной деятельности с детьми.
Создание книжки стихов – синквейн «Звери тайги»
в рамках проекта «Тайга – зона лесов»
Цель: Закрепить знания о лесных жителях в игровой форме (стихи синквейн), добиться более глубокого осмысления темы, формировать у детей умение кратко и точно выражать свои мысли на заданную тему.
Задачи:
1. Обучающие
– Закрепить и расширить ранее полученные знания о зверях, их образе жизни, питании, способах передвижения.
– Закрепить представления детей о частях книги: страница, обложка, текст, иллюстрации.
– Пополнять словарный запас детей по теме проекта. Совершенствовать навыки использования в речи синонимов.
– Обучать краткому пересказу, умению находить главную мысль в большом объёме информации.
– Формировать представления о частях речи, о предложении.
– Стимулировать желание высказывать собственное отношения к чему-либо.
2. Развивающие
– Развивать умения и навыки, необходимые при создании книжки.
– Активизировать и развивать мыслительную деятельности детей.
3. Воспитательные
– Формировать умение работать в коллективе, создавая коллективную работу.
Материал и оборудование:
– подбор фотографий, открыток, иллюстраций о растительном и животном мире леса,
– подбор литературных произведений о растительном животном мире леса: «С севера на юг» Н.Сладкова, энциклопедия «Большая книга леса», «Русские сказки о природе» Е.Ппрмяка, «Сказки» В.Бианки, русские народные сказки: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Лиса и журавль».
– подбор документальных и мультипликационных фильмов про лес и лесных жителях: «Чудесный лес», «Лес. Хозяин леса», «Тайны леса», «Лесные путешественники», «Мешок яблок», «Лесные животные».
– ноутбук, экран.
образовательной работы с детьми: Этапы
1 этап – предварительная работа
Проведение бесед: «Тайга – зона лесов», «Лесные жители».
Чтение книг: «С севера на юг» Н.Сладкова, энциклопедия «Большая книга леса», «Русские сказки о природе» Е.Пермяка, «Сказки» В.Бианки, русские народные сказки о лесных зверях.
Рассматривание иллюстраций по теме проекта. Просмотр документальных и мультипликационных фильмов о лесе и лесных жителях, их особенностях, взаимосвязях животного и растительного мира, влияния условий на образ жизни, питание, внешний вид зверей: «Лесные животные», «Чудесный лес», «Лесные путешественники», «Мешок яблок».
Рисование зверей для иллюстрирования книжки-самоделки.
Знакомство детей с правилами составления синквейна с использованием модели синквейна.
Составлять синквейн следует на уже усвоенные детьми темы и имея достаточный запас слов. Вначале работы над сенквейном, дети составляют стихи с помощью задаваемых вопросов: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает? и заданий: составь предложение, придумай слово, которое может заменить первое слово. Обязательно даётся образец составления синквейна.
Для понимания работы над стихотворениями можно детям предложить модель составления синквейна, это облегчит запоминание последовательности работы над стихотворением, даёт возможность заниматься творчеством самостоятельно.
Задания для детей на составление синквейна могут быть разными, постепенно усложняясь: составление синквейна к одному слову – предмету по теме проекта, к разным словам – «предметам по одной теме проекта, составление короткого рассказа по готовому стихотворению с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна, исправление и совершенствование уже придуманного синквейна, дополнение неполного стихотворения.
Слово «синквейн» в переводе с французского языка-пять строк. Пятистрочная строфа стихотворения. Похоже на японское стихотворение. Схема составления синквейна следующая:
1 строчка (кто? что?) – существительное – одно ключевое слово,
2 строчка (какой? какая? какое?) – два прилагательных характеризующих первую строчку,
3 строчка (что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящиеся к теме,
4 строчка – предложение, показывающее отношение автора к теме
5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация или синоним, который повторяет суть темы в первой строчке
2 этап – сочинение стихотворений-синквейн о лесных жителях.
Хорошо заниматься придумыванием стихотворений, когда дети рисуют иллюстрации к книжке. Получается душевная раскрепощённая беседа-игра. Необязательно, чтобы стихотворение полностью соответствовало правилам написания синквея. Необязательно, чтобы прилагательных было именно два, а глаголов три, можно использовать разное количество слов, возможны варианты использования других частей речи. Дети могут подсказывать друг другу.
Пока дети рисуют иллюстрации к книге и сочиняют стихи, я записываю их шедевры. Получается примерно так:
«Заяц.
Серый, трусливый.
Бегает, прыгает, прячется.
Всех боится.
Пушистик.»
Стихи-синкйвен получаются у всех! Детям нравится эта игра в слова.
Следующий этап работы над книгой – написание текста к нарисованным иллюстрациям. Дети, умеющие писать, записывают печатными буквами на своих рисунках свои стихи. Остальным помогаю я.
Последний этап – придумывание обложки. Выслушав предложения детей о том, какая должна быть обложка у нашей книги, мы вместе создаём её. Затем, собираем книжку воедино.
На итоговом сборе группа детей – создателей книги, демонстрирует своё изделие, читает всем остальным детям вслух и помещаем книгу в книжный уголок.
«Медведь.
Толстый, неуклюжий.
Бродит, косолапит, рыбачит.
Мишка любит мёд.
Михайло Потапыч.»
«Крот.
Слепой, чёрный.
Роет, копает.
Любит корешки.
Подземный житель.»