Демакова Татьяна Викторовна – Воспитатель МБДОУ №109 г. Уфа
Дата поступления работы на конкурс: 22.10.2019г.
Формирование основ экологического сознания в младшей группе
Актуальность:
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
И у нас возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких.
Целью экологического воспитания является:
- Формирование представлений у детей о биологических закономерностях.
- Формирование эмоционально – положительного отношения к миру.
- Формирование трудовых умений и навыков по уходу за животными и растениями.
- Формирование у детей потребности в самостоятельном изучение природы.
Задачи:
Развивать у детей желание, сохранять окружающий мир природы.
Совершенствовать предметно-развивающую среду.
Развивать познавательную активность и любознательность.
Совершенствовать педагогическую культуру родителей по вопросам экологического воспитания детей.
Дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержания их образования должно быть связано с содержанием экологического образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем освоить предметы экологической направленности
Особенности экологического образования детей младшего дошкольного возраста
Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных.
Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определённых условий для их жизни.
Значение совместной деятельности взрослого и ребёнка в процессе экологического воспитания.
Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Методы экологического образования в ДОУ:
- Опыты и эксперименты,
- Словесные методы (беседы, рассказы – описание и т.п.),
- Игровые методы и игра,
- Экскурсии,
- Практическая деятельность в природе (труд в природе, изобразительная деятельность с отображением природы, лепка).
Экологическое воспитание дошкольника через разные виды деятельности
Ухаживаем за растениями
Целевые прогулки в природу
Трудовая деятельность на участке
Беседы с детьми на экологические темы
Экспериментальная деятельность
Работа с календарём природы
Рассматривание дидактических картинок
Лепка на экологическую тематику
Формы экологического образования в ДОУ
Праздники, развлечения
Работа с родителями (анкетирование)
Труд
Занятия
Кружковая работа
Игры
Наблюдения
Экспериментирование и опыты
Целевые прогулки
Предметно – развивающая среда:
- Игрушки – аналоги, муляжи овощей и фруктов
- Дидактические картинки диких и домашних животных
- Экологические игры
- Фотоальбомы, иллюстрации
- Мини – огород
Работа с родителями:
- Детско – родительские выставки рисунков
- Привлечение родителей к участию в экологических выставках
- Индивидуальные беседы и консультации
- Родительские собрания в форме развлечений, игр
- Привлечение к оформлению развивающей среды группы
- Участие в утренниках
Мы считаем, что экологическому воспитанию дошкольников должно отводится важное место. Перед нами возникла проблема, как заложить в ребёнке первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека как живое существо, нуждающееся во вполне определённых жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу. Уверенна, что любовь к природе сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека, должны воспитываться с раннего возраста и в семье, и в дошкольных учреждениях.
Результатом экологического воспитания дошкольников
является экологическая культура личности. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Литература
1. Программа, из детства – в отрочество Т.Н.Доронова.
2. Ф.Аксёнова, Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников – Москва, 2011
3. Л.В. Ковинько, Секреты природы – это так интересно! –Москва, 2004: ил. Лопатина А.А.
4. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания/ А.А.Лопатина, М.В.Скребцова. – 2 – е изд. – Москва,2008.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобразования России от 17.10.2013 №1155.
Спасибо за внимание.