Педагогический проект «Масленица широкая»

Никульченкова  Анна Вениаминовна – Воспитатель МБДОУ МБДОУ «Детский сад №1 «Геолог» Калининградская область,  Гурьевский район, пос. Большое Исаково
Дата поступления работы: 21.03.2024г.

Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая»

Тема: «Широкая масленица»
Тип проекта: познавательно – творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, представители библиотеки.
Сроки реализации проекта: с 11 по 15 марта 2024 г. / с 24 по 28 февраля 2025г.
Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Цель:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:
Для детей
1. Формировать у детей гражданскую принадлежность.
2. Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.
Для педагогов
1. Профессиональное самосовершенствование.
2. Создание информационной базы.

Формы реализации проекта:
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры – забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
• Изготовление стенгазеты «С масленицей»;

Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность;
• Разучивание русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.

Заключительный:
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;
• Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»;

Взаимодействие с родителями:
• Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинный пир на весь мир!»;
• Приготовление блинов для чаепития;
• Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица».

Ожидаемый результат:
Дети:
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Педагоги накопление материала:
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.

Родители:
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

Тематическое планирование

Понедельник
Тематическое занятие «Госпожа Масленица»
Разучивание Народная игра – забава «Ручеек»
Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»
Раскрашивание расскрашек «Масленица».
Просмотр мультфильмов: «Царевна –лягушка» и «Масленица»

Вторник «Заигрыш»
Изготовление «Масленичного солнышка»
Народная игра – забава «Перетягивание каната»
Хороводная игра «Едет Масленица»
Загадки о весне и зиме
Слушание песни «Ой, блины, мои блины»
Народная игра – забава «Кто быстрее на метле?»
Чтение русских народных сказок «Как весна зиму поборола»

Среда «Лакомка»
Беседа «Значение и символика блинов»
Чтение русских народных сказок «Маслена»
Народная игра – забава «Блинная эстафета»

Четверг «Разгуляй»
Встреча с сотрудниками Исаковской модельной библиотеки «Масленица хороша – широка ее душа».
Аппликация с элементами  рисования «Масленица»
Народная игра – забава «Ручеёк»
Народная игра – забава «Карусель»
Чтение русских народных сказок «Соломенная Масленица»
Чаепитие с блинами

Пятница «Тёщины вечера»
Беседа: «Что мы узнали о Масленице»
Исполнение русских народных песен Народная игра – забава «Горелки»
Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица», «Секрет Матрешки»
Народная игра – забава «Снежный тир»
Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице?»
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины», масленичных закличек.

Приложение
Конспект занятия по изобразительной деятельности (Рисование сюжетное по замыслу) «Масленичные забавы»

Вид деятельности:
Рисование сюжетное по замыслу.
Тема: Масленичные забавы.
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье.

Программное содержание:
Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах;
дать представление о том, что масленица – один из самых любимых народом и веселых праздников;
воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям;
учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность;
закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм;
развивать воображение, восприимчивость к происходящему.

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», В.Сурикова «Взятие снежного городка», разучивание закличек и стихотворений о масленице.

Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A3; масляная пастель, гуашь, кисти разного размера.

Содержание организационной деятельности:
В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних игр, послушать стихотворение:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром.

Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались? На дворе зима. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение. А последний праздник зимы – Масленица. Она бывает в конце февраля — начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны.
Масленица — великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.

Разминка. Упражнение «Весёлый хоровод»
Становись в хоровод, (Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу.)
Будем веселиться.
Будем вместе все в кругу (Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону)
Весело кружиться. Ля-ля-ля.
А мы сядем на коней, (Дети изображают скачущих коней)
По полю помчимся.
Маме с папой до земли (Дети выполняют поклон)
Низко поклонимся.

Педагог предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой. Рисунок должен передавать настроение.

Самостоятельная работа учащихся
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.

Анализ работ
По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.

Педагог:  Здравствуйте  гости, милости просим
Масленицу широкую встречаем
Блинами угощаем.

Педагог:  Хотела Масленица вас порадовать, да вот солнышка сегодня не вышло к нам поздороваться. А давайте мы с вами солнышко зазывать начнем. А для этого мы с вами сделаем аппликацию «Солнышко – лучистое». Затем повесим наши  красивые солнышки и солнышко обязательно выйдет из-за туч.

Вам также может понравиться...
16553