Татаренко Ирина Васильевна – Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общераз-вивающего вида №55» г. Воронеж
Дата поступления работы на конкурс: 11.04.2018г.
Экологический межгрупповой проект
Тема: «Удивительный мир птиц!»
Планета Земля – наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология наука о взаимоотношениях человека и природы, одна из важнейших тем в наше время. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Актуальность выбранной темы заключаются в том, что в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы. Природа помогает эстетическому воспитанию человека, и птицы в ней – одна из наиболее важных составляющих.
Проблема: недостаточное представление детей о зимующих и перелетных птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель Проекта: развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности ребенка в рамках экологического проекта.
Задачи:
- формировать элементарные экологические представления о перелётных и зимующих птицах нашего края, понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- систематизировать и расширять знания детей о птицах нашего края, познакомить с внешним видом, питанием, научить ценить мир птиц;
- воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую, художественно-эстетическую и совместную с родителями деятельность;
- воспитывать умение правильно вести себя в природе, желание беречь ее; на основе экологических знаний бережное и созидательное отношение у дошкольников к миру птиц.
Гипотеза: процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- будет создана предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения;
- будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;
- будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера.
Научная новизна исследования заключается: в обосновании возможности и необходимости экологического образования дошкольников, где в качестве основополагающего положения выступает ФГОС ДО.
Срок реализации проекта: краткосрочный с 01.03.2017-01.04.2017г.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели старшей и подготовительной группы.
Вид проекта: межгрупповой, краткосрочный, исследовательско – творческий.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №55
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Ø Познавательные беседы;
- Дидактические игры;
- Проведение наблюдений за объектами природы;
- Подвижные игры;
- Проведение праздников;
- Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов;
- Чтение произведений;
- Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.;
- Составление сказок;
- Оформление материалов проекта
Предполагаемые результаты
- повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей;
- у детей сформирован устойчивый интерес к объектам живой и неживой природы;
- формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
- дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Обсуждение цели и задач;
- Создание необходимых условий для реализации проекта (подготовка иллюстраций, наборы карандашей, красок, альбомные листы, маски для игр, кормушки, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей)
- Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
- Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
II этап – основной (практический)
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
III этап — заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта
Заключительный этап предусматривает презентацию проекта.
Педагог готовит презентацию по деятельности проекта и проводит её.
Показатели сформированности экологической культуры ребенка.
68% детей показали высокий уровень развития познавательной деятельности, практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций “хорошо – плохо;
С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Вывод: Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. «От рождения до школы» под редакцией– М.: Мозаика – Синтез, 2010г. – 304с.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 2009. – 256 с.
3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр “Академия”, 2007. – 336 с.
4. Рыжова Н.А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.
5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. – 2002. – N 3. – с. 38-47.
6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 52 с.