ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА»

Щербина Юлия Васильевна – Воспитатель МБДОУ д/c №4 г. Балтийск Калининградская область
Дата поступления работы: 01.06.2023г.

Исследовательский проект «Воздух – невидимка»

Название проекта: «Воздух-невидимка».
Тип проекта:
 исследовательский.
Участники:  дети старшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта:  краткосрочный.
Срок реализации проекта: С 01.06 – 22.06
Актуальность проекта:  Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не по силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
В настоящее время, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения, в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться – это наша задача.
Проект «Воздух – невидимка» поможет выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей, обучить их исследовательской деятельности, развить познавательный интерес и любознательность.

Цель проекта: Расширить понятие «воздух», продолжать знакомить с его свойствами.

Задачи проекта:
Образовательные:

– Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;

– Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
– Обогащать и уточнять словарь по теме;
–  Формировать умения переносить усвоенные знания в разные виды деятельности: исследовательскую, игровую.

Воспитательные:
– Формировать навыки работы в коллективе, в парах и подгруппах;

Развивающие:
– Развивать непроизвольную память, внимание, логическое мышление;
Продолжительность проекта: Краткосрочный (3 недели)

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Этапы работы над проектом:

1 этап: Подготовительный

Определение проблемы, цели, задач проекта.

Изучение методической литературы.

Составление плана проектной деятельности.

2 этап – Основной: Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:

Беседы (где найти невидимку; свойства невидимки; как работают предметы; что умеет невидимка), рассказы из энциклопедий, видеосюжеты;

Игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.);

Экспериментально-исследовательская деятельность: «Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что умеет воздух?» «Полет в космос» и др.

Решение проблемных задач и ситуаций («как проверить, что воздух расширяется при нагревании», «обладает силой» и др.);

Дидактические, интеллектуальные, деловые игры «Полетим в космос», «Вылечим Степашку», «Парашютисты», «Узнай по запаху»;

Тематические занятия: «Какой воздух в нашем городе?», «Свойства воздуха», «Воздух – невидимка»;

Проведение наблюдений, опытов, экскурсий; разучивание стихов, чтение сказок, загадывание загадок.

3 этап – Заключительный.

×          Папка-передвижка для родителей «Как организовать экспериментальную деятельность дома».

×          Оформление выставки рисунков: «Способы охраны воздуха».

Актуальность

  • То, что я услышал, я забыл.
  • То, что я увидел, я помню.
  • То, что я сделал, я знаю!

  Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не по силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
В настоящее время, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения, в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться – это наша задача.
Проект «Воздух – невидимка» поможет выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей, обучить их исследовательской деятельности, развить познавательный интерес и любознательность.

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Ожидаемый результат:

  • Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • Совершенствование экологической среды группы;
  • Расширение представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов;
  • Использование полученных знаний в дальнейшей деятельности;
  • Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

Итог проекта: Результат проектной деятельности:

После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о воздухе, его свойствах, причинах возникновения ветра. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Дети приобрели знания о том, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. Дети могут рассказать о том, какую пользу приносит воздух растениям, животным, человеку. 

План реализации проекта

Этапы работы над проектомСодержание деятельностиСроки реализации
Подготови-тельный  
 Изучение методической литературы по темеИюнь
Информирование участников о цели проектаИюнь
Подобрать стихотворения, сказки, загадки и пословицы о воздухе.Июнь
Сделать подборку мультфильмов о воздухе и его свойствах.Июнь
Разработать конспекты занятий  на тему проекта.Июнь
Изготовить султанчики и приобрести вертушки для игр детей и проведения экспериментов.Июнь
Подготовить папку-передвижку для родителей на тему «Искусство мыльных пузырей».Июнь
Основной  
 Беседы: “Что такое воздух”, “Значение воздуха для жизни и роста живых организмов”, “Носы нужны не только для красы”, “Какую пользу приносит ветер».Июнь
Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду. Почему облака плывут? Отметить, какие облака – высокие или низкие. Дать представление о кучевых (как кучи ваты) и перистых (словно перышки – легкие, полупрозрачные) облаках.Июнь
  Наблюдение за ветром: теплый, легкий, прохладный. Если сгибаются верхушки деревьев, качаются ветви – ветер сильный, порывистый. Если чуть колышутся – ветер слабый.Июнь
Разучивание физкульминутки: «Ветер».Июнь
Составление правил: «Как сохранить воздух чистым»; «Для чего нужен воздух?». 
Настольно – дидактические игры:
“Куда дует ветер?”, “Узнай по запаху”, “Хорошо – плохо”, Июнь “Собери картинку”.
Июнь
Сюжетно – ролевые игры: “Путешествие”, “Семья”, “Мы – исследователи”, “МагазинИюнь
Подвижные игры, эстафеты: “Северный и южный ветер”, «К своему флажку беги”, “Сиамские близнецы”, “Догонялки”, “Чье звено скорее соберется?”, и др.Июнь
Игровые упражнения: “Сдуй перышко”. “Надуваем шарик”.Июнь
 Занимательные опыты с воздухомОпыт №1, №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.Опыт №2. Воздух может перемещаться.Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается.Опыт №6. Воздух всегда в движении.Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах.Опыт №8. Воздух имеет объем.Опыт №9. Воздух имеет вес, который зависит от его объемаОпыт №10. Объем воздуха зависит от температуры.Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать.Опыт №12. В пустой бутылке есть воздух.Опыт №13. Плавающий апельсин.Июнь
 Чтение художественной литературы:С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,А. Орлов «Ветер – пастушок». Чтение: р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть», А. Барто «Эти капризы», А. Орлов «Ветер-пастушок», С. Жупанин «Нарисую ветер», С. Михалков «Три ветра», Ф. Грубин «О чём поёт мельница», А. Костецкий «Бумажный змей».Июнь
 Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами: (дудочка, губная гармошка, свистульки)Июнь
 Просмотр видеоролика «Фиксики»Июнь
Заключи-тельныйПапка-передвижка для родителей «Как организовать экспериментальную деятельность дома»Июнь
 Оформление выставки рисунков:«Способы охраны воздуха»Июнь

Приложения

«Воздух». Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

  • «Ветер – это движение воздуха». В холодную погоду приоткрой дверь на улицу. Зажги две свечи. Держи одну свечку в низу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению пламени можно проследить как движется воздух.
  • «Волшебная воронка». Сверни конус и закрепи его скотчем внутри и снаружи. У конуса срежь кончик. Положи в воронку теннисный мячик. Вставь в отверстие соломинку и дуй. Что происходит с мячиком? Почему?
  • «Дырявая баночка». Проделай дырочки в дне и крышке баночки. Залепи обе дырочки скотчем. Наполни баночку водой и закрути крышку. Аккуратно сними скотч с донышка. Выходит, ли вода? Сними скотч с крышки. Что произошло? Теперь попробуй пальцем открывать и закрывать дырку в крышке.
  • «Надувание воздушного шарика».

Задача – обнаружить воздух.

Оборудование – емкость с водой, воронка, воздушный шарик.

Дети рассматривают воздушный шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку: объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсуждает, что случилось с шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется шарик (он остается сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают результат.

  • «Поиск воздуха».

Задача – обнаружить воздух.

Оборудование – султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).

  • «Что в пакете?»

Задача – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Оборудование – два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.

  • «Загадочные пузырьки».

Задача – обнаружить воздух в других предметах.

Оборудование – емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

  • «Надувание мыльных пузырей».

Задача – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Оборудование – соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).

  • «Пузырьки-спасатели».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.

  • «Морской бой».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.

Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на пары и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

БЕСЕДЫ О ВОЗДУХЕ

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Южного океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и животные, и все предметы каждый день «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Океан этот называется ВОЗДУХ.

Воздух, окружающий планету Земля – это её голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца. Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает землю от космических снарядов-метеоритов. Когда небесные камни обстреливают нашу планету, они попадают в воздушные слои Земли. Здесь они так сильно раскаляются, что, не долетев до Земли, сгорают. Воздушная оболочка Земли защищает нас и от лучей-невидимок.

Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы ни было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью.

У поверхности Земли воздух густой, плотный, хотя мы это не замечаем. Чем выше, тем воздух становится менее плотным. А «вынырнуть» из воздушного океана можно только на космическом корабле. Ведь там, где кончается воздушный океан, начинается безвоздушное пространство – космос.

Как только не называют воздух, окружающий нашу Землю: воздушная оболочка, воздушный океан, АТМОСФЕРА.

Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни шли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту – повсюду есть воздух.

Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.

Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

Где воздух тяжелее? Где воздух легче?

Воздух – смесь мельчайших частиц газов, которые называются молекулами. Они так малы, что в объеме величиной с булавочную головку их умещается больше миллиарда! Когда поднимаешься высоко в горы, то сразу чувствуешь, что воздух там другой – он разряжен. Молекулам там просторнее, они больше отдалены друг от друга. На большой высоте воздух так разряжен, что альпинисты и летчики вынуждены пользоваться кислородными масками.

Иногда в небе можно увидеть воздушный шар. Он наполнен гелием – газом, который легче воздуха. Когда такой шар поднимается с земли, он проходит сквозь плотный воздух, всплывает, словно пробка в наполненном водой сосуде.

Утверждения, которые проверялись людьми:

1. Воздух находится везде.

2. Воздух прозрачный.

3. Воздух бесцветный.

4. Воздух не имеет запаха.

5. Воздух имеет вес.

6. Воздух сжимается.

7. Воздух подвижен.

8. Воздух сопротивляется.

9. Воздух нужен растениям и животным.

10. Воздух может быть грязным.

Растения – настоящая фабрика кислорода

Воздухом дышит всё живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолёты и машины, без него не могут работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше? Потому что на земле есть зелёные растения! Они – настоящая фабрика кислорода.

Человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле.

Главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. При дыхании людей и остальных существ образуется много углекислого газа.

Растения поглощают этот газ, а выделяют кислород!

Вот почему так легко дышится там, где много зелени.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.

Развлечение «Невидимка – воздух».

Программные задачи:

Образовательные:

– подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

– дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

– способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

– способствовать формированию у детей познавательного интереса;

– обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

– учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

– развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

– развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

– развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

– воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

– воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

– воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предварительная работа:

– Наблюдения за ветром;

– Проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

– Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

– Изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей); мыльные пузыри (по количеству детей); игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); 2 подноса; сундучок Кузи; игрушка «Домовёнок Кузя» и ширма; кораблики из пенопласта с бумажными парусами; сосуд – «море» для корабликов; салфетки бумажные (по количеству детей); веера (по количеству детей); апельсин, чеснок, чеснокодавилка; воздушные шары (по количеству детей); таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов.

Содержание

Воспитатель:

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.

(подходят к лаборатории)

Домовёнок Кузя (появившись из-за печки): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте поиграем с мыльными пузырями.

Физкультминутка «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Кузя: Конечно же, мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра «Кораблики»

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Кузя: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 4. С веером.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Кузя: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Кузя: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.

Что воздух легче воды.

Что воздух есть внутри пустых предметов;

И даже внутри людей.

Без воздуха ничто живое не может жить;

А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи.

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо. И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху.

Воспитатель: Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Кузя: Я тут! (дует). Я надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ.

Опыт 1. «Воздух».

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой.

Стакан нужно держать прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан?

Почему нет? В стакане есть воздух. Он не пускает туда воду.

Опыт 2. «Пузырьки воздуха».

Опустить стакан в банку с водой и держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

Опыт 3. «Ветер – это движение воздуха».

В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определите, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней – наружу).

Обнаружение воздуха.

Цель: дать возможность обнаружить воздух.

Ход. Обсуждение гипотез, как можно обнаружить воздух:

1. Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым. Почему? (Внутри пакета находится воздух).

2. Опустить в банку с водой пустую бутылку, из неё пойдут пузырьки. Что это? ( Это воздух)

Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду.

Прозрачность.

Цель: показать, что воздух прозрачен.

Ход. Сравниваем воздух с непрозрачными предметами. Дверь, книга – непрозрачны – через них мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.

3. Бесцветность.

Цель: сравнить воздух с телами, имеющими цвет (цветная бумага разных цветов).

Ход. Воздух не похож ни на одну из них.

Вывод: воздух бесцветен.

Отсутствие запаха.

Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.

Ход. Возьмём духи, корки апельсинов и т. д. Предложить последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Выяснить, какой запах имел воздух до того, как он был насыщен различными запахами.

Вывод: чистый воздух ничем не пахнет.

Воздух имеет вес.

Цель: проверить, имеет ли воздух вес.

Ход. Положить на чаши весов надутый и пустой шарики, посмотреть, что будет.

Пустые шарики весят одинаково. А надутый шар стал тяжелее.

Вывод: надутый шарик весит больше, чем пустой. Значит, воздух имеет вес.

Подвижность.

Цель: обнаружить движение воздуха (при колебании воздуха образуется ветер)

Ход. Помахать тетрадкой перед собой. Что почувствовали? (Лёгкий ветерок)

Вывод: воздух лёгкий, при его охлаждении образуется ветер..

Воздух нам необходим .

Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма.

Ход. 1.Провести опыты с задержкой дыхания.

– Закройте ладошками рот и нос. Вдохнуть воздух и сосчитать, кто сколько может продержаться без воздуха.

-Какое было желание? (Открыть нос)

2. Взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух. Выходят пузырьки. Что находится в пузырьках? ( В пузырьках – воздух, значит, внутри нас находится воздух)

Вывод: мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем.

Загрязнение воздуха.

Цель: показать наличие в воздухе пыли и грязи.

Ход. С помощью кусочка ваты собрать пылинки с мебели. Откуда они взялись?

(В воздухе были пылинки)

Вывод: в воздухе находятся разные вещества, в том числе и вредные.

Воздух нужен растениям.

Цель: Показать, что растениям тоже нужен воздух

Ход. Взять два растения (одно – со свободным доступом воздуха, а другое – с накрытой крышкой). После длительного времени растение под крышкой завяло.

Вывод: растениям тоже нужен воздух.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ»

Сказка о природных стихиях

(по мотивам сказки М. Байкова «Ожерелье времени»)

Случилось это, когда ничего еще в мире не было. Ни наc с вами, ни папы и мамы, ни зверей и травиночки. Так было долго-долго.

Ночь была повсюду. Темень дремучая. Холодом скованная планета Земля была голая и холодная. Посмотрела Царица Мира- Природа на эту картину и решила оживить Землю. Распрягла она силы буйные, закружились они и столкнулись. От удара искры посыпались и гром загремел, и появились два брата: Воздух и Огонь. Стали они в обнимку гулять да подрастать. А скоро и за работу принялись. Огонь лучом тьму разгоняет и Землю согревает, а Воздух ему во всем помогает. Лучезарными руками Землю обнимает да в рубашку одевает. Та рубашка стала атмосферой называться. Послала Царица Мира на помощь братьям Воду. Была она красавицей величавой. Взялась она за дело, и появились на Земле реки и моря. Ожила Земля! Краше всех стала! Позвала к себе Царица Мира Огонь и Воду, Воздух и Землю, похвалила и сказала: «Просите у меня все, что захотите, любую просьбу вашу исполню». И тогда попросил Огонь разрешения жениться на Земле, а Воздух – на Воде. Свадьба была веселая, и после свадьбы появились у Воздуха и Воды детушки- рыбы и водоросли. А у Огня и Земли- козявки и птицы, звери, растений множество.

С той поры Огонь, Воздух, Вода и Земля живут вместе, создают окружающий мир и называются природными стихиями.

Сказка- игра.

На одной поляне стояли высокие деревья, они тянули свои ветви к солнцу. Ветви были украшены зелеными листиками. Вот прилетел ласковый ветер и стал играть с листиками, шелестеть ими.

Потом прилетел воздух- гуляка. Он раскачивал ветки в разные стороны и свистел. За ним примчался ветер- хулиган. Он обрывал листья и гнул ветки к земле. Взмолились деревья: «Оставь нас в покое и лети лучше к мельницам. Они тебя давно ждут». Полетел ветер к мельницам и стал крутить крылья мельницы. Обрадовались люди, много муки будет! Так ветер принес людям пользу и перестал им досаждать.

Ветер и солнце.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал и начал дуть что есть мочи.

Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уже Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из – за облака, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и замерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Загадки про воздух

Чем мы дышим???
Что мы не видим???
Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?


Я коварный поджигатель. 
Вы огня хотите – нате! 
Я всесильный окислитель 
(Если только дров дадите).

Через нос проходит в грудь 
И обратный держит путь. 
Oн невидимый, и все же, 
Без него мы жить не можем.

Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.

Ни веса ни цвета у него нет!
Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?
Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.

Рассыпался горох по сто дорог, 
Никто его не соберет: 
Ни царь, ни царица, 
Ни красна девица, ни бела рыбица.

Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?

Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!

Литература и источники:

1. Т.И. Бабаева, Комплексная программа дошкольного образования «Детство».

2. Интернет – ресурсы

3. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г

4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб2013г.

Вам также может понравиться...
15392