ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ДЕТСКИЙ САД!»

Комисарова Ольга Геннадьевна – Воспитатель МОУ Детский сад №282 Красноармейского района Волгограда
Дата поступления работы на конкурс: 16.05.2020г.

Педагогический проект

«За здоровьем в детский сад!»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Тип проекта: познавательно-информационный, оздоровительный, комплексный, групповой (для детей старшего дошкольного возраста)

Продолжительность проекта: сентябрь – ноябрь

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении своего здоровья, профилактике простудных заболеваний на основе образовательных технологий здоровьесбережения.

Задачи проекта

Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление здоровья детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • повышение двигательной активности детей.

Образовательные задачи:

  • формирование у детей двигательных умений и навыков;
  • развитие физических качеств;
  • получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи:

  • формирование интереса и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • развитие представлений о строении собственного тела, о назначении органов;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

Ожидаемые результаты

1. Снижение простудных заболеваний за первое полугодие.

2. Систематизация работы по оздоровлению детей.

3. Овладение детьми элементами оздоровительных технологий.

4. Активная помощь родителей в организации работы по профилактике простудных заболеваний и оздоровлению детей в осеннее – зимний период.

5. Пополнение физкультурного уголка оборудованием для овладения физкультурными движениями.

Проблема

 Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. Анализируя состояние здоровья воспитанников нашего дошкольного учреждения за прошлый учебный год, был выявлен низкий процент посещаемости детей и низкий процент детей, ни разу не болевших. Основные болезни, которыми болели дети, – это ОРЗ, ОРВИ, грипп, бронхит. Ухудшение состояния здоровья детей продиктовало необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости. У детей 5 – 6 лет недостаточно сформированы мотивы, понятия, убеждения в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Поэтому в группе был разработан проект по теме «За здоровьем в детский сад!»»

Принципы проекта

1. Принцип оздоровительной направленности. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка, они обязаны обеспечить рациональный двигательный режим, создать оптимальные условия для игр и занятий детей. Целесообразность проведения любого мероприятия рассматривается с позиции здоровья каждого ребенка. При введении новшеств в педагогический процесс – главное правило «Не навредить здоровью».

2. Принцип последовательности. Педагоги постепенно включают в педагогический процесс оздоровительные процедуры, вызывая интерес и положительный эмоциональный отклик со стороны детей.

3. Принцип индивидуализации. Педагоги учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка: для каждого ребенка обеспечивается оптимальная физическая нагрузка; индивидуальный темп двигательной активности; организация закаливания.

4. Принцип единства с семьей. Правильно воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания и оздоровления. Положительные результаты в оздоровлении детей возможны только при совместной работе педагогов и семьи, в понимании важности, значимости всех форм профилактической и оздоровительной работы с детьми.

            Проект носит комплексный подход и построен на трех основных направлениях:

– создание оздоровительной среды для профилактики у детей простудных заболеваний;

– формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома;

– развитие физической культуры.

Место проведения: групповая комната, музыкальный зал, участок для прогулки

Формы реализации проекта

  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • Беседы;
  • Досуги;
  • Игровая деятельность детей;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Использование здоровьесберегающих технологий;
  • Консультативная работа с родителями.

Средства реализации проекта

  • Подготовка оборудования, материалов;
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  • Вовлечение родителей в совместную работу.

Содержание практической деятельности по реализации проекта

«За здоровьем в детский сад!»

1 этап: подготовительный (целеполагание)

  • Анализ проблемы;
  • Определение цели, задач:
  • Изучение методической, справочной литературы;
  • Анкетирование родителей;
  • Оценка состояния здоровья детей (врач);
  • Оценка физического здоровья и физической подготовленности детей;
  • Изготовление дорожек здоровья, нестандартного спортивного оборудования, пособий, оформление физкультурного уголка;
  • Подбор литературы для родителей, проведение бесед по здоровому образу жизни с родителями.

2 этап: планирование реализации проекта (разработка)

  • Определение задач воспитательно-образовательной работы;
  • Планирование деятельности педагогов;
  • Объединение результатов деятельности в логике общего замысла.

3 этап: практический (реализация проекта)

С детьми

СЕНТЯБРЬ

п\п                       Проводимые мероприятия
1.Цикл занятий «В гостях у доктора Айболита»
2.Игры-упражнения «Уроки Неболейки»
3.Утренняя гимнастика (ежедневно)
4.Физкультурные минутки и динамические паузы(во время занятий)
5.Физкультурные занятия (на воздухе, понедельник, среда, пятница)
6.Физкультурное развлечение «День весёлых эстафет» (1 раз в месяц)Приложение №1
7.Подвижные игры и игровые упражнения (ежедневно)                        Приложение №2
8.День здоровья                                                                                           Приложение №3
9.Самомассаж
10.Точечный самомассаж
11.Витаминотерапия, включение в рацион питания соков, фруктов, свежих овощей
12.Гимнастика пробуждения (после сна, ежедневно)
13.Дыхательная гимнастика (ежедневно)                                                  Приложение №4
14.Прогулки на свежем воздухе (2 раза в день)
15.Работа с дорожками здоровья: (ежедневно)- «паровоз»- «мокрая дорожка»- «ягодки»- «камни»
16.Закаливающие процедуры: (ежедневно)- воздушные ванны- полоскание горла- умывание прохладной водой- хождение босиком- солевое закаливание
17.Релаксация (ежедневно)
18.Сквозное проветривание в отсутствие детей и перед сном (3 раза в день)
19.Проветривание группы перед занятием (2 раза в день)
20.Влажная уборка группы (3 раза в день)
21.Кварцевание группы (ежедневно)

ОКТЯБРЬ

п\п                                Проводимые мероприятия
1.Игры и упражнения «Советы Мойдодыра»
2.Концерт-викторина «В здоровом теле – здоровый дух»
3.Утренняя гимнастика (ежедневно)
4.Физкультурные минутки и динамические паузы (во время занятий)
5.Физкультурные занятия (на воздухе, понедельник, среда, пятница)
6.Физкультурное развлечение «Наши любимые подвижные игры» (1 раз в месяц)
7.Подвижные игры и игровые упражнения (ежедневно)
8.Самомассаж
9.Точечный самомассаж
10.Витаминизация («Ревит», «Аскорбиновая кислота»), включение в рацион питания соков, фруктов, свежих овощей
11.Гимнастика пробуждения (после сна, ежедневно)
12.Дыхательная гимнастика (ежедневно)
13.Прогулка на свежем воздухе (2 раза в день)
14.Неделя здоровья                                                                                     Приложение №5
15.Физкультурный кружок «Ручной мяч» (2 раза в месяц, 2-я половина дня)
16.Закаливающие процедуры: (ежедневно)- воздушные ванны- полоскание горла- умывание прохладной водой- умывание прохладной водой рук до локтя- хождение босиком
17.Релаксация
18.Закладывание оксолиновой мази в нос
19.Вакцинирование детей противогриппозной сывороткой (по добровольному согласию родителей)
20.Работа с дорожками здоровья: (ежедневно)- «коврик со следами»- «ягодки»- «змейки»- «веревочная лестница»- «камни»- «мокрая дорожка»
21.Сквозное проветривание в отсутствие детей (3 раза в день)
22.Проветривание группы перед занятиями (2 раза в день) и перед сном (ежедневно)
23.Кварцевание группы (ежедневно)
24.Поддержание чистоты в группе

НОЯБРЬ

п\п                             Проводимые мероприятия
1.Серия занятий «Наши помощники в укреплении здоровья»
2.Игра-путешествие «Путешествие в страну Здоровье»
3.Утренняя гимнастика (ежедневно)
4.Физкультурные минутки и динамические паузы (во время занятий) Приложение №6
5.Осенние каникулы
6.Физкультурные занятия (понедельник, среда, пятница)
7.Физкультурное развлечение «Что такое грипп и как его победить» (1 раз в месяц)
8.Подвижные игры и игровые упражнения (ежедневно)
9.Самомассаж
10.Точечный массаж
11.Витаминотерапия, включение в рацион питания соков, фруктов, свежих овощей
12.Закладывание в нос оксолиновой мази
13.Кислородный коктейль
14.Гимнастика пробуждения (после сна)
15.Физкультурный кружок «Ручной мяч» (2 раза в месяц, 2-я половина дня)
16.Прогулка на свежем воздухе (2 раза в день)
17.Закаливающие процедуры: (ежедневно)- воздушные ванны- хождение босиком- полоскание горла- солевое закаливание- умывание прохладной водой
18.Работа с дорожками здоровья: (ежедневно)- «камни»- «паровоз»- «мокрая дорожка»- цветная полянка»- «змейки»- «ребристая дорожка»- «коврик со следами»- «веревочная лестница»
19.Релаксация
20.Кварцевание (ежедневно)
21.Поддержание чистоты в группе
22.Сквозное проветривание в отсутствие детей (3 раза в день)
23.Проветривание группы перед занятиями (2 раза в день) и перед сном (ежедневно)

С родителями

п\пМероприятияМесяц
1.Анкетирование родителей группы «Здоровье Вашего ребенка»   Приложение №7Сентябрь
2.«Справочное бюро здоровья» (памятки и буклеты)               Приложение № 8Сентябрь
3.День открытых дверей «День здоровья» (посещение утренней гимнастики, занятий, режимных моментов)Сентябрь
4.Консультация для родителей «Как уберечься от гриппа?»Октябрь
5.«Советы Мудрой Совы»Приложение №9Октябрь
6.Родительское собрание «О здоровье – всерьез»Октябрь
7.Оформление папок-передвижекНоябрь
8.Памятки, буклеты, рекомендации («Проведение самомассажа», «Проведение дыхательной гимнастики», «Гигиена сна», «Как правильно организовать занятия с физическими упражнениями дома»)Ноябрь
9.Выставка нетрадиционного спортивного оборудования «Я учусь быть здоровым»Ноябрь

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в проекте

             Виды здоровьесберегающих        технологий   Время проведения       в режиме дня       Особенности методики проведения
Динамические паузыВо время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.Рекомендуются в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игрыКак часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой (средней) степенью подвижности.Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
РелаксацияВ любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
Гимнастика дыхательнаяВ различных формах физкультурно-оздоровительной работы.Обеспечит проветривание помещения, дать детям инструкции по обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Гимнастика пробужденияЕжедневно после дневного сна, 5-10 мин.Форма проведения различна
Физкультурное занятие3 раза в неделю, 25 мин.Занятие проводится в соответствии с программой ДОУ. Перед занятием хорошо проветрить помещение.
СамомассажВ зависимости от целей, сеансами или в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.Объяснить детям серьезность процедуры и дать элементарные знания о том, как не нанести вред своему здоровью.
Точечный самомассажПроводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время.Проводится по специальной методике. Используется наглядный материал.
Занятия из серии «Познаю себя»1 раз в неделю, 25 мин.Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

4 этап: заключительный (подведение итогов)

  • Анализ заболеваемости;
  • Анализ диагностических карт по физической подготовке детей;
  • Анализ эффективности используемых форм работы.

Результаты проекта

1. Улучшились соматические показатели здоровья детей группы.

2. Разработана система по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении своего здоровья, о профилактике простудных заболеваний.

3. Составлены дополнительные разработки по организации игр, изготовлена картотека: пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, массажа и самомассажа, подвижных игр, комплексов по профилактике плоскостопия, формирования правильной осанки.

4. Организована детско-родительская выставка нетрадиционного спортивного оборудования «Я учусь быть здоровым».

5. Проделана большая работа по созданию предметно-развивающей среды, направленной на физическое развитие детей.

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий в нашей группе привело не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. За период – сентябрь, октябрь, ноябрь – показатели индекса здоровья наших воспитанников улучшились на 61 %. Из результатов проекта следует, что данная работа в выбранном проекте является важной в системе оздоровления дошкольников.

Приложение № 1

Физкультурное развлечение с детьми старшего возраста

«День весёлых эстафет»

Цель: воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту.

Задачи:

– упражнять в прыжках на одной ноге, в ведении мяча;

– вызвать желание участвовать в соревнованиях;

– создать доброжелательную атмосферу, радостное настроение.

Инвентарь: 2 баскетбольных мяча, 6 больших кубиков, гимнастические палки по количеству детей, 2 пары больших сапог, 2 косыночки, 2 воздушных шара, 2 детских ведра, маленькие шарики или кубики.

Участники: дети всей группы.

(Команды и болельщики входят в зал под марш).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем «Веселые эстафеты». Сегодня вы покажете свою ловкость, меткость, быстроту, силу и выносливость. Все эти качества важны, но помните, что сражаться и побеждать нужно дружно. А начнем мы с вами с разминки. Я буду показывать движения, ну а вы повторяйте и не зевайте!

На «Веселую зарядку» становись! (комплекс упражнений с гимнастическими палками)

«КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ГОЛОВЫ»

И.п.- о.с., руки с палкой за спиной.

«ПОТЯНИСЬ»

И.п. – о.с., руки с палкой опущены.

1-руки вверх,2-пр.нога назад,3-посмотр.на палку, 4-и.п.

«НАКЛОНЫ»

И.п.- ноги на ш.п., руки с палкой за спиной.

1-2 – наклон влево/вправо, 3-4 – наклон вперед-назад

«ПОВОРОТЫ»

И.п.- ноги на ш.п., руки с палкой за плечами.

«ПРИСЕДАНИЯ»

И.п. – пятки вместе носки врозь, руки с палкой опущены.

«ПОДНИМИ ПАЛКУ»

И.п. – сесть на пол, ноги согнуть в коленях, палку зажать между стопами, опираясь руками об пол.

«КАЧАЛКА»

И.п. –сидя на полу, палка под коленями.

ПРЫЖКИ – перепрыгивание палки на двух ногах вперед – назад.

Воспитатель: Ну что, теперь-то вы готовы! Начнем!Ну а начнем с простого.

Разминочная эстафетаУчастник команды должен добежать до стойки, обежать ее и бегом вернуться, передать мяч следующему участнику.

Эстафета «Быстрая нога»

1 этап. Участнику команды надо добежать до стула и сесть на него, снять один кроссовок, положить рядом со стулом (справа или слева), вернуться назад прыжками на одной ноге (на той, которая обута)

2 этап. Допрыгать до стула, сесть и надеть свою обувь и бегом вернуться назад.

Воспитатель: Молодцы! С заданиями справляетесь хорошо, а сейчас немного отдохнем. Болельщики, выходите с нами играть. Мы с вами проверим, насколько вы внимательны.

Игра «Зеваки»

Для начала выучим пару движений – 2 хлопка, поворот вокруг себя.

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу (свисток, хлопок) останавливаются и делают 2 хлопка, поворот вокруг себя и продолжают движение. Не выполнивший встает в середину круга.

Воспитатель: Отдохнули немного, а теперь вернемся к нашим соревнованиям! Займите, пожалуйста, свои места.

Эстафета «Конёк-Горбунок»

Эстафета «Кот в сапогах»

Эстафета «Лиса Алиса и кот Базилио»

Эстафета «Незнайка на воздушном шаре»

Воспитатель: Утомились? Выходите все и вставайте в круг. Будем играть. Правила игры очень просты. Есть у нас 1 платочек, который мы будем передавать друг другу. С окончанием музыки, тот, у которого останется, платочек выходит в центр круга и танцует для нас.

Подведение итогов. Награждение.

Выход из зала под музыкальное сопровождение.

Приложение № 2

Картотека подвижных игр и игровых упражнений

МесяцПодвижные игрыИгровые упражнения
 Сентябрь Подвижная игра «Мышеловка»Подвижная игра «Ловишки» (с ленточками)Подвижная игра «Сделай фигуру»Подвижная игра «Мы, веселые ребята»Подвижная игра «Удочка»Подвижная игра «Быстро возьми»Подвижная игра «Перелет птиц»Подвижная игра «Не оставайся на полу»  «Пингвины»,«Не промахнись»«По мостику»«Найди и промолчи»Игра м/п «У кого мяч?»«Передай мяч»«Не задень»«Не попадись»
 Октябрь  Подвижная игра «Не попадись»Подвижная игра «Гуси-лебеди»Подвижная игра «Пожарные на учении»Подвижная игра «Ловишки – перебежки»Подвижная игра «Кто скорее до флажка»Подвижная игра «Охотники и зайцы»Подвижная игра «Хитрая лиса»Подвижная игра «Медведи и пчелы» «Мяч о стенку»«Поймай мяч».«Будь ловким»«Найди свой цвет»«Пас друг другу»«Проведи мяч»Игра м/п «Летает – не летает»«Перепрыгни – не задень»
 Ноябрь       Подвижная игра «Ловишки парами»Подвижная игра «Совушка»Подвижная игра «Горелки»Подвижная игра «Карусель»Подвижная игра «С кочки на кочку»Подвижная игра «Караси и щука»Подвижная игра «Пятнашки»Подвижная игра «Бездомный заяц»  «Мяч о стенку»«Попади в корзину»«Поймай мяч»«Не задень»Игра м/п «Затейники»«По мостику»«Перебрось и поймай»«Кто быстрее» 

Приложение № 3

Тематический День Здоровья

Режимные моментыРабота с детьми
 Утро1. Утреннее приветствие воспитателя группы детей и родителей.2. Разминка «Полоса препятствий»3. Психогимнастика «Солнечные зайчики»4. Музыкально – ритмическая гимнастика «Друзья Буратино»5. Беседа «Уроки Мойдодыра»6. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»7. Наблюдение за выполнением детьми культурно-гигиенических навыков.
 Первая половина дня1. Беседа «Витаминные продукты»2. Дидактическая игра «Пирамида Здоровья»3. Спортивное развлечение на прогулке «Волшебные превращения»4. Релаксация перед сном «Волшебный сон»
 Вторая половина дня1. Гимнастика после сна «Пробуждение солнышка»»2. «Маршрут здоровья» (закаливающие процедуры после сна)3. Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр»4. Развлечение «Мы сильные, мы дружные»

Работа с родителями:

  • §Выставка специальной литературы по вопросам здоровья.
  • §Консультация с показом «Утренняя гимнастика на каждый день»
  • §Папки-передвижки: «Зарядка с мамой», «О правильном питании», «Укрепляем осанку», «Все о плоскостопии».
  • §Консультация «Что ест ваш ребенок?», «Диета для умниц», «Маша ела кашу»
  • §Памятка для родителей «Физкультура в семье»        

Приложение № 4

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

 СЕНТЯБРЬ   № 1 «Жуки»Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж, – сказал крылатый жук, – посиж-ж-ж-у».Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у».Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж-ж» (2 – 3 мин)   № 2 «Котята»Дети произвольно перемещаются на четвереньках: (пролезают, подлезают, преодолевают различные препятствия, произнося на выдохе «мяу-мяу».   № 3 «Котята и собачки»Дети делятся на 2 группы «котята» и «собачки». Воспитатель, предлагает котятам, ходить на носочках мурлыча «мяу-мяу»; по сигналу собачки со словами «гав-гав» не позволяют им это сделать, ловят котят двумя руками. Если котята успели присесть, собачки их не трогают. При повторной игре дети меняются ролями.   № 4 «Самолёты»По команде воспитателя «заводятся моторы» – произносятся на выдохе «р-р-р-р»; летают самолёты – «ж-ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах – «у-у-у-у»; садятся на посадку – «ух-ух-ух».   № 5 «Медвежонок»Дети ложатся на спину, руки – под головой; выполняют глубокий вдох через нос, на выдохе – похрапывают». Воспитатель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачиваются и … опять «засыпают, похрапывая».   № 6 «Надуй шарик»Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: дыхание ртом короткое, отрывистое, губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф-ф»; воспитатель предлагает им поиграть с настоящим воздушным шариком.«Шар сдулся». Набрать воздух носом. Длинный, долгий выдох «ш-ш-ш-ш». В конце – хлопок в ладоши.   № 7 «Паровоз с грузом»Дети сидят на полу в кругу. По сигналу они перекидывают мяч друг другу (грузят вагоны)«Погрузка закончена», когда мяч прошёл по кругу. Дети выполняют движения руками (имитация езды паровоза) с произношением на выдохе чух-чух-чух (до 1 мин). После чего паровоз останавливается, (произносятся на выдохе ш-ш-ш-ш) как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос (набрались сил … и начинается разгрузка вагонов) – передаётся мяч по кругу в другую сторону (игра продолжается 3 – 4 минуты)
 ОКТЯБРЬ   № 9 «Пузырь»Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем:Раздувайся пузырь,Раздувайся тугой,Оставайся такой,Да не лопайся.Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается» новый пузырь.   № 10 «Снежинки и ветерок»Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш-ш и снежинки прячутся от ветра, оседают.   № 11 «Солнышко и дождик»Воспитатель говорит: «Солнышко, можно гулять». Дети перемещаются по залу (бегают, подпрыгивают и пр.). На слова «дождь пошёл» – дети приседают и на выдохе произносят: «Кап-кап-кап-кап».   № 12 «Спрятался»Дети сидят на стульях. Воспитатель произносит слова, под которые выполняются движения:пальчик о пальчик тук-тук-тук,ножками быстренько туп-туп-туп,личико спрятали – ух (закрыли лицо руками).При повторной игре дети произносят слова вместе с воспитателем.   № 13 «Сугробы»По залу расставлены различные препятствия (сугробы). Дети преодолевают сугробы (перешагивают, перепрыгивают, произнося «туп-туп-туп» – дыхание через нос. по команде «вьюга» – приседают и на выдохе произносят: «С-с-с-с» (2 – 3 мин).   № 14 «Часики»Встать прямо, н. врозь, р. опустить. Размахивая прямыми р. вперёд и назад, произносить «тик-так»(10 – 12 раз)   № 15 «Трубач»Сесть, кисти р. сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф»(4 – 5 раз)   № 16 «Петух»Встать прямо, н. врозь, р. опустить. Поднять р. в стороны, а затем хлопнуть ими по бёдрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку» (5 – 6 раз)
 НОЯБРЬ   № 17 «Регулировщик»Встать прямо, н. на ширине плеч, одна р. поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить «р-р-р-р»(5 – 6 раз)   № 18 «Насос»Встать прямо, н. вместе, р. опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, р. скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с»(6 – 8 наклонов в каждую сторону)   № 19 «Вырасти большой»Встать прямо, н. вместе, поднять р. вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить р. вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х»(4 – 5 раз)   № 20 «Гуси»Медленная ходьба в течение 1 – 3 мин. Поднять р. в стороны – вдох, опустить вниз – выдох, произносить «г-у-у-у-у»   № 21 «Каша кипит»Сесть, одна рука на животе, другая – на груди. При втягивании живота сделать вдох, выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф» (3 – 4 раза)   № 22 «Дыши спокойно»Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки внизу. Спокойно медленно дышать носом.   № 23 «Хомячки»Дети сильно надувают щёки, «как у хомячков» (дышат через нос) и ходят по залу. По сигналу кулачками надавливают на щёки, выпуская при этом воздух через рот «щёчки, как у детей»   № 24 «Цветочки»Дети располагаются произвольно (сидят, стоят); руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. По команде отводят в стороны сначала большие пальчики, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы, при этом выполняется глубокий вдох через нос (цветок распустился). Затем также последовательно пальчики сжимаются в кулачки на выдохе (цветок закрылся).

Приложение № 5

Неделя Здоровья

(мероприятия, направленные на формирования основ здорового образа жизни)

Ежедневно

  • §Утренняя гимнастика с оздоровительным бегом, коррекционными упражнениями
  • §Дыхательная гимнастика 
  • §Полоскание рта и горла после каждого приема пищи
  • §Минутки тишины (приёмы релаксации)
  • §Физминутка во время непосредственной образовательной деятельности
  • §Гимнастика после пробуждения
  • §Дорожки здоровья (изготовление родителями воспитанников)
  • §Обширное умывание
  • §Прогулки: подвижные игры

1 ДЕНЬ

Девиз дня: «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

Динамическая пауза «Кошкина зарядка»

Посмотрите, у окошка       

Разминает лапы кошка. 

Тянется -потянется, малюткой не останется.

Спинку горбит, словно мостик,

Поднимает кверху хвостик.

Когти выпускает,

Царапает, играет.

Ушко лапкой почесала

И тихонечко сказала: «Мяу!»

(Движения выполняются в соответствии с текстом)

Физкультурный праздник «На весенней полянке»во второй половине дня.

Беседа: «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

2 ДЕНЬ

Девиз дня: «Чистота – залог здоровья!»

Массаж ног «Молотки»

Туки-токи, тук-токи! Похлопывают ноги ладонями снизу-вверх.

Застучали молотки.

Туки-туки-туки-точки!-    Поколачивают кулачками.

Застучали молоточки.

Туки-ток, туки-ток!-         Поглаживают кулачками.

Так стучит молоток.

Театрализованное представление «Чистота – залог здоровья»

Беседа: «Чистота – залог здоровья»

3 ДЕНЬ

Девиз дня: «Движение – это жизнь»

Двигательная разминка «Дети»

Мы – весёлые ребята,мы – ребята-дошколята,    Ходят по кругу. 
Спортом занимаемся,с болезнями не знаемся,Раз-два, два-раз!Много силы есть у нас!  Руки в стороны, пальцы раскрыты – руки к плечам, сжимают пальцы в кулаки. 
Мы наклонимся сейчас,           Полюбуйтесь-ка на нас!Наклоняются вниз. 
Раз – два! Не зевай!С нами вместе приседай!                        Приседают. 
Раз – прыжок!Два – прыжок!    Прыгают на обеих ногах в чередовании с ходьбой
Прыгай весело, дружок!Носиком сейчас вдохнём,     «Ш-ш-ш..» – скажем все потом.    Вдыхают через нос, не поднимая плечи, на выдохе произносят: «Ш-ш-ш…»   

Беседа: «Пришла весна – ребятишкам не до сна»

Консультация для родителей «Растим детей здоровыми»

4 ДЕНЬ

Девиз дня: «Полезные и вредные привычки»

Гимнастика для глаз

Сел медведь на брёвнышко,    Стал глядеть на солнышкоСидя на стуле, поднимают голову вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения
– Не гляди на свет, медведь!Глазки могут заболеть!           Прикрывают глаза ладонями.  

Игра для коррекции зрения «Комарик»

Комарик летает, летает, летает,         Где сесть не знает:         Вытягивают вперёд правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце
Ж-ж-ж  «Рисуют» в воздухе 8, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом.
Хлоп!              Прикасаются пальцем к левой ладони (комар сел).Хлопают правой ладонью по левой.

Беседа: «Сделай компьютер своим другом!»

Оформление выставки детских рисунков «В здоровом теле – здоровый дух!»

5 ДЕНЬ

Девиз дня: «Быть здоровым – это модно!»

Упражнения на развитие дыхания: 

«Аромат цветов»

Дети делают спокойный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на выдохе продолжительно произносят: «А-а-ах!»                                  

«Одуванчик»

Дети на выдохе произносят звук «ф-ф-ф…», поднимая вверх руки и мелко перебирая пальчиками, показывая, как летят пушинки одуванчика.

«Корова»

Дети на выдохе продолжают тянуть: «Му-у-у!..»

«Лесорубы»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, пальцы собраны в «замок». На выдохе сделать наклон, произнося: «Ух!»

Повторить 6-8 раз.

Беседа: «На зарядку становись»   

КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»

Приложение № 6

Картотека физминуток

СЕНТЯБРЬ

По ровненькой дорожке

   По ровненькой дорожке,

 (дети идут шагом)

   По ровненькой дорожке

   Шагают наши ножки,

   Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам, 

(прыгают на двух ногах)

   По камешкам, по камешкам…

   В яму — бух!          

(приседают на корточки)

Три медведя

   Три медведя шли домой  

(дети шагают на месте вперевалочку)

   Папа был большой-большой.    

(поднять руки над головой, потянуть вверх)

  Мама с ним поменьше ростом,

(руки на уровне груди)
   А сынок — малютка просто.     

(присесть)
   Очень маленький он был,           

(присев,   качаться  по-медвежьи)
   С погремушками ходил. 

(встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)

   Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.          

(дети имитируют игру с погремушками)

Один, два, три, четыре, пять

   Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,

   Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,

   Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

   А в лесу растёт черника

   А в лесу растёт черника,

   Земляника, голубика.

   Чтобы ягоду сорвать,

   Надо глубже приседать.

(Приседания)

   Нагулялся я в лесу.

   Корзинку с ягодой несу.

(Ходьба на месте)

Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

   – Аист, аист длинноногий,
     Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает)

   – Топай правою ногою,
   Топай левою ногою,
   Снова — правою ногою,
   Снова — левою ногою.
   После — правою ногою,
   После — левою ногою.
   И тогда придешь домой.

Октябрь

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками)

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали 

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.                      

(Ходьба на месте)

На носочках потянулись,   

(Руки поднять вверх)

А теперь назад прогнулись.          

(Прогнуться назад, руки положить за голову)

Как пружинки мы присели

(Присесть)

И тихонько разом сели.      

(Выпрямиться и сесть)

Матрешки

Хлопают в ладошки           

(Хлопок в ладоши перед собой)

Дружные матрешки.                       

(Повторить хлопки еще раз)

На ногах сапожки,              

(Правую ногу вперед на пятку, левую ногу)

Топают матрешки.              

(Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.п.)

Влево, вправо наклонись,  

(Наклоны вправо – влево)

Всем знакомым поклонись.           

(Наклон головы вперед с поворотом туловища)

Девчонки озорные,             

(Наклоны головы вправо-влево)

Матрешки расписные.                   

(Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула.

В сарафанах наших пестрых         

(Повороты туловища направо – налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз

Вы похожи словно сестры.                                   

Ладушки, ладушки,            

(Хлопок в ладоши перед собой.

Веселые матрешки.             

(Хлопок по парте, повторить еще раз.

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться.)

Ноябрь

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать!

(Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок.

(Наклоны туловища влево – вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки

(Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку,

(Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку,

(Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли

(Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали

(Движения головой.)

И все дружно вместе встали.

(Встали.)

Будем прыгать, как лягушка

Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка – попрыгушка.

За прыжком — другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Ванька-встанька

Ванька-встанька,

(Прыжки на месте.)

Приседай-ка.

(Приседания.)

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой!

(Хлопки в ладоши.)

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

Приложение № 7

Анкета для родителей

«Условия здорового образа жизни в семье»

Уважаемые родители!

Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать нам содействие в исследовании влияния образа жизни детей в семье на представления ребенка о здоровье. Для этого Вам нужно заполнить анонимную анкету, которая лично для Вас не несет никаких негативных последствий.

Последовательно, объективно отвечая на вопросы, выбирая на Ваш взгляд правильные ответы или записывая свое мнение, Вы без труда справитесь с этой работой. Надеемся на сотрудничество.

Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами ответов на него. Ответ, наиболее точно отображающий Ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.

1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда)

2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка? (Да, нет, иногда)

3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым? (Да, нет, иногда)

4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку? (Да, нет, иногда)

5. Есть ли у Вас или других членов семьи вредные привычки? (Да, нет, иногда)

6. Как Вы организуете питание в Вашей семье? (Полноценное питание, предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно)

7. Как воздействует на Вашего ребенка климат в семье? (Положительно, отрицательно, не воздействует)

8. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите.)

9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (Да, нет)

10. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? (Да, нет, иногда)

11. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет)

12. Вы сами здоровы? (Да, нет, затрудняюсь ответить)

13. Часто ли болеет Ваш ребенок? (Да, нет)

14. Каковы причины болезни Вашего ребенка? (Недостаточное физическое воспитание в детском саду, недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность к болезням)

Благодарим за оказанную помощь.

Желаем Вам здоровья и благополучия!

Приложение № 8

«Справочное бюро здоровья»

«Золотые правила здорового образа жизни»

1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки;

2. Соблюдайте режим дня;

3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора;

4. Любите своего ребенка – он ваш, уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути;

5. Обнимать ребенка следует не менее 4 раз, а лучше – 8 раз;

6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки;

7. Личный пример по здоровому образу жизни – лучше хорошей морали;

8. Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду;

9. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства;

10. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.

«Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей»

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ:

  • §Пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.
  • §Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.
  • §Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.
  • §Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.
  • §Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.
  • §В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов.

«Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха»

Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т.д. – благотворно действуют на дошкольников и их родителей.

Родители совместно с детьми могут:

  • В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.
  • В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.
  • В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.
  • Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» вызывает желание малышей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т.п.

Приложение № 9

 «Советы мудрой Совы»

«Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь». (Гораций)

«Физические упражнения могут заменить множества лекарств, но, ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения». (А. Мюссе)

«Практика показывает, что гимнастика, специализируя, так или иначе произвольные движения человека, излечивают множества застарелых болезней». (К. Д. Ушинский)

«Ребенок всему подражает, а поэтому пример в детстве значит все: окружите ребенка хорошими примерами, он их переймет и будет хорошим ребенком; окружите его дурными примерами – и он будет дурным ребенком!». (В. М. Бехтерев)

«Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос». (Плутарх из Херонеи)

«Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм». (Гиппократ)

«Единственный способ сохранить здоровье — это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится». (М. Твен)

«Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут». (А. Паре)

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». (Гиппократ)

«Движение — кладовая жизни». (Плутарх)

«Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них». (Т. Мор)

«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». (Г. Гейне)

«Ничего лишнего. Рано ложиться и рано вставать — вот что делает человека здоровым, богатым и умным». (Б. Франклин)

«Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче было бы управлять своею душою и телом». (Л. Толстой)

«Если хочешь удлинить свою жизнь, укороти свои трапезы». (Б. Франклин)

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». (Л. Н. Толстой)

«Ешьте и пейте ровно столько, чтобы ваши силы восстанавливались, а не подавлялись». (Цицерон)

«Мы есть то, что мы едим». (Ли Бо)

«Самый крепкий организм надламывается, истаскивается и утомляется, когда он чересчур роскошно пользуется дарами природы». (Д. И. Писарев)

«Главное для вашего здоровья – чтобы в числе его врагов не оказались вы сами». (Б. Тойшибеков)

«Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам» (Сократ)

«Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли» (Ж.Ж. Руссо)

«Без здоровья невозможно и счастье» (Н. Лесков)

«Нам сегодня нужно подумать о том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни» (Ж. Сименон)

Вам также может понравиться...
16468