Педагогический проект «Звуки вокруг нас»

Умарова Айна Нахидовна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» г. Кострома
Дата поступления работы: 24.04.2024г.  

Познавательно-исследовательский проект:
«Звуки вокруг нас»

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы «Капитошки», родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Продолжительность краткосрочного проекта: июнь 2023 г.

Цель проекта: развитие творческого потенциала детей, поддержание детской инициативы через создание предметно-пространственной среды, информационной поддержки в партнёрском сотрудничестве взрослых и детей.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о музыкальных инструментах: инструменты симфонического оркестра, народные инструменты, инструменты изготовленные своими руками (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).
  2. Развивать у детей слуховое восприятие и музыкальный слух, желание слушать разно жанровую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
  3. Обогащать речь детей словами, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом.
  4. Развивать творчество детей, побуждать их к инициативности и активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
  5. Формировать навыки совместной деятельности в коллективе (дети, родители, педагоги) над созданием продуктов проекта.

Ожидаемый результат от проекта:

  1. Более близкое знакомство с духовыми, струнными, ударными, клавишными музыкальными инструментами.
  2. Развитие сферы чувств, эмоциональной отзывчивости на слушание классической музыки, готовность к творчеству.
  3. Поддержка детской инициативы в осуществлении задуманного замысла.
  4. Умение устанавливать коммуникацию и сотрудничество через работу в малых группах.

Основные этапы и направления реализации проекта.

Дети старшей группы «Капитошки» очень любят выступать на сцене, перевоплощаться, импровизировать. В течение года с детьми организовывали постановки сказок, различных произведений педагоги группы и музыкальный руководитель.

В начале лета в один из дней на улице был дождь и девочки решили устроить ребятам и воспитателям праздник, придумывали выступление. В ходе подготовки они поняли, что им не хватает музыкальных инструментов. В центре творчества они использовали всевозможные материалы и сделали инструменты своими руками.

После этого они решили открыть музыкальную школу. К девочкам стали подключаться другие дети из группы.

Педагоги группы увидели возникший интерес детей музыкой, звуками, инструментами и обратились за помощью к музыкальному руководителю.

I этап: Подготовительный.

1) Модель 3-х вопросов «Что мы знаем о музыкальных инструментах, музыке? Что хотим узнать? Где это узнать?»
2) Взаимодействие с музыкальным руководителем.
3) Поиск литературы по интересующему нас вопросу.
4) Подбор художественной литературы по теме для чтения детям.
5) Оформление предметно-пространственной среды: иллюстрации, доступные музыкальные инструменты, музыкальное сопровождение, аудиозаписи.
6) Взаимодействие с родителями: поиск среди членов семьи музыкантов.

II этап: Основной.

Реализация проекта путем совместной деятельности воспитателей и детей. Привлечение родителей к проекту.

  День недели    Проведение мероприятий
Среда
(7 июня)
1) Утренний круг: «Какие музыкальные инструменты мы знаем, для чего они нужны?» (опрос детей, запись их ответов).
2) Прослушивание классической музыки: Бах, Вивальди, Прокофьев, Моцарт.
Четверг
(8 июня)
1) Утренний круг: совместное планирование, составление с детьми сетки занятий, общих дел по теме проекта.
2) Просмотр и обсуждение видео-экскурсии «Профессия дирижёра».
3) Прослушивание классических произведений на фортепиано в исполнении музыкального руководителя.
Пятница
(9 июня)
1) Создание музыкальных инструментов из бросового материала и малярного скотча: пианино, скрипка, и виолончель.
2) Пение песенки оркестром «Зелёные ботинки». Дети распределяются по ролям: дирижёр, скрипачи, пианисты.
3) Загадки в вечернем кругу.
Вторник
(13 июня)
1) Просмотр презентации по изготовлению музыкальных инструментов своими руками (музыкальный руководитель). Детям понравился китайский барабан.
2) Кира на участке находит консервную банку, нужного размера, дети в группе измеряют различные ёмкости, чтобы определить, какой инструмент они могут из этого сделать. Дети моделирует барабаны, используя цветную бумагу и верёвки.
Среда
(14 июня)
1) Создание маракасов из фасоли, гречки, гороха, соли, риса. Изучение звуков и их различия, в зависимости от наполняемости в бутылке и от используемой крупы. Изучают разнообразие звуков, используя природный материал.
2) Аппликация из цветной бумаги «Украшение музыкальных инструментов».
3) Музыкально – ритмическая игра «Ёжик и барабан» из пособия по наглядному материалу.
Четверг
(15 июня)
1) Чтение сказки про мишек музыкантов.
2) Экспериментирование с водой, бокалами. Дети грают деревянными карандашами и металлической ложкой на бокалах.  Дети сами придумали игру, угадывание звуков, закрытыми глазами, «много воды- мало воды», звонкий звук, глухой звук.
3) Рассматривание иллюстраций: знакомство с группами инструментов: духовые, смычковые, ударные, клавишные.
Пятница
(16 июня)
1) Чтение художественной литературы Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом».
2) Рисование красками. Красим инструменты. Гармошка, пианино, скрипка, виолончель. Дети сами поделились на группы по интересам, взаимодействуют и сотрудничают друг с другом.
Понедельник
(19 июня)
1) Видео презентация «Из чего делают инструменты?»
2) Организуем концерт и выступление артистов.
3) Лепка «Духовая труба и флейта».
Вторник
(20 июня)
1) Развивающее видео «Музыкальные профессии».  Знакомство с профессией дирижёра и композитора.
2) Идеи и инициатива детей: смастерить гитару. Изготовление гитары из картонных коробочек.
3) Ролевая игра в малых группах «Музыкальная школа».
Среда
(21 июня)
1) Выступление ученицы из музыкальной школы №2. Знакомство с настоящим инструментом скрипкой. Изучение всех необходимых предметов для игры на скрипки. Прослушивание отрывка из концерта Оскара Ридинга. Дети задают вопросы. Как устроена скрипка? Узнают что-то новое для себя.  И сами пробуют играть на скрипке.  Быть в роли музыканта им очень понравилось.
2) Чтение художественной литературы Н. Носов «Концерт» (Приключения Незнайки и его друзей).
Четверг
(22 июня)
1) Утренний круг «что нового узнали во время знакомства с молодым музыкантом?» Дети заинтересовались камнем канифоль и сравнили его с янтарём.  Начали интересоваться камнями. Рассказывали про свои раскопки и находки.
2) Лепка «музыкальные инструменты», слепили арфу, гитару, скрипку, бубны, дудочки. Ролевая игра «Фабрика музыкальных инструментов».
Пятница
(23 июня)
1) Рассматривание картинок с музыкальными инструментами. Высказывания в кругу по желанию детей, делились впечатлениями и новыми знаниями.
2) Пение песенки крокодила Гены (дети сами выбрали ее накануне), исполнение на различных инструментах и разными составами. Дети улавливали ритм мотива песенки и старались проиграть её на самодельных инструментах.
Понедельник
(26 июня)
1) Работа в малых социогруппах, обучение грамоте. Работа с картинками, составление и запоминание слов. Представление команд творческим путём.
2) Театрализованная игра «Африканские танцы».  Дети наряжаются в яркие костюмы, танцуют вместе в одном кругу и производят ритмичные хлопки.  Стараются наладить совместный ритм и мелодию хлопков.
Вторник
(27 июня)
1) Выступление ученика музыкальной школы, приглашённого из семьи нашего воспитанника. Исполнение песен на гитаре.
2) Создание дидактической игры «К какой группе относится инструмент». Ударные, смычковые, клавишные, духовые. Цель: умение классифицировать предметы и закрепить полученные знания.

Список литературы.

  1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов.
  2. Пространство детской реализации. Проектная деятельность. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.
  3. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.
Вам также может понравиться...
16204