Умарова Айна Нахидовна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» г. Кострома
Дата поступления работы: 24.04.2024г.
Познавательно-исследовательский проект:
«Звуки вокруг нас»
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы «Капитошки», родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Продолжительность краткосрочного проекта: июнь 2023 г.
Цель проекта: развитие творческого потенциала детей, поддержание детской инициативы через создание предметно-пространственной среды, информационной поддержки в партнёрском сотрудничестве взрослых и детей.
Задачи:
- Расширять представления детей о музыкальных инструментах: инструменты симфонического оркестра, народные инструменты, инструменты изготовленные своими руками (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).
- Развивать у детей слуховое восприятие и музыкальный слух, желание слушать разно жанровую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
- Обогащать речь детей словами, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом.
- Развивать творчество детей, побуждать их к инициативности и активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
- Формировать навыки совместной деятельности в коллективе (дети, родители, педагоги) над созданием продуктов проекта.
Ожидаемый результат от проекта:
- Более близкое знакомство с духовыми, струнными, ударными, клавишными музыкальными инструментами.
- Развитие сферы чувств, эмоциональной отзывчивости на слушание классической музыки, готовность к творчеству.
- Поддержка детской инициативы в осуществлении задуманного замысла.
- Умение устанавливать коммуникацию и сотрудничество через работу в малых группах.
Основные этапы и направления реализации проекта.
Дети старшей группы «Капитошки» очень любят выступать на сцене, перевоплощаться, импровизировать. В течение года с детьми организовывали постановки сказок, различных произведений педагоги группы и музыкальный руководитель.
В начале лета в один из дней на улице был дождь и девочки решили устроить ребятам и воспитателям праздник, придумывали выступление. В ходе подготовки они поняли, что им не хватает музыкальных инструментов. В центре творчества они использовали всевозможные материалы и сделали инструменты своими руками.
После этого они решили открыть музыкальную школу. К девочкам стали подключаться другие дети из группы.
Педагоги группы увидели возникший интерес детей музыкой, звуками, инструментами и обратились за помощью к музыкальному руководителю.
I этап: Подготовительный.
1) Модель 3-х вопросов «Что мы знаем о музыкальных инструментах, музыке? Что хотим узнать? Где это узнать?»
2) Взаимодействие с музыкальным руководителем.
3) Поиск литературы по интересующему нас вопросу.
4) Подбор художественной литературы по теме для чтения детям.
5) Оформление предметно-пространственной среды: иллюстрации, доступные музыкальные инструменты, музыкальное сопровождение, аудиозаписи.
6) Взаимодействие с родителями: поиск среди членов семьи музыкантов.
II этап: Основной.
Реализация проекта путем совместной деятельности воспитателей и детей. Привлечение родителей к проекту.
День недели | Проведение мероприятий |
Среда (7 июня) | 1) Утренний круг: «Какие музыкальные инструменты мы знаем, для чего они нужны?» (опрос детей, запись их ответов). 2) Прослушивание классической музыки: Бах, Вивальди, Прокофьев, Моцарт. |
Четверг (8 июня) | 1) Утренний круг: совместное планирование, составление с детьми сетки занятий, общих дел по теме проекта. 2) Просмотр и обсуждение видео-экскурсии «Профессия дирижёра». 3) Прослушивание классических произведений на фортепиано в исполнении музыкального руководителя. |
Пятница (9 июня) | 1) Создание музыкальных инструментов из бросового материала и малярного скотча: пианино, скрипка, и виолончель. 2) Пение песенки оркестром «Зелёные ботинки». Дети распределяются по ролям: дирижёр, скрипачи, пианисты. 3) Загадки в вечернем кругу. |
Вторник (13 июня) | 1) Просмотр презентации по изготовлению музыкальных инструментов своими руками (музыкальный руководитель). Детям понравился китайский барабан. 2) Кира на участке находит консервную банку, нужного размера, дети в группе измеряют различные ёмкости, чтобы определить, какой инструмент они могут из этого сделать. Дети моделирует барабаны, используя цветную бумагу и верёвки. |
Среда (14 июня) | 1) Создание маракасов из фасоли, гречки, гороха, соли, риса. Изучение звуков и их различия, в зависимости от наполняемости в бутылке и от используемой крупы. Изучают разнообразие звуков, используя природный материал. 2) Аппликация из цветной бумаги «Украшение музыкальных инструментов». 3) Музыкально – ритмическая игра «Ёжик и барабан» из пособия по наглядному материалу. |
Четверг (15 июня) | 1) Чтение сказки про мишек музыкантов. 2) Экспериментирование с водой, бокалами. Дети грают деревянными карандашами и металлической ложкой на бокалах. Дети сами придумали игру, угадывание звуков, закрытыми глазами, «много воды- мало воды», звонкий звук, глухой звук. 3) Рассматривание иллюстраций: знакомство с группами инструментов: духовые, смычковые, ударные, клавишные. |
Пятница (16 июня) | 1) Чтение художественной литературы Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом». 2) Рисование красками. Красим инструменты. Гармошка, пианино, скрипка, виолончель. Дети сами поделились на группы по интересам, взаимодействуют и сотрудничают друг с другом. |
Понедельник (19 июня) | 1) Видео презентация «Из чего делают инструменты?» 2) Организуем концерт и выступление артистов. 3) Лепка «Духовая труба и флейта». |
Вторник (20 июня) | 1) Развивающее видео «Музыкальные профессии». Знакомство с профессией дирижёра и композитора. 2) Идеи и инициатива детей: смастерить гитару. Изготовление гитары из картонных коробочек. 3) Ролевая игра в малых группах «Музыкальная школа». |
Среда (21 июня) | 1) Выступление ученицы из музыкальной школы №2. Знакомство с настоящим инструментом скрипкой. Изучение всех необходимых предметов для игры на скрипки. Прослушивание отрывка из концерта Оскара Ридинга. Дети задают вопросы. Как устроена скрипка? Узнают что-то новое для себя. И сами пробуют играть на скрипке. Быть в роли музыканта им очень понравилось. 2) Чтение художественной литературы Н. Носов «Концерт» (Приключения Незнайки и его друзей). |
Четверг (22 июня) | 1) Утренний круг «что нового узнали во время знакомства с молодым музыкантом?» Дети заинтересовались камнем канифоль и сравнили его с янтарём. Начали интересоваться камнями. Рассказывали про свои раскопки и находки. 2) Лепка «музыкальные инструменты», слепили арфу, гитару, скрипку, бубны, дудочки. Ролевая игра «Фабрика музыкальных инструментов». |
Пятница (23 июня) | 1) Рассматривание картинок с музыкальными инструментами. Высказывания в кругу по желанию детей, делились впечатлениями и новыми знаниями. 2) Пение песенки крокодила Гены (дети сами выбрали ее накануне), исполнение на различных инструментах и разными составами. Дети улавливали ритм мотива песенки и старались проиграть её на самодельных инструментах. |
Понедельник (26 июня) | 1) Работа в малых социогруппах, обучение грамоте. Работа с картинками, составление и запоминание слов. Представление команд творческим путём. 2) Театрализованная игра «Африканские танцы». Дети наряжаются в яркие костюмы, танцуют вместе в одном кругу и производят ритмичные хлопки. Стараются наладить совместный ритм и мелодию хлопков. |
Вторник (27 июня) | 1) Выступление ученика музыкальной школы, приглашённого из семьи нашего воспитанника. Исполнение песен на гитаре. 2) Создание дидактической игры «К какой группе относится инструмент». Ударные, смычковые, клавишные, духовые. Цель: умение классифицировать предметы и закрепить полученные знания. |
Список литературы.
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов.
- Пространство детской реализации. Проектная деятельность. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.
- Проектная деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.