Донских Людмила Ивановна – Педагог – психолог МБДОУ детский сад «Малинка» с. Кытманово Алтайский край, Кытмановский район, с. Кытманово
Дата поступления работы: 16.12.2024г.
Проект
«Фольклор и малыши»
для детей группы раннего возраста
Цель: Развитие речи у детей раннего возраста, а также интереса и внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитание художественного вкуса.
Задачи проекта:
Развивающие:
- Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
- Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
- Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки
- Развивать наглядно-действенное мышление
- Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Речевые:
- Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.
- Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес к потешкам.
- вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие;
- Создавать необходимые условия развивающей среды и
доброжелательную атмосферу для всестороннего развития
ребенка.
Коррекционные:
- Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
- Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
Участники проекта: дети 1 младшей группы (2 года), родители воспитанников, воспитатель группы.
Актуальность: Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Закладывать основы нравственности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное развитие детей, формирование нравственного качества, понятия о нормах поведения. Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений.
Прогнозируемый результат:
- Положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладевать родным языком, развивать память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать.
- Самостоятельный перенос действий, ситуаций, полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
- Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
- Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
- Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
- Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
Вид проекта: практико – ориентированный
Тип проекта: краткосрочный – 1 неделя
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие;
Масштаб проекта: групповой
1 этап подготовительный:
- подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
- составить картотеку потешек для всех режимных моментов;
- подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям.
2 этап основной:
«социально-коммуникативное развитие»:
- Дидактические игры: «Кто где живёт», «Мама, папа, я», лото «Домашние животные», «Кто что ест?»
- Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Водичка, умой мое личико».
- Драматизация сказок «Теремок», «Колобок» Привлечение детей из подготовительной группы к проигрыванию ролей персонажей сказки.
«познавательное развитие»:
- Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды;
- о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с водой и снегом.
- Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках»
- Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?»
- Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.
«речевое развитие»:
- Рассматривание иллюстраций к знакомым потешкам, сказкам «Кошкин дом», «Теремок», «Колобок»
- Чтение русских народных сказок: «Колобок, «Репка», «Баба Яга», «Кот и лиса», «Козлятушки», «Теремок».
- Слушание и заучивание потешек и считалок: «Травка муравка», «Из-за леса, из-за гор», «Киска, киска», «Как у нашего кота», «Пошёл котик на торжок», «Солнышко – ведрышко». «Считалки малыша» – Е.Благининой.
«художественно – эстетическое развитие»:
- Слушание и пение русских народных и колыбельных песен: «Козочка», «Сидит белка на тележке», «Ладушки».
- Лепка – «Испечем оладушки»
- Рисование – «солнышко – ведрышко»
«физическое развитие»:
Проведение физкультминуток: «Зайка серенький сидит», «Петух»
- Игры с пальчиками: «Сорока – сорока», «Сидит белка на тележке», «моя семья», «идет коза рогатая».
- Подвижные игры: «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод», «Гуси-гуси»,
3 этап. Заключительный (обобщающий).
Взаимодействие с родителями: Знакомство с планом работы по проекту; Участие родителей в обогащение развивающей среды (маски, пальчиковый театр, настольный театр). Тематические альбомы. Подготовка информационных стендов, папок-передвижек по теме проекта: «Фольклор в семье», «Роль сказок в воспитании ребенка», «Пальчиковые игры для детей 2 лет». Чтение потешек детям дома. Заучивание потешек вместе с детьми.