Педагогический проект «Фольклор и малыши»

Донских Людмила Ивановна – Педагог – психолог МБДОУ детский сад «Малинка» с. Кытманово Алтайский край, Кытмановский район, с. Кытманово
Дата поступления работы: 16.12.2024г.

Проект
«Фольклор и малыши»
 для детей группы раннего возраста

Цель: Развитие речи у детей раннего возраста, а также интереса и внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитание художественного вкуса.

Задачи проекта:

Развивающие: 

  • Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
  • Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
  • Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки
  • Развивать наглядно-действенное мышление
  • Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Речевые:

  • Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.
  • Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес к потешкам.
  • вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие;
  • Создавать необходимые условия развивающей среды и 
    доброжелательную атмосферу для всестороннего развития 
    ребенка. 

Коррекционные:

  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

Участники проекта: дети 1 младшей группы (2 года), родители воспитанников, воспитатель группы.

Актуальность: Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.  Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Закладывать основы нравственности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное развитие детей, формирование нравственного качества, понятия о нормах поведения. Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений.

Прогнозируемый результат: 

  • Положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладевать родным языком, развивать память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать.
  • Самостоятельный перенос действий, ситуаций, полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
  • Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  • Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  • Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  • Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
  • У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей

Вид проекта: практико – ориентированный

Тип проекта: краткосрочный – 1 неделя

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие;  

Масштаб проекта: групповой

Этапы проектной деятельности:

1 этап подготовительный:

  • подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
  • составить картотеку потешек для всех режимных моментов;
  • подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям.

2 этап основной:

«социально-коммуникативное развитие»:

  • Дидактические игры: «Кто где живёт», «Мама, папа, я», лото «Домашние животные», «Кто что ест?»
  •  Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Водичка, умой мое личико».
  • Драматизация сказок «Теремок», «Колобок» Привлечение детей из подготовительной группы к проигрыванию ролей персонажей сказки.

«познавательное развитие»:

  • Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды;
  • о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с водой и снегом.
  • Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках»
  • Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?»
  • Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.

«речевое развитие»:

  • Рассматривание иллюстраций к знакомым потешкам, сказкам «Кошкин дом», «Теремок», «Колобок»
  • Чтение русских народных сказок: «Колобок, «Репка», «Баба Яга», «Кот и лиса», «Козлятушки», «Теремок».
  • Слушание и заучивание потешек и считалок: «Травка муравка», «Из-за леса, из-за гор», «Киска, киска», «Как у нашего кота», «Пошёл котик на торжок», «Солнышко – ведрышко». «Считалки малыша» – Е.Благининой.

«художественно – эстетическое развитие»:

  • Слушание   и пение русских народных и колыбельных песен: «Козочка», «Сидит белка на тележке», «Ладушки».
  • Лепка – «Испечем оладушки»
  • Рисование – «солнышко – ведрышко»

«физическое развитие»:   

Проведение физкультминуток: «Зайка серенький сидит», «Петух»

  • Игры с пальчиками: «Сорока – сорока», «Сидит белка на тележке», «моя семья», «идет коза рогатая».
  • Подвижные игры: «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод», «Гуси-гуси»,

3 этап.  Заключительный (обобщающий).

Взаимодействие с родителями: Знакомство с планом работы по проекту; Участие родителей в обогащение развивающей среды (маски, пальчиковый театр, настольный театр). Тематические альбомы. Подготовка информационных стендов, папок-передвижек по теме проекта: «Фольклор в семье», «Роль сказок в воспитании ребенка», «Пальчиковые игры для детей 2 лет». Чтение потешек детям дома. Заучивание потешек вместе с детьми. 

Вам также может понравиться...
16305