Мосолова Надежда Викторовна – Старший воспитатель ЦРР – детский сад №11 г. Заринск, Алтайский край
Дата поступления работы: 23.07.24г.
Конспект
Встречи детско-родительского сообщества «Познавай-ка»
Тема: «Проведение совместного исследования с ребёнком»
Цель: создать условия для знакомства с общей схемой исследовательской деятельности.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями проведения исследования с ребенком;
- Познакомить родителей с порядком проведения исследования;
- Показать родителям алгоритм проведения исследования вместе с ребенком.
Материалы к занятию: карточки с символическим изображением методов исследования, картинки — темы исследований, ручки, карандаши, фломастеры, маленькие листочки бумаги размером примерно 7х7 сантиметров, книги, энциклопедии, ноутбуки.
Ход занятия:
Приветствие участников (родителей и детей) встречи сообщества
- Сегодня мы будем учиться проводить исследование — так же, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации и этапов проведения исследовательской работы мне нужны два добровольца: мама и ребенок.
- Перед вами лежат карточки с различными изображениями — темами исследований. Рассмотрите и выберите ту, что для вас действительно интересно и что интересно вам будет исследовать.
- Таким образом, мы определяем тему нашего исследования.
- Ваша задача — получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом вашего с ребенком исследования, и подготовить вместе с ребенком сообщение о результатах исследования — небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это можно сделать?
- Что мы должны сделать в начале? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? (В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др. На каждый названный метод выкладываем в круг карточки, обозначающие эти методы. Так постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования)(см. Приложение)
- Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед вами на столе — не что иное, как план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений от вас. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.
- Что нам следует сделать в самом начале? С чего начать наше исследование?
- А что делать во вторую, третью очередь и т.д. (постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору» или «получить информацию у компьютера»,«понаблюдать», «провести эксперимент»)
- Итак, план проведения исследования составлен, и он изображен на карточках.
- Следующий, третий, шаг—сбор материала. Начинаем действовать по намеченному плану. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. На маленьких листочках бумаги (мы заготовили их заранее) ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.
- Как мы помним, первый из выделенных нами методов — «подумать самостоятельно». Подумайте по теме исследования и зафиксируйте на листочках информацию.
– «Спросить у другого человека» — следующий метод исследования и пункт нашего плана. Вопросы можно задавать всем присутствующим — детям и взрослым.
– Зафиксируйте полученную информацию.
– «Узнать из книг» – следующий пункт плана. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте информацию. Зафиксируйте новые идеи.
– «Наблюдение и эксперимент» – понаблюдайте в живую за предметом исследования, проведите эксперимент.
– Следующий этап исследовательской деятельности – обобщение полученных данных. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре ваши записи и рисунки так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного вы узнали? Что нового вы можете рассказать другим по результатам проведенного исследования?
– Важно также выделить главную информацию, затем второстепенную: на первом месте кладем листочки с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте и т.д.
– Следующий этап – доклад по теме исследования. (Заслушиваем)
– У слушателей есть вопросы к нашим исследователям?
– Вы познакомились с общей схемой исследовательской деятельности. Данная схема вам понадобится для проведения собственного исследования. Всем спасибо за работу!
Приложение
Карточки с изображением методов исследования
Картинки — темы исследований