Кожевникова Лариса Александровна – Учитель физики МАОУ «СОШ № 21» Асбестовский городской округ, Свердловская область
Дата поступления работы: 05.06.2024г.
Методическая разработка детской игры «Физбой»
Учебный предмет: Физика
Учитель: Кожевникова Лариса Александровна
Участники: обучающиеся 7-х классов
Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
- Образовательная:продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;
- Развивающая: развитьмотивациюк изучению физики,формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать в группах, умения оцениватьдеятельность товарища.
- Воспитывающая: формировать у обучающихся чувство уважения к одноклассникам, гордость за достижения российских учёных в области физики.
В игре участвуют все учащиеся класса. 3 команды – 3 ряда. Самые «сильные» учащиеся по предмету назначаются членами жюри (2 человека). Задания для команд читает учитель или выдаются в письменном виде командам.
Первый конкурс «КТО БЫСТРЕЕ»?
Вопросы задаются для трех команд, кто быстрей ответит. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Объем 1 кг воды? (1 литр)
- Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км)
- Прибор для измерения углов? (Транспортир)
- Масса 1 м3 воды? (1 тонна)
- Чему равна ¼ часть часа? (15 мин)
- Прибор для построения окружности? (Циркуль)
- На руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках? (50)
- Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой? (их массы одинаковы)
- Как называется маленькое количество жидкости? (капля)
- Кто говорит на всех языках? (Эхо)
- Как называется самое распространенное вещество в природе? (Вода)
- Где край света? (Там, где начинается тень)
Второй конкурс «РАЗМИНКА КАПИТАНОВ».
Капитаны получают карточки, на каждой из которых написано по одной букве.
Задание: из букв собрать название физической величины и единицу её измерения (например: давление, паскаль; работа, джоуль).
За правильно собранные два слова – 2 балла, если собрано одно слово – 1 балл.
Третий конкурс «ОТГАДАЙКА».
Учащимся предлагаются три подсказки. Если слово угадано с первой подсказки, команда получает 3 балла, со второй – 2 балла, с третьей – 1 балл. Для участия в этом конкурсе приглашается один игрок от каждой команды .Если данному игроку не удаётся дать правильный ответ, то можно предложить второй команде посовещаться и ответить на вопрос. Оценка – 1 балл.
I.
1. Оно может быть повышенным, пониженным, нормальным. С его помощью мы едим и пьём. А на высоте оно другое.
2. От него зависит жизнь не только человека, но и животных.
3. Его измеряют барометром.
(Атмосферное давление)
II.
1. Эта «штучка» очень маленькая. Она может летать с очень большой скоростью, а может просто качаться.
2. Она находится во всех веществах и в разных веществах различная.
3. Она состоит из атомов.
(Молекула)
III.
1. Это есть у всех тел на Земле, и у всех тел она разная: у одних – больше, у других – меньше.
2. Если бы её не было, то было бы непонятно, как покупать что-нибудь.
3. Её можно определить при помощи весов.
(Масса)
IV.
1. Для его измерения используется повторяющийся физический процесс.
2. Основная единица измерения — секунда;
3. Делу это — потехе час.
(Время).
V.
1. Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных.
2. Она не вещь и не сохраняется.
3. «Давай поборемся», — говорят те, у кого ее много.
(Сила).
VI.
1. Бывает спиртовой и ртутный.
2. Прибор для определения температуры.
3. То же, что и градусник.
(Термометр).
Четвёртый конкурс «НАЙДИ ПАРУ».
Для участия в конкурсе приглашаются по одному игроку от команды. На доске –три таблицы. При помощи стрелок установить соответствие между словами правого и левого столбцов. Максимальная оценка – 5 баллов (по одному за каждый правильный ответ).
1 таблица
ИДЕТ ДОЖДЬ | ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
ВРЕМЯ | ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ |
ВОДА | ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ |
ДЖОУЛЬ | ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО |
МАШИНА | ВЕЩЕСТВО |
2 таблица
СКОРОСТЬ | ВЕЩЕСТВО |
ЧАШКА | ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
ГРЕМИТ ГРОМ | ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ |
ЖЕЛЕЗО | ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ |
НЬЮТОН | ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО |
3 таблица
МАССА | ВЕЩЕСТВО |
СКАМЕЙКА | ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
РАДУГА | ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ |
АЛЮМИНИЙ | ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ |
ПАСКАЛЬ | ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО |
Пятый конкурс «ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ».
3 балла получает команда, игрок которой из 5 слов, написанных на листе, найдет слово, которое не является названием планеты (слова закодированы): РЕНАВЕ, НУПЛОТ, ТЮРЕПИ, МЕЛЯЗ, НОСЦЕЛ.
(Ответ: НОСЦЕЛ – СОЛНЦЕ.)
Шестой конкурс «ПУТАНИЦА»
Следующий игрок команды получает плакат с написанной историей, в которой нарочно перепутаны все единицы измерения, нужно справить ошибки, правильно расставить единицы измерения. Максимальная оценка – 8 баллов (По одному за каждую единицу измерения).
Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое – 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую: длинной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная будет уха.
Седьмой конкурс: «Физические загадки»
Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
- Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
- Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)
- Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)
- Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
- Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)
- Что с земли не поднимешь? (Тень)
- Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)
- Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)
- Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
- На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперёд Нам погоду узнаёт.(барометр)
Восьмой конкурс: расчётная задача повышенного уровня сложности (по выбору учителя): за правильное решение команда получает 5 баллов.
Подведение итогов.
Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей.
Протокол результатов интеллектуальной игры «Физбой»
Код команды | Количество баллов за конкурсы | Итого баллов | Место | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 |