РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ В.В.ВОСКОБОВИЧА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»

Апаршина Евгения Анатольевна – Воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 367 Красноармейского района Волгограда», г. Волгоград

Дата поступления работы на конкурс: 29.10.2016г.

Тема педагогического опыта:

«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Содержание:

  1. 1.Информационная карта передового педагогического опыта
  2. 2.Целостное описание опыта работы
  3. 3.Библиографический список
  4. 4.Рецензия на опыт работы
  5. 5.Приложение к опыту

1. Информационная карта передового педагогического опыта.

Автор – Апаршина Евгения Анатольевна.

Город – Волгоград

Занимаемая должность – воспитатель.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 367 Красноармейского района Волгограда»

Стаж педагогической работы – 14 лет,

квалификационная категория – первая.

Тема педагогического опыта: «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Уровень опыта по степени новизны – в рациональности усовершенствования традиционных и нестандартных форм обучения.

Цель педагогического опыта: на практике показать эффективность использования игровых технологий В.В.Воскобовича в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Краткое описание опыта:

   Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.

   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности.

 – Результативность опыта работы подтверждена в ходе проведенного мониторинга с детьми.

Стартовый мониторинг всего приняло участие 25 воспитанников из них:

12 воспитанников имели выше среднего уровень развития, что составило 48 %,

12 воспитанников имели средний уровень  развития, что составило 48 %,

1 воспитанник, что составило 4 % – показали ниже среднего уровня  развития.

Итоговый мониторинг всего приняло участие 25 воспитанников, и показал следующие результаты:

2 воспитанника имели высокий уровень развития, что составило 8 %,

10 воспитанников имели выше среднего уровня развития, что составило 40%.

13 воспитанников имели средний уровень развития, что составило 52%

Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к эффективному использованию в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Эффективность опыта в повышении качества математической подготовленности детей к школе, что позволит им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Опыт изучался на педагогическом совете.

Выводы и рекомендации: 

2. Целостное описание опыта работы.

Условие возникновения, становления опыта и его актуальность.

Свою работу  в должности воспитателя детского сада я начала в августе 2004 года в МОУ Детском саду № 367,и очень скоро из своей педагогической практики я узнала, что одним из самых интересных и увлекательных занятий для моих воспитанников группы была математика с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича.

На протяжении пяти лет я углубленно работаю над проблемой компетентностно – ориентированного образования и использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений, так как важное значение для меня имеет подготовить детей к успешному обучению в школе, формирование познавательной деятельности, математических компетенций у детей дошкольного возраста.

Анализируя программу воспитания и обучения в детском саду «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткиной, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, мною было отмечено, что в ней  не достаточно представлен раздел по развитию занятий в игровой форме.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Для того чтобы более качественно подойти к данному вопросу мною были изучены работы выдающихся педагогов: Л.А.Венгера, Е.С. Евдокимовой, З.А. Михайловой, Б.И. Никитина, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой и др.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезные требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей предшкольного возраста. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование игровых технологий В.В.Воскобовича при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, с целью изучения актуальности и эффективности, использования системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.

Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению  знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.

 Изучив, технологии В.В.Воскобовича, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях.

Теоретическое обоснование опыта

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, болие уверенны в своих силах, легче адаптируються в новой обстановке, лучше подготовлены к школе

Интеллектуальные способности детей дошкольного возраста развиваються лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые могут быть преодолены, то их развитие идет слабо и вяло.

Технология «Сказочные лабиринты игры – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала.

Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направленные на иипользование различных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного и словестно-логического.

Принцип постепенного и постоянного усложнения материала, а также конструктивные особенности послужили основанием для объединения их в комплекты. Каждый комплект имеет двойное название. Одно отражает конструктивные особенности игр или повторяет название ведущей игры в комплекте. Второе является образным и связанно с сюжетом сказок Фиолетового Леса.

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры»

Все обучение по технологии «Сказочные лабиринты игры» осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целопологание, планирование, умение анализировать результаты, совершенствуется воображение, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравиться сам процесс игры.

Обучающая задача, поставленная в игровой форме, более понятна и доступна для ребенка дошкольного возраста. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Применяя развивающие игры Воскобовича в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в «необыденный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Сказки-методики содержат игровое обозначение понятий, дополнительную игровую мотивацию, помогают взрослому организовывать ненавязчивое обучение детей дошкольного возраста в развивающей игре.

На игровых занятиях дети попадают в сказочную страну со своими жителями. Герои сказочной страны обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в путешествие,  а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую.  Они становились фотографами или художниками, следопытами или волшебниками, космонавтами или строителями. Часто по окончании подобных занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?»

Дети любят, когда к ним на занятие «прилетает» их друг – Ворон Метр, который приносит детям свой волшебный сундучок с разными интересными заданиями.

Получая письма от Крутика По, дети отправлялись к нему в гости, выполняли различные задания: помогали божьим коровкам найти их домики (сравнивали  дорожки по ширине, длине, определяли форму балконов в домике, где живут зверюшки).

Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.

Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха, но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. Кроме этого, активное участие в играх соревнованиях раскрепощало ребенка, а призы, аплодисменты, очки, сувениры, награды – его личные достижения – оставляли в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Такие занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий: занятия – развлечения, математические праздники, игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья, театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале), викторины.

     Каждый из названных видов строились на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, имели свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания.

Организация различных видов занятий – развлечений требует от педагога продуманной подготовки всей процедуры «мероприятий» (одномоментного или растянутого во времени), согласованных действий нескольких ведущих, каждый из которых хорошо знает, артистично и  раскованно выполняет свои роли и функции. Сценарии этих занятий имели не только познавательное содержание (на математическом материале), но и режиссерские подходы к их организации. Такие занятия я строила на знакомом детям материале, но, не дублировала содержание привычных форм работы с детьми. Детям нравились эти занятия, ведь они полны неожиданности и сюрпризов, дети соревновались, выполняли трудные задания, требующие внимания, смекалки, ловкости, сообразительности, определенных знаний и умений.

В занятиях – развлечениях использовала комплект «Чудо головоломки, или Удивительные превращения в фиолетовом лесу», комплект «Цифроцирк или легенды фиолетового леса», комплект «Геоконт или удивительные Приключения Малыша Гео», комплект «Прозрачный квадрат или Нетающие льдинки Озера Айс» и др. Старалась делать эти занятия интересными по содержанию, занимательными по форме, чтобы они отличались необычайностью решений, парадоксальностью результатов. Например, головоломки были арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги), буквенными (ребусы, кроссворды, шарады) и другими, рассчитанными только на игру фантазии и воображения. Если у детей накопился определенный объем знаний и умений, то проводила с ними занятия – развлечения в виде «Путешествия в Фиолетовый лес», «Путешествия к хранителю Озера Айс» и математических праздников.

Занятия – развлечения были интересны для детей, эмоционально захватывали их, дети уходили с этих занятий со счастливыми искорками в глазах. Такие занятия проводила при закреплении знаний, как контрольно-игровые, в конце каждого квартала и в дни каникул. Занятия в виде развлечения обогащали и актуализировали знания детей, комплексное использование художественного слова, выразительных  движений, технических средств, музыки на этих занятиях помогали в ненавязчивой форме закрепить знания и умения детей.

Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием развивающих игр Воскобовича и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты занятий на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во  время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Квадрат Воскобовича», «Нетающие льдинки» и многие другие. Родителям детей старших и подготовительных групп рекомендовала заниматься с детьми с использованием специальной литературы. Чтобы родителям, было легче определить в какие, игры и как играть с детьми, оформляла стенд «Развивающие игры В.В.Воскобовича» и папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы воспитания и обучения детей и возрастам с содержанием игр.

Организовывала с детьми математические праздники, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Результативность педагогического опыта работы

С целью самообразования по теме: «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» мною с сентября 2012 по май 2016 год в МОУ Детском саду №367 с воспитанниками группы № 9 «Радуга» осуществлялся ряд занятий и развлечений по познавательному развитию дошкольников в игровой форме на основе технологий В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

В ходе работы были поставлены цели, и задачи обучения, воспитания и развития детей.

Анализируя состояние обучения дошкольников, я пришла к выводу, что дидактическая игра, наряду с получившей широкое распространение функций закрепления и повторения знаний, может выступать и как функция формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности.

Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  • игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве, еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки).  Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
  • освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);
  • имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного мышления. Игровые занятия как раз и способствуют развитию психических процессов;
  • недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив и содержание учебной деятельности, которую он должен выполнить в школе, мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению надо то содержание, которому ребенка учат в школе. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

          Следует отметить, что не все занятия можно провести  полностью в игровой форме, так как в Программе воспитания и обучения в детском саду есть такой материал, который требует более серьезного отношения при знакомстве  с ним, и который можно только закрепить в игровой форме. Например, знакомство с составом числа из двух меньших чисел, знакомство со структурой задачи, обучение образованию чисел второго десятка и некоторых других задач. Вот поэтому, для поддержания интереса детей к таким обучающим занятиям, я включала в них дидактические игры, но игра идет как часть занятия, ее место в структуре занятия определяются целью, назначением и содержанием занятия. В этих играх были, как закрепляющие навыки и умения, так и носили обучающий характер, они помогали детям лучше усвоить тот или иной материал и привлекали их интерес к занятию. Например, чтобы научить детей пользоваться планом пространства, я использовала дидактическую игру «Куда Ворон Метр спрятал сундучок?». Предлагала детям план групповой комнаты, на котором отмечены окна, двери,  мебель; красный кружок. Рассказывала детям, что Ворон Метр спрятал новую игру, прошу  отыскать её. Показывала план комнаты, объясняла каждое обозначение, предлагала установить соответствие обозначений на плане с предметами в «комнате». Затем «прятала» сундучок в «комнате», а на плане ставила красный кружок на изображение этого предмета. Дети находили сундучок.

На занятии «Части и целое», использую игру «Прозрачный квадрат» нетающие льдинки, где дети учатся конструированию целого квадрата. В ходе выполнения тематического плана я разработала конспекты применения развивающих игр, как части занятий по логике и математике. Во время изучения темы «знакомства с геометрическими фигурами», «цвет, форма, величина» применяю игру «2-х цветные и 4-цветные квадраты». Использование таких дидактических игр в одной из частей занятия помогает детям лучше усвоить новый материал или закрепить полученные ранее знания, поддерживать интерес к трудно усваиваемому материалу.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике технологии В.В.Воскобовича, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игры «Лого формочки», «Чудо крксткик».

Также необходимым условием, обеспечивающем успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Рекомендации по применению опыта

Эффективная организация детской деятельности с целью прочного и глубокого усвоения дошкольниками программного материала по формированию элементарно-математическому познанию будет осуществлена при выполнении определенных требований:

1. В процессе развития математических представлений у детей дошкольного возраста следует сочетать традиционные и нестандартные формы обучения. Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению  знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.

2. Большое значение при обучении детей математике через игру имеют дидактические игры математического содержания, проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии. Следует при этом учитывать требования Программы воспитания в детском саду, индивидуальные и возрастные особенности детей.

3. Необходимо организовать уголки занимательной математики в группах, начиная со среднего дошкольного возраста, так как они оказывают целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности, воспитывают у детей потребность заниматься в свободное время интеллектуальными играми.

4. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе, если будет активно вестись работа с родителями по организации в домашних условиях занимательных математических игр.

Мониторинг эффективности деятельности педагога при формировании  у детей старшего дошкольного возраста математических способностей в МОУ Детском саду №367.

Вывод: из результатов мониторинга можно судить об эффективности проведенной работы

в 2012 – 2013 не использовалась технология В.В.Воскобовича,   при этом дети показали следующие результаты:

из 25 общего количества детей

12  воспитанников имели выше среднего уровень  развития, что составило   48 %,

12 воспитанников имели средний уровень  развития, что составило 48 %,

воспитанник показал ниже среднего уровня  развития что, составило 4 %.

в 2013 – 2014 в начале использования проектной деятельности воспитанники показали следующие результаты:

из 25 общего количества детей

высокий уровень развития показали 1 воспитанников, что составило   4 %

выше среднего уровень развития показали 5 воспитанников, что составило 20 %

средний уровень развития показали 17 воспитанника, что составило 68 %

в 2014 – 2015 в завершении проектной деятельности воспитанники показали следующие результаты:

из 25 общего количества детей

 2 воспитанника имели высокий уровень  развития, что составило 8  %,            

10 воспитанников имели выше среднего уровня  развития, что составило 40%.

13 воспитанников имели средний уровень развития, что составило 52%

3.  Библиографический список.

1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
2. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». СПб.,2000.
3.  Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
4.  Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

5.Арапова-Пискарева Н.А. Развитие элементарных математических представлений.- М.: Мозайка-Синтез,2005.

6. Агафонов В. «Твой друг компьютер», Москва, «Детская литература» 1996 г. (информатика от 4 до 9).

7. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.

8. ВолинаВ.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей)-М.: Знание,1993.

9. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1984.

10. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.- М.:ТЦ Сфера, 2008.

11. Юзбекова.Е.А. Ступеньки творчества.- М.,ЛИНКА-ПРЕСС., 2006.

12. Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М., 2003.

13. Метлина Л.С. Математика в детском саду.- М., 1984.

14. Михайлова.З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: М Просвящение,1990.

15. Попова Г.П., В.И. Усачева Занимательная математика. – Волгоград: Учитель, 2006.

16. Петрова.М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного возраста. –М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

5.  Приложение.

  1. 1.Приложение №1 – Конспект занятия в средней группе «Играем с Гео»
  2. 2.Приложение №2 – Конспект занятия в старшей группе «Сказочное путешествие»
  3. 3.Приложение №3 – Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в Фиолетовый лес»
  4. 4.Приложение №4 – Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Число 12»
  5. 5.Приложение №5 – Материал для папки – передвижки. Тема: «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры».
  6. 6.Приложение №6 – Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям старшего возраста на основе занимательного материала.

Приложение № 1

К О Н С П Е К Т

занятия по формированию элементарных математических представлений с применением технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в средней группе.

Тема: «Играем с Гео»

Сказочная область: «Фиолетовый лес»

Цель: Игра квадрат В.Воскобовича – учить складывать фигуру

из квадрата по образцу, понимать и называть «верх», «низ» фигуры.

Игра  «Шнур – затейник» – учить выкладывать шнуром,  заданные фигуры. Уметь описывать свою работу.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу, проводится игра «Назови следующее число» с мячом. (Упражнять детей в счёте до пяти) водящий называет число, кидает мяч, ребёнок называет следующее.

Вос: Когда интересней играть, когда нас много или когда ты один?

Друзей забывать не надо, ведь вместе веселей играть.

У нас с вами в Фиолетовом лесу есть друг, мальчик Гео.

Давайте сходим, проведаем его.

Здравствуй Гео мы пришли тебя проведать, что ты делаешь?

Гео говорит, что пытается отгадать загадки. Давайте поможем ему.

Загадки:

Кто не ест душистый мед

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это — плюшевый… (медведь)

Кирпичи возьмем цветные,

Сложим домики любые,

Даже цирк для публики.

Ведь у нас есть… (кубики)

Рвутся вверх они, играют,

С тонкой нитки улетают.

Это радость детворы —

Разноцветные… (шары)

По асфальту я скачу,

Через двор в траву лечу.

От друзей меня не прячь,

Поиграй-ка с ними в… (мяч)

Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь – хочет встать.

Поупрямее барашка

Эта кукла-… (неваляшка)

В нём живёт моя семья,

Друг без друга нам нельзя.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду. (дом)

Дети отгадывают загадки.

Мы помогли Гео, и он предлагает нам свою любимую игру

«Квадрат – трансформер»  

Больше всего ему понравилась загадка про домик, я предлагаю выложить из квадрата дом.

Дети выкладывают дом.

В процессе работы уточняют где верх, низ квадрата, стороны.

Воспитатель: Мальчик Гео благодарит за помощь. Давайте ещё поиграем с ним.

У каждого из вас есть шнур затейник, рассмотрите их, чем они отличаются? У кого шнур красного цвета пройдут к Гео, а с синими подойдут ко мне. Давайте сравним теперь красные и синие шнуры. Одни длинней, другие короче. Я вам предлагаю выложить из наших шнуров узор, по образцам. У меня есть два вида образцов, одни красные, другие синие. Как вы думаете, кому какие понадобятся?

Дети по образцам выкладывают заданные узоры.

Как хорошо, когда мы все вместе играем. Но пора возвращаться в сад, чтобы быстрее дойти нужно сделать дорожку, шнуры затейники нам помогут. Если мы положим один шнурок, хорошая дорожка получиться? А если все наши шнуры положить? Какая получилась дорожка? (длинная, широкая)

Она отличается от дорожки, которую выложил один? Чем? Работали мы с вами вместе, что ещё мы делали сегодня вместе? (играли, отгадывали загадки)

Итог:

Дети, когда нам веселей и лучше живется? Конечно, когда есть друзья. Давайте по нашей красивой дорожке, все дружно пойдем в детский сад с песней. «Вместе весело шагать по просторам»

Приложение №2

КОНСПЕКТ

занятия по формированию элементарных математических представлений с применением технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в старшей группе.

Тема: «Сказочное путешествие».

Цель: развитие у детей познавательного интереса, желания узнавать что-то новое.

Задачи:  В игре с корабликом «Плюх-плюх» продолжать формировать математические представления о высоте предметов, пространственных представлениях, количественном и порядковом счете. Учить детей конструировать заданную форму, складывать забавные фигурки из игры В. Воскобовича «Чудо-цветик»; Развивать мелкую моторику руки, тактильно-осязательные анализаторы, конструктивные умения и навыки. Головоломка «Чудо-соты»

Материал: игры Воскобовича :письмо,«Чудо-соты», «Кораблик Плюх-Плюх», персонажи «Пчелка Жужжа», «Гусь-капитан и Лягушки моряки». «Чудо-цветик».

Ход занятия.

Сюжет-завязка.

Дети обнаруживают в группе письмо.

В. Давайте его прочитаем?. «Дорогие ребята! Приглашаю вас на день рождения на Чудо-остров, в Фиолетовый лес. Пчелка Жужа»

В. Ну что, отправимся в сказочное путешествие? Но без подарка некрасиво приходить на день рождения. Что любят пчелки? (цветы)

В. Давайте соберем букет цветов для пчелки. Дети составляют на столе цветки – «двудольки», «трехдольки», «четырехдольки», «пятидольки»

В. Какого цвета лепестки одноцветного ЧЦ? – Сколько частей в одноцветном ЧЦ? Какие они? -Сколько частей в разноцветном цветке? -Подарок готов.

После того, как дети собрали цветы, делают пальчиковую гимнастику.

«Волшебные цветки»

Вот волшебные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Игра В. Воскобовича «Плюх-плюх».

В. На день рождения к пчелке Жуже, на чудо остров в Сказочный Фиолетовый лес мы поплывем на корабле. Давайте подготовим наш корабль к плаванию.

– Гусь –капитан и его команда лягушки –матросы  помогут нам добраться до острова.

 -Мачты по высоте называют так: низкая, высокая, средняя, ниже средней, выше средней. Сколько всего мачт? (дети считают, 7)

Гусь-капитан дает команду. «Надеть на высокую мачту флажки синего цвета!» –

-На какую мачту по счёту вы надели флажки синего цвета? (дети действуют: находят флажки оранжевого, красного цвета, надевают их на подходящую мачту по высоте, называют её и по счёту)

-Сколько всего флажков на кораблике?

-Флажков какого цвета больше всего? какого цвета меньше всего?

-Покажите самую высокую мачту, самую низкую?

-Скрепить все флажки шнуром, чтобы во время шторма корабль не перевернулся.( (дети продевают шнур сквозь дырочки флажков)

Молодцы! Справились со всеми заданиями.

Корабль «Плюх-Плюх» отправляется в путешествие.( дети плавают с корабликом в руках, звучит соответствующая музыка, после чего дети рассаживаются на место)

Отважный кораблик

Плывет в океан.

Лягушки-матросы,

А Гусь-капитан.

Лягушки забыв

Про усталость и скуку,

В пути изучают

Морскую науку…

-Сколько всего мачт на кораблике? Сколько всего флажков на кораблике?

-Поверните флажки налево (направо) от себя. Молодцы!

-Мы плывем все дальше и дальше, навстречу новым приключениям.

-В этом лесу очень спокойно и тихо, никто не шумит и не кричит.

-А вот и пчелка Жужжа. Ребята приготовили тебе подарок, цветы.

Пчёлка Жужа  очень рада вашим подаркам, и еще просит вас помочь ей.

Друзья ей  на день рождения подарили игрушки, но их нужно собрать, это головоломки. Помогите пчёлке сложить игрушки из волшебной головоломки «Чудо-соты». 

– Головоломка сложное задание, давайте немного разомнемся.

Физминутка.

Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)

Раз — росой они умылись (умываются)

 Два — изящно покружились (кружатся)

 Три — нагнулись и присели на четыре полетели (летают и жужжат).

«Чудо-соты»  (Дети составляют фигурку по желанию или по данной схеме, обводят и раскрашивают).
Нам тоже пора в детский сад. Сейчас я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в группе. «Закройте глаза, в группу нам пора. Вправо повернись, влево повернись, в группе очутись.»

-Вам понравилось сказочное путешествие?  Молодцы, вы справились со всеми заданиями.

Приложение № 3

К О Н С П Е К Т

занятия по формированию элементарных математических представлений с применением технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в старшей группе.

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС»

 Задачи: Развитие логического мышления; пространственного мышления и творческого воображения.

Материал: Прозрачная цифра; Нетающие льдинки; Конструктор цифр; Геоконт В.В.Воскобовича.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята сегодня у нас не обычная игротека. Мы отправимся с вами на планету Муран в  Фиолетовый лес. Просьба экипаж занять свои места в ракете.

Каждый ребенок берет карточку с цифрой и выкладывает из прозрачной цифры свой номер.

Воспитатель: Начинаем отсчет.

Дети по порядку называют свои цифры. Звучит космическая музыка.

Воспитатель – Вот мы и прилетели на планету Муран. Давайте выйдем из корабля и осмотримся.

Дети выходят из ракеты и слышат плач.

Воспитатель – Ребята, вы слышите, кто то плачет?(выходит ребенок). Да это же наш знакомый, малыш Гео. Здравствуй, что случилось, почему ты плачешь?

Гео: Здравствуйте, ребята .Я хотел попасть в фиолетовый лес и заблудился.

Воспитатель: Не плач мы тебе поможем. Мы тоже идем в фиолетовый лес ,идем с нами вместе легче  от искать дорогу

Дети по дороге играют в игру «Перепрыгни через ручеек».  

Воспитатель – Наша дорога проходит через озеро Айс. Давайте сделаем привал и поиграем с нетающими льдинками.

Дети строят фигуры животных, загадывают друг другу загадки о том, каких животных он сложили.

Воспитатель  – Из каких фигур составлены животные, сколько фигур? Отправляемся дальше. Ой, ребята ,куда мы с вами попали?

Гео: Да это же город говорящих попугаев.

Навстречу ребятам выходит попугай Эник.

Эник: Здравствуйте ребята, а куда вы идете?

Дети: В фиолетовый лес.  Не подскажешь нам дорогу?

Эник: Подскажу, но сначала вы должны отгадать мои загадки. Эники – Бэники – Ели – Вареники – Очень – Голодные  – Веники. (дети выкладывают  зашифрованную цифру)

Дети: Это  цифра восемь.

Эник: Загадаю загадку потруднее .Бэники -Ели – Вареники – Веники – Голодные.

Дети: цифра три.

Эник: Отгадайте еще одну  загадку : Эники – Бэники – Ели – Веники – Голодные – Очень.

Дети:   Цифра ноль.

Эник:  Молодцы ребята все загадки отгадали. Подскажу вам дорогу. Идите по фиолетовой тропинке и попадете в лес.

(Дети идут по дорожке, преодолевая препятствия.)

Гео: Вот мы и пришли в фиолетовый лес. ( на полу лежат Геоконты ) Ребята помогите мне решить трудную задачку на Геоконте.  Выложите прямоугольник и разделите его на четыре равные части.

Воспитатель: На какие  геометрические фигуры  разделили прямоугольник?

Гео: Выложите на Геоконте предметы по образцу. ( дети выкладывают)

 Гео : Молодцы ребята. Спасибо ,что помогли мне.

 Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Прощаемся с малышом Гео и садимся в ракету. (Дети прощаются с  Гео, садятся в ракету) Где мы с вами побывали? Что нового узнали? Кому и как помогали?

Приложение № 4

К О Н С П Е К Т

 занятия по формированию элементарных математических представлений с применением технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в  подготовительной группе

Тема: «Число12»

Цель: знакомство с составом числа 12.
Задачи: 
Познавательные:
• продолжать учить составлять и решать простые арифметические примеры на сложение и на вычитание на наглядной основе; при решении задач пользоваться знаками действий: «+», «–» и «=»; 
• продолжать учить раскладывать число на меньшие части и составлять из меньших большее (на наглядной основе);
• познакомить с числом 12, его составом;
• отрабатывать умение детей ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении (вверх, вниз, слева, справа и т.д.);
• формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве;
• закреплять знания звуков и букв, определения звуков в слове, различения гласных и согласных звуков, представления о твердости-мягкости; 
• упражнять в составление 2-составных слов (однопалубный, двухпалубный, трехпалубный…);
• создавать условия для поисково-исследовательской деятельности;
• расширять представления об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
• развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
• воспитывать умение выслушивать и дополнять высказывания других детей; 
• воспитывать желание помочь окружающим, оказать помощь и поддержку;
• воспитывать бережное отношение к здоровью.

Предварительная работа с детьми: 
• решение простых арифметических примеров на сложение и на вычитание на Счетовозике;
• проведение графических диктантов разного уровня сложности;
• состав числа 11 на кораблике Буль-буль;
• игровые задания на Игровизоре;
• использование гимнастики для глаз, для ума.

Материалы и оборудование: 
Игры Воскобовича: Счетовозики (по числу детей), кораблики Буль-буль (по числу детей), Игровизоры(по числу детей), маркеры и салфетки (по числу детей), коврограф Ларчик, разноцветные веревочки, Умные стрелочки; персонажи – Малыш Гео и Ворон Метр; 
карточки разных цветов с арифметическими примерами (желтые – на сложение в пределах первого десятка, синие – на вычитание в пределах первого десятка, красные – сложение и вычитание в пределах второго десятка); песочные часы продолжительностью 1 минута; солевая грелка «Лор»; сундук; глобус, записки с заданиями; 
проектор, экран, ноутбук с презентацией.

Ход:

Воспитатель: Ребята, нас опять зовет на помощь Малыш Гео. 
На презентации слайд №1. Малыш Гео и Ворон Метр держат шифровку

Голос Малыша Гео: Ребята, Незримка Всюсь заколдовал Ворона Мэтра, и теперь тот не может говорить (это в волшебной – то стране!). Колдовство потеряет силу, если разгадать шифровку. 
Воспитатель: Что же будем делать?
Дети: Отправимся в Фиолетовый лес на помощь
Воспитатель: Как туда можно попасть? (ответы детей)
Слайд №2 Д+Д=Д

Воспитатель: Смотрите, чтобы быстрее добраться, Малыш Гео предлагает вам Счетовозики. Как только все решат свои примеры, Счетовозики вмиг доставят вас в Фиолетовый лес. Но сначала разминка для ума! 
Дети выполняют упражнения: «Крюки» (замок), Перекрестные шаги, Ушки, восьмерка руками, восьмерка глазами.

Воспитатель: Теперь все готовы! Пример каждый выберет себе сам.
Каждый ребенок выбирает для себя пример по степени сложности – простой (желтые карточки – на сложение в пределах первого десятка), средней сложности (синие карточки – на вычитание в пределах первого десятка), повышенной трудности (красные карточки – сложение и вычитание в пределах второго десятка).
Дети решают («вышивают») на Счетовозике выбранные примеры
1+6=7 

Воспитатель: Все справились с заданием и получили свой «билет». Крепче держим Счетовозики и вперед! 
Дети строятся, изображая поезд под звук паровозика 
Слайды – Счетовозик въезжает на полянку, далее – картинка Фиолетового леса 
Воспитатель: Вот и прибыли. Что же делать дальше? 
Слайд – Малыш Гео с Игровизором

Дети: Нужно выполнить какое-то задание на Игровизоре.
Дети берут Игровизоры. В первый Игровизор вложено задание.
Воспитатель: А вот и задание. Но сначала определим, кто будет записывать задание с помощью Умных стрелочек, а кто выполнять веревочками на Коврографе, остальные – на Игровизорах.
С Умными стрелочками идет заниматься тот, у кого имя начинается на гласный звук.
Дети анализируют, у кого из присутствующих имя начинается на гласный звук. (Данное задание проектируется исходя из Вашего конкретного случая)
Воспитатель: Выполнять задание на Коврографе идет тот, у кого имя начинается на звук «К» (в нашем случае это трое ребят – Кирилл, Катя, Ксюша, поэтому добавочное задание)
– Идет тот из троих, у кого фамилия на звук «С» (это двое из троих – Сафронов и Сидорова)
– Идет тот из двоих, у кого имя начинается на мягкий звук (Кирилл выходит к Коврографу) 
(Данное задание проектируется исходя из Вашего конкретного случая)
Воспитатель диктует задание графического диктанта, дети воспринимают на слух и выполняют на Игровизорах, а выбранные дети – на коврографе веревочкой, и ковровой полянке Умными стрелочками и цифрами.
Графический диктант: 
1. Поставить точку на 5 клеток вверх от Центра; 
2. Внимание, сложное движение – вправо, вниз (дети знают, что если не называется цифра, то значит это движение на 1 клетку); 
3. Вправо; 
4. Внимание, сложное движение – вправо, вниз;
5. 2 вправо;
6. Внимание, сложное движение – 2 влево, 2 вниз;
7. 3 влево.
На Коврографе все выполняется веревочками. Дети рисуют на Игровизорах.

А на другом Коврографе или, в моем случае, на полянке Фиолетового леса, выставляются в ряд Умные стрелочки, согласно задания 

Воспитатель: Теперь нужно дорисовать зеркально вторую половину

Воспитатель: Что у вас получилось? 
Дети: Получился кораблик
Воспитатель: Что это может означать?
Дети: Где-то рядом Гусь Капитан и его Матросы – Лягушки.
-Дальше путешествие будет на кораблике.
– Нужно спешить на какой-то водоем.
-Но как найти дорогу?
Слайд с запиской, которую дети читают сами: «Ищите под нашей планетой»
Воспитатель: Где же нужно искать?
Дети рассуждают и приходят к выводу, что искать нужно под глобусом
Находят под глобусом записку-картинку
Записка-картинка: 
1 – Лев-Павлин
2 – Павлин 
3 – Лань 
4 – Лев 
5 – Пони
6 – мультяшное личико 

Воспитатель: Что это значит?
Дети: Нужно это все изобразить.
Дети по очереди встают в ряд, изображая каждый каждый этап, а один смотрит, что получится. (Лев-Павлин – это граница между Львом и Павлином, значит поднять вместе руки вверх; Павлин – поднять правую руку в верхний – правый угол; Лань – левая нога в левую сторону; Лев – поднять левую руку в верхний левый угол; Пони – правая нога в правую сторону. Личико – обозначает то, что кто-то один смотрит, что получилось)
Воспитатель: Что же получилось?
Дети: – Буква «Ж»
– Жук
– Снежинка 
Воспитатель: Когда обычно бывают снежинки? 
Дети: Зимой
Слайд – Гимнастика для глаз «Снежинка» (дети выполняют электронную гимнастику для глаз)
Слайд-анимация «Идет снег в Фиолетовом лесу»
Воспитатель: Что-то стало холодно, давайте погреемся – разогреем пальчики, руки-ноги. Разгоним кровь. 
Массаж конечностей. Дети растирают руки (в том числе пальчики) и ноги.
Слайд – Лягушонок Озеркин с надписью: «И не дайте замерзнуть озеру». 
Дети читают сами (кто умеет)
Воспитатель: Как мы можем помочь озеру грелкой?
Прикладываем к озеру на полянке Фиолетового леса– «оно становится теплое». «Случайно» находим в озере записку.
Текст записки: «Спасибо – вы не дали замерзнуть озеру – и к вам приплыли ваши кораблики. Посмотрите направо. Кораблики помогут вам»
Дети смотрят направо и находят сундук. Достают из сундука кораблики и персонажей Малыша Гео и Ворона Метра.
Слайд с числом 12

Воспитатель: Что это значит?
Дети: Нужно составить число 12, как мы составляли 11
Воспитатель: Как можно составить 12 с помощью десятка? Как по-другому назвать десяток? 
Дети: Десяток по-другому – дцать. Две на дцать – получается двенадцать (показывают)

Дети составляют на корабликах десяток и два флажка, получается 12
Воспитатель: А теперь давайте устроим соревнование, кто за 5 минут больше построит вариантов состава числа 12. Сколько палуб получится у вашего корабля? Как называется кораблик, у которого одна палуба? (однопалубный) Две палубы? (двухпалубный). Три палубы? (трехпалубный) и т.д.
Дети составляют разные варианты состава числа 12 из флажков кораблика Буль-буль, используя двойные, тройные и т.д. и записывают на Игровизорах результат. Например: 10+2=12, 5+5+1+1=12, 3+4+3+2=12, 4+4+4=12, 5+3+2+2=12 и т.п. 

При этом дети не забывают следить за временем, сами переворачивая песочные часы по истечении каждой минуты (в сумме 5 минут)
Аналогичное задание дети выполняли с числом 11, поэтому не возникло затруднений без предварительного объяснения. Таким образом, дети сами усвоили новый материал с помощью кораблика Буль-буль. При этом они называют кораблик по числу полученных палуб, упражняясь в составление 2-составных слов.
Воспитатель: Подводим итоги. У кого получилось больше палуб? 
Выявляем победителя, аплодируем.
Снова слайд с шифровкой

Воспитатель: Настало время разгадать шифровку. Наверное, мы не зря составляли число 12?
Возможные варианты детей, если правильного ответа нет, воспитатель помогает
Воспитатель: Помните, мы когда-то говорили о том, что цифры можно записать буквами. Значит, что может означать эта надпись Д+Д=Д?
Дети анализируют свои записи примеров и делают выводы
Дети: Д (два) + Д (десять) = Д (двенадцать)
Слайд с Вороном Метром. 
Голос Ворона Метра: «Спасибо, ребята! Вы помогли Малышу Гео разгадать загадку Незримки Всюсь, и вернули мне способность говорить»
Голос малыша Гео: И у нас теперь праздничное настроение! Давайте потанцуем!
Физминутка «Собрались на празднике все мои друзья» (Студия детского праздника “Мальвина” )
Воспитатель: А нам пора возвращаться. Счетовозики уже готовы, составим пример, который мы разгадали 10+2=12 и в путь!

Дети «вышивают» пример.

атем строятся, изображая поезд под звук паровозика
Слайд-анимация – Счетовозик уезжает с полянки Фиолетового леса
Итог.
Воспитатель: Что вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей)
Какие добрые дела вы совершили? (Ответы детей)
Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Чему научились? (Ответы детей)
Воспитатель: А свои впечатления от путешествия вы можете нарисовать или слепить из пластилина.

Приложение № 5

Материал для папки – передвижки.

Вячеслав Вадимович Воскобович – автор таких известных игр и обучающих средств, как «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Складушки», «Чудо-крестики», «Игровизор» и других. В течение ряда лет проводил игровые занятия с дошкольниками, консультации для родителей и обучающие семинары для педагогов. Он поддерживал связь со специалистами дошкольных учреждений Санкт-Петербурга, которые оказывали ему необходимую помощь в апробации новых разработок.

В начале 90-х годов Воскобович В.В. заинтересовался идеей создания развивающего игрового пространства, создал Центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик, развивающих и коррекционных игр, собрал творческий коллектив единомышленников. В настоящее время развивающие игры и пособия Центра достаточно широко используются родителями и педагогами дошкольных учреждений во многих городах России.

Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое. Данные игры характеризуются тем, что содержат готовый игровой замысел, материал и правила. Игру существенно дополняет сказка – она вводит ребенка в необычный мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Это порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Развивающие игры Воскобовича способствуют:
— эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;
— творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;
— развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического слуха;
— социально-нравственному развитию. В игре устанавливаются взаимоотношения между детьми и взрослыми, ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.;
— художественному воспитанию. Совершая какое-либо действие, ребенок думает о его красоте, элегантности, общей уместности в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих. Развиваются творчество и фантазия при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Особенности развивающих игр Воскобовича:
— игры разработаны исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя все новые и новые возможности;
— широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений;
— многофункциональность и универсальность. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач (знакомятся с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.;
— систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал;
— методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрированными рисунками.
В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует ФГОС ДО, очень мало. Например, на основе развивающих игр В.В. Воскобовича создана Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей трех-семи лет «Сказочные лабиринты игры». Данная технология – это использование авторских игр в системе их постоянного и постепенного усложнения. Поэтапное включение игр определяется возрастными особенностями ребенка:
Первый этап — дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом, формой, усваивает некоторые представления.
Второй этап – с помощью образа запоминает понятия, символы.
Третий этап – знакомство с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация), планирование своих действий.
Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, реализуется принцип потенциального развития ребенка.

Технология решает следующие задачи:
— развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
— развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
— развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
— гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
— формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;
— построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Приложение №6

П Р И М Е Р Н Ы Й   П Е Р Е Ч Е Н Ь

ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР ПО  РАЗНОВОЗРАСТНЫМ  ГРУППАМ    

2-Я МЛАДШАЯ  ГРУППА

Комплект «Чудо головоломки» или удивительные превращения в Фиолетовом лесу( «Чудо – кркстик»; «Чудо – соты»; «Чудо – цветик»)

Комплект «конструктор шнур» или Знаменитый фокусник Филимон Коттерфильд («Шнур затейник»)

Комплект «Игровой квадрат»или загадки Фиолетового леса «Квадрат Воскобовича» (двух цветный, четырехцветный), «Змейка»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Комплект «Чудо головоломки» или удивительные превращения в Фиолетовом лесу( «Чудо – крестик»; «Чудо – соты»; «Чудо – цветик»)

Комплект «конструктор шнур» или Знаменитый фокусник Филимон Коттерфильд («Шнур затейник»; «Волшебная восьмерка»)

Комплект «Игровой квадрат», или загадки Фиолетового леса «Квадрат Воскобовича» (двух цветный, четырехцветный), «Змейка»

Комплект «Прозрачный квадрат», или Нетающие льдинки Озера Айс («Прозрачный квадрат»; «Прозрачная цифра»)

Комплект «Цифроцирк», или Легенды Фиолетового леса («Математические корзинки»; «Счетовозик»)

СТАРШАЯ ГРУППА

Комплект «Чудо головоломки» или удивительные превращения в Фиолетовом лесу( «Чудо – крестик»; «Чудо – соты»; «Чудо – цветик»)

Комплект «конструктор шнур» или Знаменитый фокусник Филимон Коттерфильд («Шнур затейник»; «Волшебная восьмерка»; «Конструктор букв»)

Комплект «Игровой квадрат»или загадки Фиолетового леса «Квадрат Воскобовича» (двух цветный, четырехцветный), «Змейка»

Комплект «Прозрачный квадрат», или Нетающие льдинки Озера Айс («Прозрачный квадрат»; «Прозрачная цифра»)

Комплект «Цифроцирк», или Легенды Фиолетового леса («Математические корзинки»; «Счетовозик»)

Комплект «Логовкладыши», или Приключения Крутика По. «Логоформочки».

Комплект «Геоконт», или Приключения Малыша Гео («Геоконт»; «Геовизор»)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Комплект «Чудо головоломки» или удивительные превращения в Фиолетовом лесу( «Чудо – крестик»; «Чудо – соты»; «Чудо – цветик»)

Комплект «конструктор шнур» или Знаменитый фокусник Филимон Коттерфильд («Шнур затейник»; «Волшебная восьмерка»; «Конструктор букв»)

Комплект «Игровой квадрат»или загадки Фиолетового леса «Квадрат Воскобовича» (двух цветный, четырехцветный), «Змейка»

Комплект «Прозрачный квадрат», или Нетающие льдинки Озера Айс («Прозрачный квадрат»; «Прозрачная цифра»)

Комплект «Цифроцирк», или Легенды Фиолетового леса («Математические корзинки»; «Счетовозик»)

Комплект «Логовкладыши», или Приключения Крутика По. «Логоформочки».

Комплект «Геоконт», или Приключения Малыша Гео («Геоконт»; «Геовизор»)

Вам также может понравиться...
15392