Сценарий праздника «Литературный праздник по творчеству Л. Толстого»

Фоменко Ольга Павловна – Учитель – дефектолог МОУ Детский сад №374 г. Волгоград
Дата поступления работы: 12.11.23г.

Литературный праздник по творчеству Л. Толстого

Цели: формировать интерес к чтению детской литературы; познакомить детей с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности.
 Задачи:

  • пробуждать в детях чувство милосердия, сострадания к другим людям, любовь к семье;
  • дать детям представление о добре и зле;
  • учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы;
  • закреплять знания детей о жизни и деятельности Л.Н. Толстого;
  • развивать речевую активность, диалоговую речь, выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты;
  • развивать у детей познавательный интерес к природе, память, логическое мышление.

Оформление: портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации по произведениям писателя, выставлены произведения Л.Н. Толстого.

Материал: презентация «Лев Николаевич Толстой», картинки по сказкам и рассказам; картинки с изображением животных; предметы к игре «Кто потерял»; аудиосказки и рассказы Л.Н. Толстого.

Предварительная работа: чтение произведений Л.Н. Толстого, рассматривание иллюстраций к произведениям, аудиопрослушивание рассказов и сказок для детей, оформление тематической выставки, галерея детских рисунков.

Ведущий: Ребята, 9 сентября день рождение известного и любимого нами писателя Льва Николаевича Толстого. Ему исполнилось 190 лет!
Ребенок: К нам Лев Толстой
Приходит в раннем детстве!
И с той незабываемой поры
Живут вокруг меня с реальностью в соседстве
Его необычайные миры!
Ведущий: Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!

Показ презентации и рассказ детям «Лев Николаевич Толстой»

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем. Посмотрите на портрет писателя: его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза- о проницательности, широкая борода- как у доброго дедушки. (слайд № 1)

Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Какое название интересное! «Ясная» – что можно представить себе, произнося это слово? (Ответы детей: солнце, тепло, ясный день.) Значит, это место и было таким замечательным, если Толстой говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней».

Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном. (слайд № 2)

Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Все, что знал Лев о матери, это рассказы других людей о хорошей и доброй женщине. Мать знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки.

В семье графа Толстого было пятеро детей: четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька. Отец занимался хозяйством, воспитанием детей, много читал. Он собирал библиотеку. Мальчики были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей.

Маленький Лева любил читать произведения А. Пушкина и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь. Пушкина он считал своим учителем, когда занялся писательской деятельностью.

Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста. Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью: “За храбрость” и медалями “За защиту Севастополя.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу. (слайд № 3)

Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. Самым главным делом своей жизни Толстой считал создание школы и Азбуки для обучения грамоте крестьянских детей. Сейчас у вас у всех есть возможность пойти в школу и получать знания. А раньше учиться могли только дети богатых людей и школ было очень мало. А Толстой очень любил крестьянских детей, много с ними общался, видел, какие они смышленые, любознательные и одаренные. Поэтому в Ясной Поляне он открыл бесплатную школу для крестьянских детей и сам их учил.
В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.

Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.

Лев Николаевич Толстой выступал категорически против грубости   учителей и телесных наказаний. В те времена школьная система наказания была достаточно жестокой и изощренной, ученика могли посадить на горох, избить розгами. Подобные телесные наказания применялись абсолютно ко всем ученикам, без учета пола и возраста. (слайд №4)

Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.

Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.(слайд №5)
«Если, – писал Л.Н. Толстой – урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».(слайд №6)
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука — к мудрости ступенька.
Век живи — век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться — всегда пригодится.

(слайд № 7)

В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(слайд №8)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами. Он призывал людей жить в согласии с природой, бережно относиться к ней, любить друг друга, никогда не ссориться. (слайд №9)

В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться. (слайд № 10)

Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми. (слайд №11)
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Л.Н. Толстой.(слайд №12)
Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них.

Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)

Лев Николаевич Толстой писал для детей поговорки: (читают дети)
Где цветок, там и медок.
Неизведанный друг, не хорош для услуг.
Другу сколько можно помогай.
Красна птица пером, а человек умом.
Капля мала, а по капле море.
Не бери горсткой, а бери щепоткой.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Умей взять, умей и дать.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье — тьма.
Конец – делу венец.

– Посмотрите, сейчас существует много разных Азбук – по оформлению, по размерам, но все они учат одному – грамоте и правильной речи. Это самая первая книга любого ребенка, по которой он учится читать. Учебников тогда не было, и Толстой занялся составление «Азбуки», по которой затем учились грамоте многие поколения. Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке», над которой он работал долго и кропотливо. Об этом он сам говорил с волнением: “Что из этого выйдет – не знаю, а положил в него всю душу”. (слайд № 13)

Ведущий: Мы с вами знаем некоторые рассказы, которые вошли в «Азбуку» Л.Н. Толстого. Давайте их вспомним. (слайд № 14)

Ведущий: Рассказ «Косточка» о мальчике, который без разрешения мамы съел сливу и испугался сказать правду. Писатель этим рассказом говорит детям, что не хорошо обманывать, нужно всегда говорить правду и слушать взрослых. (слайд № 15).

 Л.Н. Толстой написал рассказ «Филиппок».
Это рассказ о мальчике, который очень хотел пойти в школу. Ему еще не было семи лет, но он попросил учителя, и его взяли в первый класс. (слайд № 16)

Ведущий: Ребята, отгадайте из каких сказок, рассказов эти иллюстрации? (слайды № 17-31)
Ведущий: Мы много читали произведений Л.Н. Толстого. Чему учат нас его рассказы?
Дети: добру, справедливости, честности.
1 ребенок: Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалела,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
2 ребенок: Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.

Ведущий: А нас ждет еще один конкурс «Назови произведение»
Я буду читать вам отрывки из произведения Толстого, а вам нужно отгадать названия этих произведений.

1. «Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую отцовскую и пошел в школу. (Филипок).

2.«Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. (Котёнок).

3.«Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь». (Косточка).

4. Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге». (Девочка и грибы).

5. «Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах, то все расхохотались: она несла большую куклу» («Пожарные собаки»)

Ведущий: Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Но нас ждет еще один сложный конкурс – «Кто потерял?»

Вы должны определить, герои каких произведений Л.Н. Толстого могли потерять эти предметы (все предметы показаны на экране) (слайд № 32-40)
Предметы:
– блины в узелке («Липунюшка»)
– шапка («Филиппок»)
– кукла («пожарные собаки»)
– грибы («Девочка и грибы»)
– рыба («орел»)
– сливы («Косточка»)
– ружье («Прыжок»)
– топор («Мужики водяной»)
– кувшин и камни («Галка и кувшин»)

1 ребенок:
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
2 ребенок:
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
3 ребенок:
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
4 ребенок:
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
Ведущий: Толстой очень любил детей и переживал за них. Он хотел, чтобы они были образованными, воспитанными, хотел пробудить в них желание читать книги, потому что …

Книга учит понимать,
Никогда не унывать.
Книга учит веселиться,
Книга учит не лениться,
Книга учит песни петь,
Весело на жизнь смотреть.
Книга учит дружно жить,
Учит Родину любить!
Книга учит нас уму
Книга учит нас добру!

Вам также может понравиться...
16204