Харитонова Юлия Юрьевна – Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №202» г. Барнаул, Алтайский край
Дата поступления работы: 22.10.2024г.
Сценарий тематического итогового занятия
«Спасите Осень»
с детьми подготовительной группы
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: 6-7 лет
Тема занятия: Спасите Осень
Тип занятия по содержанию: тематическое, групповое.
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей подготовительной к школе группы в различных видах музыкальной деятельности с применением инновационных музыкально-педагогических технологий.
Задачи:
1. Образовательные
– Закрепить понятие о времени года “осень”, и ее характерных признаков.
2. Развивающие
– Развивать чувство ритма, слуховое внимания.
– Развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.
– Совершенствовать общую и мелкую моторики.
3. Воспитательные
– Воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью
Планируемые результаты: Дети различают характерные признаки времени года “осень”, исполняют песни, слушают музыку, проявляют явный интерес к музыкальной деятельности, ритмично двигаются под музыку, вовремя начинают и заканчивают движения (с началом и окончанием музыки).
Материально-техническое обеспечение:
– Наглядный материал: мнемокарточка, ритмическая карточка, нотки, мазика с заданиями, письмо.
– Мультимедийные средства: музыкальный центр, флеш-карта.
– Атрибуты: костюм Печкина, избушка, костюм осени, листики, корзина с яблоками.
Используемые технологии: боди перкуссия, игровая технология, логоритмика, мнемотехника, ритмопластика.
Интеграция образовательных областей: физическая культура, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательно развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия.
Дети заходят в зал под музыку и встают в полукруг
Приветствие «Здравствуйте» («Праздник каждый день» И. Каплунова, И. Новоскольцева Подготовительная группа стр. 5)
Дети стоят по кругу, а педагог идет за кругом и кладет руку на плечо любого ребенка, и этот ребенок приветствует всех остальных детей по-своему, как хочет. Можно пропеть: «Доброе утро!», «Здравствуйте!», «Привет!». Приветствие можно изобразить «звучащими жестами», проговорить с динамическими оттенками, с разной интонацией и т.д. Дети должны постараться ответить тому, кто их поприветствовал, так же.
МР: Молодцы, ребята! А сейчас нам надо с вами хорошенечко размяться. Готовы? (ДА)
Игра «Цигали, Бугали и Ца» (Боди перкуссия)
Для пробуждения фантазии и введение в игру детям рассказывается история о фантастических существах – Цигали, Бугали и Ца. Педагог показывает, как они могут двигаться и интонирует их имена (например, «Цигали» – произносит в верхнем регистре, пискляво, «Бугали» – утрированно, низким голосом, «Ца» – в среднем регистре, коротко, утрированно). Затем, стоя в кругу, все по очереди пробуют быть этими существами, (передавая по-своему образы голосом, движениями, интонацией).
Ход игры
Дети выучивают комбинацию движений за педагогом, темп можно постепенно ускорять от раза к разу.
Описание движений:
цигали – удар двумя ладошками по грудной косточке
бугали – удар двумя ладошками по коленям
ца – хлопок в ладоши
Комбинация движений:
цигали-цигали, ца-ца
бугали-бугали, ца-ца
цигали, ца
бугали, ца
цигали, бугали, ца
МР.: Ребята, а что же у нас за окном? (Осень) Правильно! Давайте с вами вспомним кричалку про осень!
МР.:
Вот опять пришла пора
На дары благая.
Называется она…
Все: Осень золотая!
МР.:
Снова птицы в сентябре
На юг стремятся стаей.
Потому что на дворе…
Все: Осень золотая!
МР.:
Нету играм и делам
Ни конца, ни края.
Надо всё успеть пока
Все: Осень золотая!.
МР.:
И хозяйкам нелегко,
Запасы пополняя.
Потому что к нам пришла…
Все: Осень золотая!
МР: Ребята, мы с вами так громко кричали кричалки про осень, что она, наверное, к нам пришла! Слышите стук?
В двери зала стучится почтальон Печкин, заходит, тяжело дыша.
Почтальон Печкин: Ох! Ребята, ели вас нашел! Вы же 7ая группа, правильно? (ДА) В группе был, а вас там не было, в спортивный зал заглядывал, там вас тоже не было, даже на кухню забегал! А вы оказывается тут!
МР: Печкин, зачем же ты нас искал?
Печкин: У меня для вас письмо! Вот (достает из сумки письмо), получите и распишитесь!
МР: Спасибо, Печкин.
Ребята прощаются с почтальоном. Печкин уходит, а МР читает письмо.
Ребята! Вас приветствует помощник Осени – Лесовичок. Нашу красавицу Осень похитила Баба Яга и заперла ее в своей избушке. Но на наше счастье старуха Яга очень уж забывчивая, поэтому она для себя нарисовала карту, как найти дорогу к своей избушке, разделила ее на несколько частей и раскидала по всему лесу. Очень вас прошу, помогите найти их и освободить нашу Осень!
С уважением и благодарностью, ваш Лесовичок!
Вот это дааааа… Ну что, ребята, сможем помочь? (ДА) Тогда найдем первую подсказку! Будьте внимательны, и ищите то, чего раньше не было в нашем зале.
В музыкальном зале заранее подготовлены элементы, которых не было раньше в зале (нотки), что бы детям было проще ориентироваться. Они выбирают одну нотку, читают задание, выполняют, а за это получают часть карты.
Нотка №1
«Узнайте песенку про осень и спойте ее».
МР: Ребята, я знаю, что нам нужно сделать! У меня есть специальная волшебная карточка, которая поможет нам!

С помощью карточки, ребята вспоминают песенку, а потом, полагаясь на эту же карточку, ее исполняют.
МР: Ай да молодцы! Наша нотка превратилась в первую часть карты, давайте найдем следующую!
Нотка №2
«И игра, и песня».
МР: Ребята, ну-ка подскажите мне, какую мы с вами знаем игру, в которой надо петь? (Ответы детей)
Музыкальная игра “Сапожник” или любую другую, которую предложат дети.
МР: Отлично! И тут мы справились! Давайте продолжим!
Нотка №3
«Спокойствие, только спокойствие».
МР: Что-то мы с вами и правда устали. Давайте немного отдохнем.
Игра “Мокрые котятки” (Ритмопластика)
Цель: Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры: Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко», дети медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика». Тем самым снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
МР: Отлично! Мы с вами и отдохнули, и нотку в часть карты превратили. Теперь пора искать следующую нотку.
Нотка №4
«Послушай, представь и расскажи».
МР: Ребята, я знаю, что делать. Садитесь на ковер. Сейчас мы с вами послушаем музыку, и вы скажете мне, узнали вы ее или нет. А потом вы мне расскажите, что вы представили, когда ее слушали, какая она по характеру, настроению.
Слушание музыки: “Осень” А. Арутюнова (минус)
После слушания ответы детей и исполнение песни.
МР: Молодцы, ребята! У нас с вами осталась последняя нотка.
Нота №5
«Что б замок открыть надо ритм нам повторить».
МР: Сейчас нам с вами надо повторить ритмический рисунок и запомнить его.
Ребята, глядя на картинку, прохлопывают ритм, стараясь его запомнить.

МР: Ребята, какие же вы молодцы! Давайте скорее с вами соберем карту.
Дети с помощью МР собирают карту. По ней понимают куда идти, что бы вызволить Осень. Подходят к избушке.
МР: Баба-Яга, ты здесь? Открывай и Осень нам отдавай!
Осень: Бабы-Яги нет, она заперла меня, а сама куда-то ушла.
МР: А как же нам открыть дверь?
Осень: Это волшебная дверь. Баба-Яга, что бы открыть ее, хлопала в ладоши какой-то ритмический рисунок…
МР: Я знаю, что делать! Ребята, мы с вами только что выучили ритмический рисунок. Что бы дверь открылась нам надо его повторить!
Ребята повторяют ритмический рисунок, дверь открывается, и оттуда выходит Осень.
Осень: Ой, ребята! Это вы меня спасли! Спасибо вам большое! А вы что же и дорогу сами нашли? (ДА) Какие же вы молодцы!
МР: Да, Осень, ребята у нас хорошие и добрые! Как только мы прочитали письмо от Лесовичка, то сразу же пошли помогать и тебя спасать!
Осень: Что бы я делала без вас, мои хорошие! Я знаю, как вас отблагодарить! Вон на той полянке растет яблонька. Я вам спелых яблочек нарву! И вкусно, и полезно!
Осень подходит к дереву, берет корзинку и складывает туда яблоки. После подходит к детям и отдает им корзинку.
Дети: Спасибо большое!
Осень: А с Бабой Ягой я сейчас прямо поговорю, что бы больше так не шалила! А вам пора уходить, пока она не вернулась.
МР: Хорошо. Спасибо тебе, Осень! До новых встреч!
Осень: Пока!
Дети прощаются с Осенью, под музыку она уходит из зала.
МР: Повертись, покружись в зале нашем очутись.
Звучит музыка волшебства.
МР: Ну что, ребята, мы с вами сегодня славно потрудились! Пора и в группу возвращаться!
Дети под красивую музыку уходят из зала и отправляются в свою группу.
Список использованных источников:
- Ветлугина Н.А. Методика воспитания в детском саду. М. Просвещение. 2000 г.
- Музыка в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной М. Музыка, 2000 г.
- Психология музыкальной деятельности. Сборник под ред. Г. Цыпина. М., Академия, 2003 г.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр “Сфера”, 2009.
- Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста “Ладушки” И. Каплунова. И. Новоскольцева
- Интернет – ресурсы