Бухарева Диляра Нафеевна – Старший воспитатель МАОУ детский сад №79 «Гусельки» г. Тольятти Самарская область
Дата поступления работы на конкурс: 26.06.2017г.
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста как средство познавательного и речевого развития.
Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано с теми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годы в результате неразумного, нерационального воздействия на природу со стороны человечества.
Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.
Специфической чертой экологического образования дошкольников, является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения со взрослыми. Взрослый в условиях развивающей экологической среды «формирует у детей элементарные научные знания о природе, поддерживает интерес к познанию окружающего мира, учит видеть в обыденном чудесное, в привычном – необычное. Одним словом, закладывает в сознание детей ощущение окружающего мира как дома», – пишет Т. Зенина (2000).
Осознавая необходимость и актуальность формирования экологической культуры дошкольников, нами была разработана модель построения педагогического процесса по формированию экологической культуры дошкольников.
Модель педагогического процесса экологического образования дошкольников
Цель: Развитие экологической воспитанности дошкольников
Задачи:
– Освоение экологических представлений;
– Развитие познавательно-речевых навыков и умений;
– Овладение умениями наблюдения за живой природой (живыми существами).
Система педагогического взаимодействия
– Система организованного обучения;
– Совместная деятельность взрослого и ребенка;
– Самостоятельная деятельность детей.
В своей работе мы использовали такие программы, как «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, методические пособия Т.М. Бондаренко, О.Ф. Горбатенко, апробировали методические комплексы «Радость открытий» тольяттинских коллег АНО «Планета Детства», авторский сборник конспектов интегрированных познавательных занятий экологического содержания ульяновских педагогов.
Нами был составлен перспективный, календарно-тематический план работы по экологическому воспитанию, с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР), отвечающий их возрастным и психофизиологическим возможностям, в соответствии с сезоном и календарными датами, а также с изучаемой лексической темой по плану логопеда.
Перспективное планирование по сезонам
На каждый сезон нами отведено по 12 интегрированных занятий, состоящих из трех частей:
1.Беседа (рассказ, экскурсия, наблюдение)
2.Игра (экологической направленности)
3.Опытническая, экспериментальная деятельность
Следует отметить, что разнообразие тематики выбранных занятий предусматривает разумное сочетании теории и практики, построенных на интеграции задач, содержания, методов и приемов работы с детьми, имеющими ОНР, в разных видах экологически ориентированной деятельности детей, что способствует их сенсорному и познавательному обогащению опыта, развитию кругозора. Представляет интерес разнообразие приемов активизации познавательной деятельности детей – поисковые задания и проблемные вопросы, игровые обучающие ситуации и самостоятельная работа с книгой (определители, атласы, книги-игрушки и т.д.). Особое внимание на занятиях экологической направленности уделяется решению речевых задач – развитию связной речи, активизации словаря, выразительности речи детей. Упражнения в словообразовании, в умении понимать переносный смысл фразеологизмов, пословиц, поговорок, знакомство с многозначностью слов способствует развитию образности языка детей. А экологический словарь – это не только название растений и животных, но и особые термины и понятия (экологические цепочки, экологическая пирамида, экологический гриб, экологические сообщества и др.), которые обогащают детскую речь, помогают осознать и осмыслить экологически значимые явления и события. Приоритет отдается не простому механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего в совместной практической деятельности детей и педагога.
Организованная форма обучения
Экскурсии.
Занятия.
Наблюдения за животными и растениями.
Обучение детей по уходу за растениями и животными.
Ознакомление с трудом взрослых в природе.
Моделирование.
Экспериментирование, проведение опытов.
Развитие речи, пополнение словаря.
Классификация представлений о природе.
Обобщение представлений о природе.
Чтобы данный процесс стал более интересным и эффективным нами были созданы дополнительные условия, влияющие на процесс как познавательного, так и речевого развития детей с ОНР, а именно:
- создание развивающей экологической среды в группе, ДОУ;
- включение игровых, проблемных ситуаций в ОД;
- использования экспериментальной и исследовательской деятельности;
- включение ребенка в природоохранную деятельность дошкольника;
- экологическое просвещение родителей, взаимодействие с ними.
При организации работы педагог применяет разнообразные методы, предпочтения отдаются тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие природы и активное овладение практическими навыками.
Совместная деятельность педагога и детей:
– Экологические акции, досуги, праздники;
– Наблюдения в уголке природы;
– Дидактические, словесные, подвижные, творческие игры экологической направленности;
– Создание макетов, конструирование из природного материала;
– Работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
– Работа с моделями, схемами, карточками;
– Целевые прогулки на природе, экскурсии;
– Рассказы, чтение детской художественной литературы;
– Беседы, разговоры, проблемные ситуации на экологическую тему;
– Рассматривание картинок, иллюстраций о природе, ее явлениях.
Для комплексного решения поставленных задач используем сочетание ряда методов и средств экологического образования детей.
Наблюдение, как метод чувственного познания природы. Он обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные, организованные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки объектов и явлений.
А для того, чтобы знания о природе были осознанным, мы используем элементарные опыты, которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Например, в таких опытах, как «Волшебница вода», «Где работает воздух?», «Песок и глина», «Такие разные камни», «Зачем нужен солнечный свет?», «Свойства магнита» и т.д. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей, что в свою очередь способствует формированию знаний выполнения различных действий в уходе за живыми существами, умению предвидеть результат и зависимость состояния животного или растения от этой деятельности. При помощи элементарных опытов детям показываются такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образования радуги и др.
Следует отметить, что в нашей работе активно применяется моделирование. Пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, переменные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для осознания этого детьми, мыслительная деятельность которых находится в стадии становлении. Это и вызывает необходимость использования моделирования при изучении некоторых явлений и объектов природы. Например, при проведении опытов по выращиванию кристалла соли или окрашиванию зелёнолистного растения дети составляют модель, а в дальнейшем возможно воспроизведение уже полученных знаний в процессе этой деятельности по данной модели. Совместно изготавливаем целый ряд макетов, моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы, что и позволяют им познать их существенные стороны, а также осуществляем моделирование закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост развития живых существ): «Откуда берется роса?», «Как работает вулкан», «Экологическая цепочка», «Экологическая пирамида», «Самарская лука» и т.д.). Это и календарь наблюдений, и схематическая таблица прорастания различных семян, растений.
Для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания, проявляют эмоциональное отношение к миру.
Например, «С какого дерева лист», «Составь целое из частей», «Угадай время года», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Подбери нужное»
«Что изменилось?», «Когда это бывает», «Составь цепочку» и т.д.
Перечисленные выше методы невозможны без применения словесных. Они способствуют решению ряда речевых задач: конкретизация, пополнение, уточнение знаний об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученные в процессе какой- либо деятельности. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
Применяя при формировании экологической культуры дошкольников различные методы, следует так же отметить и значимость средств экологического воспитания дошкольников.
Среди важнейших средств формирования экологической культуры выделяют натуральные объекты, необходимые для формирования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях. Целесообразность их использования обусловлена особенностями восприятия: изучая объект, дети разглядывают его, воспринимают форму, цвет, запах. Таким образом, в работе с натуральными объектами информация поступает по нескольким каналам, что делает обучение более убедительным и достоверным. Применяется так же в процессе познания изображения натуральных объектов в виде схем, таблиц, моделей, рисунков, фотографий, картин и т.д. Картины характеризуются дидактической направленностью: их содержание почти всегда обобщено, существенные признаки объекта (за счет изобразительных средств или композиции) выделены так, что могут быть легко обнаружены самими детьми. Их целесообразно использовать при ознакомлении детей с новым материалом, когда они способствуют возникновению обобщенных представлений об изучаемом объекте или явлении.
Учебные таблицы исключительно разнообразны, их функционально-дидактическое назначение определяется тем, что они позволяют раскрыть структурные признаки, связи и отношения, существующие между объектами и явлениями реального мира, выявить сущность явлений, показать динамику процессов развития.
Неоценимую роль в экологическом образовании дошкольников оказывает специально созданная нами развивающая экологическая среда, в которой находится ребенок. В процессе самостоятельной деятельности ребенок осваивает свойства и признаки объектов природы, овладевает определенными умениями и навыками, применяет их в повседневной жизни.
Самостоятельная деятельность детей:
– Поиск информации. Работа с книгами: атласами, энциклопедиями, журналами;
– Использование (конструирование) из природного материала;
– Уход за животными и растениями;
– Наблюдения за природными явлениями;
– Элементарное экспериментирование;
– Созданные игровые проблемные ситуации;
– Разные виды игр.
Непосредственное общение с природой в условиях экологической развивающей среды дает ребенку более яркие представления, чем книжки, и рассказы взрослых. Хорошо оборудованная среда, где удачно расположены объекты природы не только украшает групповую комнату, но и доставляет удовольствие детям от непосредственного общения с растениями и животными. В свете новых санитарно-эпидемиологических требований правила содержания живых существ в группе стали более жесткими. Что резко сокращает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными в течении всего года. Но мы нашли выход из ситуации. Для этого мы организуем целевые прогулки в контактные зоопарки, посещения выставок аквариумных рыб, зоомагазинов, приютов для собак и кошек. Здесь дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве объектов природы, что обеспечивает более глубокое их познание. Дети имеют возможность рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно формируются прочные осознанные знания о животных, трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. Практически в каждой семье имеются домашние питомцы (кошки, собаки, попугайчики, сухопутные черепашки, аквариумные рыбки). Здесь отлично работает взаимодействие семьи и детского сада. По просьбе педагога, дети и родители создают фотоколлажи о жизни своего любимца, составляют рассказы, делятся своими впечатлениями, особенностями содержания и ухода за ним, обмениваются опытом. На основе этих знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста возможно при условии включения детей в природоохранную деятельность, т. е. виды деятельности, предполагающие взаимодействие с природой в любых формах начиная с самого простого ухода за обитателями уголка природы – и заканчивая природоохранными акциями.
Природоохранные акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в нашем детском саду сотрудниками и детьми, с участием родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой.
Доступные и понятные для детей акции проводим к таким значительным датам, как Всемирный День воды (22.03.), Всемирный День здоровья (07.04), День Земли (22.04.) и т.д.
В нашем детском саду, уже который год проводится природоохранная акция, в рамках городского сетевого проекта «Берегите первоцветы». Помимо познавательных занятий и бесед на данную тему, с детьми изготавливаются листовки с изображением первоцветов, которые раздаются жителям города.
Активно участвуем с детьми в акциях «Кормушки для пичужки», сбор корма для приюта «Кошкин дом», который периодически посещаем с детьми. Оборудованный огород на территории детского сада, позволяет детям освоить и принять участие в посадке, ухаживании и сборе урожая. А ухоженные клумбы с разнообразием цветов, кустарники на каждом участке – это тоже огромное поле деятельности. Таким образом разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается бережно – действенное отношение к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным. У детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами, ухода за ним.
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы.
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда.
Одной из задач эколого-педагогической деятельности воспитателя является просвещение родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями можем решить» задачу по формированию экологической культуры дошкольника.
Поэтому работу следует проводим в двух направлениях:
1) педагог – родитель;
2) педагог – ребенок – родитель.
Эффективной формой работы с родителями является, организация круглого стола «Воспитание доброты к природе», где родителям предлагаются различные советы по предотвращению проявления жестокости детей по отношению к живой природе.
Еще одна используемая нами форма работы с родителями, это совместные проекты. Например, по разработке ландшафта участка группы, где родители вместе с детьми «разрабатывают дизайн», зарисовывают план, затем подбирают семена цветов, декоративные детали (речную гальку, песок, крупные камни). Выбирается самый оптимальный вариант и весной, совместными усилиями создается красивая клумба на участке группы, либо на территории детского сада. Особый интерес у детей вызывает проект «Огород на подоконнике», где дети каждый день видят процессы произрастания рассады для дальнейшей высадки в грунт, который подготавливается родителями. Они перекапывают землю, формируют грядки. Далее рассада высаживается, и дети, ухаживая за ней, наблюдают за созреванием плодов. Собрав урожай, дети с удовольствием пробуют плоды совместных усилий, за общим столом со своими мамами и папами в группе.
Также проводим консультации для родителей по изготовлению рукотворных книг, лепбуков по формированию экологической культуры у дошкольников. Конкурс стенгазет, таких как «Самый вкусный и полезный рецепт семьи», «Секреты моей бабушки», фотоконкурсы «Наш урожай», изготовление поделок из овощей и фруктов, природного материла поражает креативностью и выдумкой родителей.
На сайте детского сада выкладывается информация для родителей, например, электронный журнал на тему здорового питания, где так же содержится полезная информация специалистов детского сада, освещающих эту тему в сфере своей деятельности. Периодически выкладываются фотоотчеты о проведенных мероприятиях в нашем образовательном учреждении.
Такие формы работы дают возможность родителям совместно с детьми продемонстрировать, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Следовательно, выполнение взаимодействия в системе воспитатель – родители – дети являются важным условием формирования экологической культуры последних.
Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
– экологическая культура личности – это итог экологического образования; она включает в себя знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами в своей деятельности, выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающего человека среде, здоровью людей;
– становление экологической культуры – в дошкольном детстве происходит при участии и под руководством взрослого. Интерес к процессу формирования экологической культуре детей дошкольного возраста привел к большой экспериментальной работе по этому направлению, в ходе изучались образовательные программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, где определено содержание культуры детей на каждом возрастном этапе, а также рекомендуются формы организации, методы и средства необходимые для осуществления данного процесса;
– экологическая развивающая среда обеспечивает разные виды активности ребенка, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка;
– непосредственное общение с природой в условиях развивающей среды дает детям более яркие представления, чем книжки и рассказы взрослых;
– формирование отношения к природе, проявления у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания (эмоции);
– взаимодействие ребенка с природой, организует и руководит педагог, решая тем самым ряд задач, содействующих формированию осознанно – правильного отношения к природе;
– формирование экологической культуры личности и ее проявление всегда связано с деятельность трудовой, игровой, конструктивной, деятельностью в процессе наблюдения;
– первоосновой возникновения у ребенка осознанно – правильного отношения служит непосредственный контакт с самой природой, пребывания в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами;
– любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе нее дети узнают новые знания, осваивают различные навыки умения, осознают значимость того или иного действия, ее место и роль в природе;
– организация развивающей экологической среды в ДОУ создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой, а также дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток в сознании ребенка об наблюдаемом и изучаемом объекте;
– организация развивающей экологической среды в ДОУ обеспечивает включение дошкольников в природоохранную деятельность, что является условием формирования экологической культуры;
– воспитатель организует и координирует работу с родителями, так как они являются участниками экологического образования детей дошкольного возраста, именно отношение взрослого к природе, которое видит ребенок, откладывает свой отпечаток в сознании ребенка, служит для него примером;
– работу по просвещению родителей в вопросах экологического образования дошкольников воспитатель осуществляет различными формами, решая при этом ряд специфических задач;
– целесообразное и планомерное взаимодействие педагог – ребенок – родитель приводит к решению основной цели экологического образования, то есть формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры – осознанно – правильного отношения к природе.
Используемая литература:
1. Акулинцева Т. Будем экологически грамотными. // Дошкольное воспитание. -1996.-№ 7.- С.99
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. //Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4.- С.37-42
3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет:.Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006 -159 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991 г.
5. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ-Волгоград: Учитель, 2007.-286 с.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр Академия, 1999.-1984с
7. Методика ознакомления детей с природой в детском саду.// Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.:- Просвещение. 1991.—240с
8. Николаева С.Н. О некоторых вопросах экологического воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание.-1989.-№ 5.-С.42-48
9. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. -М.: Новая школа, 1993.-32с.
10. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников.- М.: ООО «Фирма». Издательство АСТ, 1998. -320с
11. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. -М.: Академия, 2002. -336с.
12. Николаева С.Н. О некоторых вопросах экологического воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание.-1989.-; 4.-С.42
13. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры.// Дошкольное воспитание.-1996.-№ 7.-с.36
14. Рыжова Н.А. Педагогические модель организации экологического образования в ДОУ.// Дошкольное восиитание.-2000.-№ 9.-С.40-46
15. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы.// Дошкольное воспитание.-2001.-№7.-С.61-69
16. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России. – М.:АСТ,1996.-336с
17. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника.// Дошкольное воспитание.-2001.-№ 7,-С.ЗЗ