Киселева Елена Валерьевна – Учитель-логопед МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №177» г. Краснодар
Дата поступления работы: 30.08.2024г.
«Игра как средство развития познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Аннотация. В статье рассматривается возможность использования игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова. Игра, познавательный интерес, развитие, знания, речь, задачи, наблюдения, экспериментальная деятельность.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивноефизическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.
Проблема развития познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как она отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший “строительный материал”, который является фундаментом развития познавательного интереса. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения “жажды знаний”. О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, проявляется его пытливость, любознательность.И ведущей здесь, является – речь.
Одной из задач познавательно-речевой деятельности является обогащение познавательной сферы детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.Необходимо поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью.
В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта речи. Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.Развивать речь ребёнка, не включая его в познавательную деятельность, невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая её более целенаправленной и осознанной. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. По уровню развития игровых действий ребёнка можно определить его готовность к школьному обучению, ибо, по мнению авторов, основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках игры. Игра как форма деятельности ребёнка способствует гармоничному развитию его психики, личностных черт, интеллекта.
У дошкольников с ТНР наблюдается невысокий уровень развития игровой деятельности: низкая речевая активность в ходе игр, неумение организовать сюжетно-ролевую игру, отказ от участия в играх вербального характера. Нарушение звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменение темпа речи, её плавности – всё это, в разной степени выраженное у данных детей, влияет и на их игровую деятельность, порождает особенности поведения в игре.
Дети с нарушениями речи в большинстве случаев интеллектуально сохранны, следовательно, потребности в игре у них такие же, как у сверстников. Поэтому у таких дошкольников игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта.
Чтобы правильно организовать познавательно – речевое развитие детей с ТНР, можно выделить следующие направления: речь самого педагога, формирование представлений об окружающем мире, развитие любознательности, сенсорное воспитание. Реализация всех этих направлений возможна через сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры, дидактические игры, игры-эксперименты.
Для детей дошкольного возраста познавательно – речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но, если педагог подходит к решению этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоении знаний у детей не возникает.
Повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса.
Использование игр и игровых упражнений на занятиях и вне занятий положительно влияет на развитие речи, у детей повышается интерес к игре, пробуждается потребность постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение.
Таким образом, при использованииигры создаются благоприятные условия для закрепления правильного произношения, для чистого и внятного произнесения слов, устранения речевых нарушений.
Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватногоиспользования игр, игровых приемов при развитии познавательно-речевой активности на разных этапах работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.
Список литературы:
1. Брежнева, О. В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 2. — С. 12.
2. Смирнова Е.М. «Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» – М.: гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 366с. – (учебник для вузов).
3. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика/под.ред. Стребелевой Е.А. – М. Издательский центр «Академия», 2006.
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи.
5. Чиркина Г.В. – Программы дошкольных образовательных учереждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Корекция речевых нарушений. – М.: Просвещение, 2009.
6. Смелая. О.В. Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда / О.В. Смелая, Н.В. Гриднева. /Вопросы педагогики. – 2020.
7. Заводчиков, О. Индивидуальный подход к развитию речи детей / О. Заводчиков // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. – С. 21-25.
8. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 290 с.
9. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Альянс, 2013. – 367 с.
10. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В. И. Лубовский. – М. : Синтез, 2008. – 190 с.