СТАТЬЯ «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СТУПЕНИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Токарев Алексей Алексеевич – Педагог – психолог ГБОУ Школа №1387, ДГ «Жар Птица 1» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 12.09.2017г.

Устойчивое развитие в образовательной организации на ступени дошкольного образования

I. Введение

Вхождение России в европейское образовательное пространство, подписание Болонского соглашения на уровне министров образо­вания 29 европейских государств (1999 г.) вызвали необходимость глубоких преобразований в системе общего среднего образова­ния, связанных с поиском стратегии его модернизации. В качестве стратегического решения данной проблемы в конце 1980-х гг. Международной комиссией по окружающей среде и развитию была предложена концепция устойчивого развития (англ. sustainable development). В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де- Жанейро) программа действий по реализации концепции устойчивого развития («Повестка 21») одобрена главами большинства стран мира, включая Россию. 57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила десятилетие 2005-2014 гг. Декадой образования в интересах устойчивого развития. В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития (ОУР), суть которой состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к способности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться пред-видеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. В настоящее время ОУР продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы индивидуального образования, а также связанные между собой экологические, экономические и социальные проблемы. Это подтверждено принятием Боннской декларации в интересах устойчивого развития.

Актуальность темы обусловлена надвигающейся опасностью глобального экологического кризиса, которая создала необходимость поиска коллективных действий и общепланетарной стратегии развития. В документах конференции по окружающей среде (1972 г.) была отмечена невозмож­ность Дальнейшего экономического роста без учета социальных и экологических аспектов. В 1983 г. в соответствии с резолюцией Генеральной ной Ассамблеи ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию. Результаты работы опубликованы в докладе «Наше общее будущее», где в качестве альтернативной стратегии предполагалась концепция устойчивого развития, учитывающая баланс трех компонентов окружающей среды – природы, общества, экономики. Устойчивое развитие понимается как развитие, которое удовлетворяет потребности будущих поколений, то есть не ставит под угрозу потребности будущих поколений, то есть антропогенное воздействие на окружающую среду не выходит за рамки естественных возможностей природы. Образование представляет собой важнейший инструмент устойчивого развития, что следует из главы 36 «Повестки 21».

II. Что такое устойчиво развитие?

Устойчивое развитие (УР) – инновационная стратегия управления, основанная на междисциплинарном и системном подходе, учитывающем взаимодействие экологического, социального и экономического аспектов в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды.

Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году.

Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:

1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения):

2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени.

Цель устойчивого развития – выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого человека в отдельности. Ключевой вопрос концепции устойчивого развития – как жить, чтобы сохранить мир для настоящих и будущих поколений? Результатом цивилизации концепции устойчивого развития должен стать мир, характеризующийся следующими признаками (В.Б. Калинин, Д.С. Ермаков, О.B. Лапшина, 2002):

  • в социальной сфере – децентрализация власти; умение граждан и правительств разрешать конфликты без применения насилия; правосудие, справедливость – высшие социальные ценности; материальная достаточность и социальные гарантии для всех; уважение всех и самого себя; образ жизни, не требующий накопления материальных благ; средства массовой информации, отражающие разнообразие мира и одновременно связывающие воедино культуры;
  • в экологической сфере – стабильная численность населения; сохранение экосистем в их разнообразии и существование человеческих культур в гармонии с ними; экологически чистые продукты питания;
  • в экономической сфере – минимальное загрязнение окружающей среды, минимальное количество отходов; труд, не унижающий человека, а возвышающий, побуждающий людей служить обществу и получать за это достойное вознаграждение; социальные и технические нововведения; интеллектуальная активность, расширение человеческих знаний.

Российские и иностранные ученые дают следующие определения понятию «устойчивое развитие». Г.Х. Брундланд (Норвегия) понимает под УР такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. В.Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, К.С.  Лосев (Россия) пишут: «Устойчивое развитие – это улучшение жизни людей в условиях устойчивости биосферы, то есть в условиях, когда хозяйственная деятельность не порождает превышение допустимого порога возмущения биосферы или, когда сохраняется такой объем естественной среды, который способен обеспечить устойчивость биосферы с включением в нее хозяйственной деятельности человека». Н.Н. Моисеев (Россия): «Устойчивое развитие следует интерпретировать как стратегию переходного периода к такому состоянию природы и общества, которое мы можем характеризовать термином «коэволюция», или «эпоха ноосферы». При этом сохранение биосферы – условие, абсолютно необходимое, но недостаточное».

Г.А. Ягодин (Россия): «Самоподдерживающее (устойчивое) развитие – это новое мировоззрение о путях развития человечества. Оно предполагает улучшение качества жизни текущего поколения людей без подрыва возможностей для последующих поколений улучшения качества их жизни. Устойчивое развитие должно гарантировать сохранение систем жизнеобеспечения для всех форм живого вещества на Земле. Устойчивое развитие не имеет альтернативы, так как к концу прошлого века изъятие человеком природных веществ, необходимых для удовлетворения его потребностей, превысило их восполняемость, а выбросы неиспользованных веществ превысили возможности биосферы поддерживать цикличность процессов жизнеобеспечения на Земле. Устойчивое развитие предполагает переход на энергетику, не ухудшающую атмосферу, гидросферу и почву, сохранение естественного биоразнообразия, ликвидацию нищеты, сокращение разрыва между бедностью и богатством, отказ от войн как метода разрешения конфликтов между людьми».

III. Образование в интересах устойчивого развития.

Образование представляет собой важнейший инструмент устойчивого развития и призвано способствовать:

  • повышению осведомленности общества в вопросах состояния окружающей среды, осознанию того, что каждый член общества может сделать для ее благополучия;
  • пониманию широкой общественностью принципов и перспектив реализации устойчивого развития;
  • практической подготовке специалистов в области устойчивого управления территориями, ресурсами, отраслями хозяйства.

Только с помощью образования человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Образование является незаменимым фактором для изменения поведения людей, с тем, чтобы они имели возможность осмыслить и решить стоящие перед ними проблемы. В связи с этим вопросы устойчивого раз­вития должны быть неотъемлемым элементом всех учебных дисциплин и включаться во все образовательные программы («Повестка дня на 21-ый век»).

57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (2002 г.), выполняя положения «Повестки 21», объявила десятилетие 2005-2014 гг. Декадой образования для устойчивого развития. Резолюция 57/254 Генеральной Ассамблеи ООН формулирует основные задачи Декады:

1) содействовать переходу к устойчивому развитию;

2) акцентировать ведущую роль образования в осознании и понимании устойчивого развития;

3) способствовать взаимодействию и сотрудничеству между всеми заинтересованными группами в ОУР;

4) способствовать повышению качества преподавания и обучения;

5) на всех уровнях разрабатывать стратегии внедре­ния и повышения эффективности ОУР.

Для выполнения этих задач предлагается использовать следующие стратегии: разра­ботка политики ОУР, всесторонние консультации, развитие партнерства, повышение квалификации, поддержка научно-методических исследований и инновационных подходов, распространение информации посредством информационно – коммуникационных технологий, мониторинг и оценка.

Решение о проведении Декады, принятое на самом высоком уровне, подчеркивает еще раз, что переход к устойчивому развитию требует целенаправленных совместных усилий всего человечества, всех стран, секторов, социальных групп. И основой для такого перехода должны стать знания, опыт, понимание проблем и возможных путей решения.

На 5-й конференции министров окружающей среды «Окружающая среда для Европы» (Киев, 2003 г.) было принято решение о разработке Стратегии образования для устойчивого развития. Швеция и Россия совместно взяли на себя инициативу подготовки этого документа. Стратегия Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН для образования в интересах устойчивого развития была разработана в 2004 г. и принята на Совещании представителей министерств охраны окружающей среды и образования региона ЕЭК (Вильнюс, 2005 г.) (Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития, 2005).

Стратегия исходит из того, что образование, помимо того, что оно является одним из прав человека, выступает и одной из предпосылок для достижения устойчивого развития, а также важнейшим инструментом эффективного управления и разви­тия демократии. Образование в интересах устойчивого развития, расширяя концепцию экологического образования, дает возможность:

  • развивать и укреплять способность отдельных лиц, групп, сообществ, организаций и стран иметь собственные суждения и делать выбор в интересах устойчивого развития;
  • способствовать изменению взглядов людей, давая им возмож­ность делать наш мир более безопасным, более здоровым и более процветающим, тем самым повышая качество жизни;
  • обеспечить формирование критического мышления, повыше­ние информированности населения, а также расширить возмож­ности, разработать новые подходы и концепции для воплощения идей устойчивого развития.

ОУР – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни (начиная с раннего детства до получения высшего образования, включая также образование взрослых), который выходит за пределы формального образования. В ходе осуществления ОУР следует обеспечить переориентацию образования в направлении устойчивого развития, повысить информированность общественности и улучшить профессиональную подготовку кадров. Педагоги, вовлеченные в ОУР, играют важную роль в развитии диалога между учениками и студентами, с одной стороны, а также властями и гражданским обществом – с другой. Такая направлен­ность ОУР дает возможность системе образования преодолеть изолированность от общества.

ОУР требует переориентации основного внимания с передачи (усвоения) знаний на осмысление проблем и поиск их возможных решений. Следует открыть возможности для многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций реальной жизни. Все это может повлиять на структуру учебных программ и методы преподавания, требуя от педагогов отказаться от роли исключительно передаточного звена, а от обучающихся – от роли исключи­тельно получателей.

Реализация Стратегии предусматривает три основных этапа:

  • создание условий для осуществления Стратегии (до 2007 г.);
  • реализация положений Стратегии на практике (до 2010 г.);
  • широкое распространение опыта и дальнейшее развитие ОУР (до 2015 г. и далее).

ОУР способствует развитию культуры общения, взаимоуважения в процессе принятия решений, благодаря чему происходит переход от методов,ориентированных лишь на передачу информации, к более широкому внедрению активных методов обучения.

В этой связи следует признать вклад ОУР в формирование политики принятия решений на основе диалога. Следует также учитывать роль ОУР в развитии и усилении демократических начал, основанных на участии общественности в разрешении конфлик­тов в обществе и достижении справедливости.

Итак, для того чтобы быть эффективным, ОУР должно:

а)  рассматриваться через интеграцию тем устойчивого развития во все соответствующие учебные дисциплины, программы, курсы и через организацию занятий по конкретным тематическим программам и курсам;

б)  уделять особое внимание позитивному опыту обучения, спо­собствующему формированию устойчивого образа жизни, в частности в образовательных учреждениях, на рабочих местах, в семье и в обществе;

в)  укреплять сотрудничество и партнерство между педагогической общественностью и другими заинтересованными сторонами (частным сектором, промышленностью) для налаживания тесных связей между учебным процессом и жизнью общества, что позволит обучающимся приобретать дополнительный практический опыт;

г)   содействовать пониманию сути глобальных, региональных, национальных и местных проблем окружающей среды, уделять основное внимание не только негативному воздействию на окружающую среду, но и социально-экономическим последствиям;

д)  применять активные методы обучения (дискуссии, «карты знаний», методы ценностного выбора, ролевые и имитационные игры, моделирование, учебные исследования и проекты, экскурсии, изучение и анализ передового опыта, решение проблем), использовать соответствующие учебно-методические материалы, включая электронные, аудио- и видеосредства.

Реализация Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития в нашей стране началась парламентскими слушаниями Государственной думы Российской Федерации «Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» (2006 г.)

В настоящее время разработаны два важных документа: Национальная стратегия образования для устойчивого развития в высшей школе России и План действий по формированию и раз­витию образования для устойчивого развития в Российской Федерации под ред. Н. С. Касимова (2008).

Национальная стратегия направлена на достижение следую­щих приоритетов:

  • воспитание гуманистического мировоззрения – привитие граж­данам социальной ответственности как общечеловеческой цен­ности в условиях выживания людей на Земле;
  • экологизация социума – реализация доминанты экологическо­го императива в производственных отношениях и общественной жизни;
  • социализация природопользования – формирование гумани­стических принципов взаимодействия человека с окружающей средой;
  • актуализация – внедрение в образовательный процесс дисци­плин (преимущественно прикладных), привносящих вклад в ста­билизацию развития;
  • междисциплинарность – использование идеологии устойчи­вого развития в форме синтеза профессиональных навыков и социальной идеи, внедрения ОУР в различные дисциплины и курсы и обучение устойчивому развитию через различные предметы.

Основные направления Национального плана действий по формированию и развитию ОУР (Национальный план действий по формированию и развитию образования для устойчивого развития в Российской Федерации, 2008):

  • содействие внедрению идеологии устойчивого развития в мировоззрение и модели поведения современного и буду­щих поколений российских граждан;
  • содействие превращению образования и просвещения в один из ключевых элементов долговременной стратегии раз­вития страны;
  • формирование институциональных основ ОУР в Российской Федерации и отдельных ее субъектах;
  • формирование научно-методических основ ОУР на всех уровнях общего, профессионального и неформального обра­зования;
  • обеспечение государственной поддержки в формировании материально-технической базы ОУР;
  • приоритетное обеспечение подготовки квалифицированных кадров для сферы ОУР.

Обобщая выводы ряда исследователей, работающих в дан­ной области (С.В. Алексеев, Н.Ф. Глазовский, Н.Ж. Дагбаева, Д.С. Ермаков, А.Н. Захлебный, Д.Н. Кавтарадзе, В.Б. Калинин, Н.И. Корякина, Н.С. Касимов, О.Л. Кузнецов, Н.Н. Марфенин, Н.П. Тарасова, А.Д. Урсул, Г.А. Ягодин и др.), в качестве рабо­чего определения можно принять следующее:образование в интересах устойчивого развития  процесс и результат фор­мирования человеческих качеств (знаний, умений и навыков, отношений, компетенций, черт личности, стиля деятельности людей и сообществ), обеспечивающий повышение качества жизни в пределах естественной емкости природных экосистем.

С точки зрения целей и содержания, в развитии образования в области устойчивого развития можно выделить несколько тен­денций (Ермаков, 2005). Первая – отождествление его с эколо­гическим образованием. Вторая тенденция – в основном формированию и развитию образования для устойчивого развития в Российской Федерации, 2008):

  • содействие внедрению идеологии устойчивого развития в мировоззрение и модели поведения современного и буду­щих поколений российских граждан;
  • содействие превращению образования и просвещения в один из ключевых элементов долговременной стратегии раз­вития страны;
  • формирование институциональных основ ОУР в Российской Федерации и отдельных ее субъектах;
  • формирование научно-методических основ ОУР на всех уровнях общего, профессионального и неформального обра­зования;
  • обеспечение государственной поддержки в формировании материально-технической базы ОУР;
  • приоритетное обеспечение подготовки квалифицированных кадров для сферы ОУР.

Вторая тенденция – в основном информирование обучающихся об основных идеях устойчивого развития («образование об устойчивом развитии»). Третья тенденция – «образование для устойчивого развития» – связана с освоением новых смыслов совместного развития человека, общества и природы, подходов к выявлению и решению проблем окружающей среды на уровне понимания, изменения образа жизни и стиля профессиональной деятельности.

Если традиционное обучение изучает в основном опыт прошлого и учебное знание существенно отстает от современных достижений научно-технического прогресса, то ОУР должно ориентироваться на проблемы будущего, которого еще нет. Скорее всего, речь должна идти о вовсе новой модели образования для новой цивилизации. Простая трансляция культурного опыта в условиях ежедневного удвоения информационных потоков просто невозможна. Футуризация образования диктует требования изучать будущее не в меньшей, а может быть, в большей степени, чем прошлое, с тем, чтобы не только уметь решать актуальные проблемы, но и уметь предупреждать их возникновение. В связи с этим, важнейшим компонентом ОУР должны стать такие виды деятельности, как прогнозирование, моделирование, стратегическое планирование, проектирование.

В образовании в интересах устойчивого развития ставятся следующие цели обучения:

1) Учиться мыслить (постановка аналитических вопросов, критическое и системное мышление, решение проблем, ориентация на будущее);

2) Учиться делать (применение знаний в различных жизненных ситуациях, разрешение кризисов и рисков, ответственные действия, самоуважение);

3) Учиться быть самостоятельным (уверенным в себе, самовыражение и коммуникабельность, преодоление стресса);

4) Учиться жить и работать вместе (ответственность, уважение к другим, сотрудничество, участие в демократическом процессе принятия решения, переговоры и достижение консенсуса).

ОУР призвано сформировать новый взгляд на среду обитания сквозь призму взаимосвязей между природой, экономикой, культурой, а также обеспечить понимание, что эти взаимосвязи существуют на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях. Исходя из этого, основные специфические особенности ОУР включат:

  • фокус на сложных отношениях между экологическими системами, экономическими структурами;
  • процесс, базирующийся на разработке и реализации проектов для местных сообществ с участием обучающихся;
  • возможность для обучающихся учиться, решая проблемы, китически анализируя разнообразные точки зрения;
  • интеграция различных учебных дисциплин (математика, естествознание, техника, искуссвто), интеграция традиционных и инновационных (окружающая среда, поликультурное взаимодействие, глобализация) программ обучения;
  • методика обучения через обсуждение и диалог, выявление и согласование разнообразных интересов, разностороннюю оцен­ку спорных тем и принятие сложных решений;
  • использование экологически целесообразных технологий.

Концепция УР знаменует исторический переход от простого решения назревших проблем к прогнозированию будущих проти­воречий и планированию действий, направленных на их предот­вращение или хотя бы ослабление, что требует особых интеллек­туальных, организационных, научных, финансовых и других усилий. Устойчивое развитие в данном контексте можно рассмат­ривать как способ организации жизни. В целом предполагается, что УР должно характеризоваться экономической эффективно­стью, биосферосовместимостью, социальной справедливостью и всесторонней безопасностью.

Согласно данной концепции, люди должны таким образом удовлетворять свои потребности, чтобы не нарушались устано­вившиеся в течение миллионов лет основополагающие меры биосферных процессов, не ставилась под угрозу жизнь будущих поколений. При этом, как отмечает доктор философских наук Н.М. Мамедов (2009), обеспечение безопасности предполагается не посредством создания особых дополнительных структур защиты, а через гармоничное развитие личности, общества, государства, широкое социальное партнерство, продуманное взаимодействие с природой. Д.А. Медведев на встрече с пред­ставителями экологической общественности Челябинской обла­сти (17 января 2008 г.) отметил, что «решение экологических проблем становится одним из приоритетов развития России. И растущие экономические возможности позволяют нам каче­ственно решать эти задачи гораздо более масштабно, чем это происходило все предшествующее десятилетие». Устойчивое развитие – это не только экономическое и экологобезопасное развитие общества. Это также стабильность в развитии полити­ческой, социальной и других областей жизни.

Решение данной проблемы осуществляется в настоящее время через интенсивный поиск новой модели образования, которая соответствовала бы целям будущей цивилизации. В 1993 г. ЮНЕСКО создала Международную комиссию по образованию для XXI века (руководитель Ж. Делор), работа которой исходила из того, чтоглавная цель образования следующего столетия – выжи­вание всего человечества.

Известные ученые Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюсина Т,А., Моргун Д.В.  в работе «Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования» выделили особенности традиционного (поддержи­вающего) и инновационного образования (образования в интере­сах устойчивого развития) и представили результат в таблице (Таблица 1).

Таким образом, образование в интересах устойчивого развития – это не новый предмет в учебном плане, рассказывающий детям, что такое устойчивое развитие. Это изменение подходов к образованию.

Для учителя – от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике, к общению и деятельности. Для школы – к изменению политики управления коллективом взрослых и детей, использования ресурсов, организации взаимодействия с местным сообществом. Эти задачи могут быть решены с помощью совершенствования всех аспектов школьной жизни.

Используя понятие «опережающее образование», А.Д. Урсул (2006) отмечает, что «модель опережающего образования оказывается созвучной идее становления ноосферы, поскольку имеется в виду не отставание сознания от бытия, а образования – от жизни, а их опережение». Опережающее образование нацеливает на созидание желаемого будущего – будущего, в котором неопределенно долго будет развиваться человечество в коэволюции с сохраняющейся биосферой. А.Л. Романович и А.Д. Урсул в своей монографии «Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез)» в главе «Становление сферы разума через устойчивое развитие: наука, образование, ноосферный интеллект» подчеркивают, что процесс футуризации образования и иных сфер социо-природной деятельности приведет к становлению ноосферы, информационно-экологическому обществу. В ноосфере человеческое сознание должно будет опережать бытие, особенно в его природопреобразующем направлении, с тем, чтобы упреждать и предотвращать экологические катастрофы и перевести взаимодействие человека, общества и природы на путь коэволюции, безопасный во всех отношениях. С этих позиций, способствуя переходу цивилизации на путь устойчивого развития, кардинально изменяясь, образовательная система XXI века превратится в ноосферную или ноосферно-экологическую систему образования.

Чем быстрее меняется мир, тем сложнее обществу и каждому человеку адаптироваться к жизни. Это явление еще требует пристального изучения, но уже и сейчас можно с уверенностью утверждать, что отставание старшего поколения в освоении новых знаний, технологий, идей грозит не только снижением темпа экономического развития, но и опасными социальными диспропорциями. Они могут быть обусловлены снижением авторитета старшего поколения на фоне усиливающегося лидерства недостаточно опытной молодежи, воспринимающей действительность весьма упрощенно, но в то же время способной быстро освоить любые новшества. Ускорение развития таит в себе также опасность снижения ценности фундаментальных знаний и базовых морально-этических норм перед преобладающим значением инноваций, открывающих молодежи путь самоутверждения и карьерного роста.

Своевременное получение достоверной информации и адекватное восприятие новых сведений становятся с каждым десятилетием все более важными задачами организации мирового сообщества. Теперь уже недостаточно передать подрастающему поколению важнейшие знания, накопленные человечеством. Необходимо выработать навыки высокоэффективного самообразования, позволяющего не от случая к случаю, а постоянно отслеживать происходящие в мире изменения.

Одна из главных задач образования – научить каждого не отставать от жизни и в то же время достаточно глубоко и разносторонне воспринимать передаваемый от поколения к поколению жизненный опыт. Обсуждаемые в настоящее время проблемы школьного образования, выражающиеся, с одной стороны, в перегрузке учащихся возрастающим объемом сведений, а с другой стороны, в поверхностности усвоения знаний, позволяют понять, что система образования не готова к решению подобной задачи. Главная причина снижающейся эффектности всеобщего образования – явное ослабление у школьников стремления к базовым знаниям и глубине постижения передаваемого опыта. Большая часть передаваемых знаний не имеет применения в повседневной жизни школьника, что порождает подсознательное сопротивление, а то и отторжение насаждаемого переизбытка информации. Дети просто не успевают воспользоваться полученными знаниями. В своей статье «Основные проблемы и задачи образования для устойчивого развития» Н.Н. Марфенин (2009) отмечает, что главное противоречие современного образования выражается в несоответствии между постоянно возрастающим количеством знаний, необходимых для культурного человека, и сокращением возможности применить их на практике. Эта дилемма в свою очередь порождает формализм в восприятии информации, снижение глубины и многосторонности понимания закономерностей природных и социальных процессов, что, в конечном счете, увеличивает дистанцию между интеллектуальной верхушкой социума и основной массой населения, не способной понять суть обсуждаемых проблем и планов развития страны или же всего человечества.

Безусловно, в настоящее время наблюдаются радикальные изменения в экономике и общественной жизни, новые профессии и сферы занятости появляются весьма быстро. Школа (точнее, процессы обновления содержания образования) за ними не успевает. Научные основы ОУР лишь зарождаются. Они междисциплинарны по своей сути. Теоретический базис ОУР имеет ярко выраженный прикладной характер, что вовсе не исключает становление образования в интересах устойчивого развития как отдельного интегративного направления науки, аналогичного мегаэкологии.

Образование в интересах устойчивого развития направлено не на увеличение усваиваемых учащимися знаний и умений, а на пересмотр принципов конструирования новой педагогической системы, которая интегрирует проблемы окружающей среды, экономики и общества, предусматривает активное вовлечение учащихся в процесс самостоятельного учения, получения практических умений рационально и экологически грамотно вести домашнее хозяйство, поддерживать здоровый образ жизни, активно участвовать в местных гражданских инициативах и демократических процессах («Повестка дня на 21 век», 1999).

IV. Устойчивое развитие в образовательной организации на ступени дошкольного образования.

В 2014 году завершилось Десятилетие образования для устойчивого развития. Его итоги обсуждались в ноябре 2014 г. на международной конференции представителями разных стран в Японии и были признаны успешными. На этой же конференции были намечены новые направления развития образования для устойчивого развития для всех категорий населения.

В связи с этим важно определить стратегию ОУР и возможные пути ее реализации в образовании детей младшего возраста (от рождения до 8 лет). В 2009 г. образование для устойчивого развития было объявлено приоритетным направлением образования дошкольников и младших школьников. В 2010 г. в университете Гетеборга прошел Международный Конгресс, посвященный ОУР детей младшего возраста.

За последние годы в разных странах, включая Россию, был успешно реализован ряд международных проектов, которые позволили вовлечь в активную деятельность не только детей, но и их семьи, представителей социума. Многие детские сады и школы уже вносят свой вклад в образование для устойчивого развития. Пути реализации этих задач различны и зависят не только от природных, культурных, политических, экономических, социальных особенностей страны, но и от особенностей и возможностей конкретного образовательного учреждения. На наш взгляд, можно создать определенную систему реализации идей ОУР и выработки у детей, их родителей и педагогов стиля жизни, соответствующего ОУР. Основой такой системы, которая помогает как классифицировать, так и объединить различные направления деятельности детских садов и школ могут стать некоторые документы, в которых рассматриваются проблемы устойчивого развития и ОУР. В качестве такого документа в данном докладе предлагается обсудить «Повестку действий для устойчивого развития». Этот документ содержит много положений, которые могут быть рассмотрены с точки зрения образования детей младшего возраста. В документе эти идеи анализируются в тесной взаимосвязи с Целями Тысячелетия. Авторы доклада проанализировали современную ситуацию в области устойчивого развития и наметили десять главных целей (вызовов). Все цели связаны друг с другом и отражают области устойчивого развития (экологическую, экономическую, социальную). В докладе анализируется, как детские сады и школы могут помочь в решении обсуждаемых в документе проблем. Проведен анализ различных положений «Повестки действий для устойчивого развития». При этом оценивались возможности участия детей младшего возраста в решении самых разных проблем: поддержка биоразнообразия, сохранение здоровья, сбережение ресурсов, изменение климата и других. В качестве критериев были выбраны следующие показатели: соответствие задач возрастным особенностям детей младшего возраста и образовательным программам, потенциальные возможности дошкольных учреждений и школ (наличие примеров реализации подобных идей в России, Швеции, Хорватии, Китае и других странах). Выделены три уровня, которые отражают возможности участия образовательных учреждений в достижении целей устойчивого развития:

1) деятельность коллектива образовательного учреждения;

2) деятельность детей в детском саду (школе);

3) совместная деятельность с семьями.

В докладе рассматривается реализация выше указанных предложений на конкретных примерах дошкольных учреждений. Подчеркивается, что детский сад является уникальным в своем роде учреждением для реализации стратегии образования для устойчивого развития на практике, в частности: – Ребенок находится в детском саду практически целый день, здесь нет жесткой поурочной системы, поэтому возможно осуществление интеграции и организация образования через все виды детской деятельности. Благодаря этому идеи ОУР становятся для ребенка интересными, привлекательными и значимыми:

  • в дошкольном учреждении создается обстановка, очень похожая на домашнюю, а, значит, педагогам легче сформировать у детей навыки «устойчивого стиля жизни», которые они затем будут реализовывать в своей повседневной жизни;
  • обучая идеям устойчивого развития детей, педагоги сами по-новому смотрят на собственное поведение, у них тоже формируется новая система ценностей;
  • образование для устойчивого развития в детском саду – это не только образование детей, но и членов их семей, тесная связь социумом. Таким образом, можно утверждать, что при выработке стратегии образования для устойчивого развития детей младшего возраста важно учитывать международные документы, отражающие идеи устойчивого развития в целом, и рассматривать реализацию положений этих документов с учетом задач образования дошкольного образования и начальной школы. Уже имеющийся опыт показывает, что детские сады и школы могут внести значительный вклад в решение задач устойчивого развития общества.

Образование для устойчивого развития затрагивает три крупные области:

экологию, экономику, социальные проблемы (включая культуру). Это область пересечения, «объединения» всех трех направлений. В образовании

детей младшего возраста идеи образования для устойчивого развития стали

реализовывать позже, чем в школьном и высшем образовании. Россия стала

реализовывать это направление в дошкольном образовании еще в конце 90-х

годов, когда автором этой статьи некоторые идеи устойчивого развития были

адаптированы для дошкольного образования.

Образование для устойчивого развития стало учитываться в дошкольном образовании позже, чем в образовании более высоких ступеней системы непрерывного образования. Высказывались разные мнения о возможности реализации его идей в образовании детей младшего возраста, однако в последние годы его значение для дошкольного образования признано во всем мире, так как именно в этом возрасте формируется система ценностей человека, основы его мировоззрения. Большой вклад в развитие решение проблемы внесла ОМЕП – крупнейшая международная организация по образованию детей младшего возраста (от рождения до 8 лет). В 2009 году на очередном мировом форуме этой организации образование для устойчивого развития было провозглашено приоритетным направлением работы педагогов. В 2010 году прошел первый симпозиум, посвященный этой проблеме. В документах этого совещания отмечалось, что многие его участники на тот момент даже не имели четкого представления не только о возможностях реализации образования для устойчивого развития, но и о его содержании. В 2010 году ОМЕП объявила о начале международного проекта в области образования детей до 8 лет, который успешно реализуется во всем мире. В проекте участвуют несколько десятков стран, в том числе Россия. На первом этапе российского проекта ОМЕП по образованию для устойчивого развития приняли участие 18 820 детей, из них в возрасте до 3 лет – 870, от 3 до 5 лет – 6 650, от 5 до 8 лет — 11 300. Кроме того, в проекте участвовали 2 200 педагогов, 6 430 родителей, бабушек и дедушек, 370 представителей

различных организаций и учреждений.

Проект включает две части. Первая – опросы детей по определенной методике с использованием логотипа проекта ОМЕП – дети разных национальностей моют Землю. Главная идея интервьюирования – выяснить представления и мнения детей из разных стран о проблемах окружающей среды. Вторая – выполнение детьми и взрослыми проектов по устойчивому развитию в своем ближайшем окружении. Международный оргкомитет проекта сформулировал ряд требований к выполняемым проектам, которые были мной как национальным руководителем проекта адаптированы к российским реалиям и дополнены подробными пояснениями, рекомендациями и примерами. Целью выполнения таких проектов стала реализация практике идей образования для устойчивого совместно с детьми, сбор информации и понимание того, что могут сделать дети младшего (от рождения до 8 лет) возраста в рамках образования для устойчивого развития. ОМЕП сформулировала 7 принципов (7R), которые необходимо отразить в содержании проектов. Эти принципы первоначально были определены Комиссией Брунтланд «Наше общее будущее» и в настоящее время получили поддержку Всемирной Ассамблеи ОМЕП. Указанные принципы отражают все три области образования для устойчивого развития.

Ниже приводятся варианты адаптации принципов 7R к российским условиям:

1) Уважение прав ребенка (Respect). Дети должны быть активными участниками проекта, а не только выполнять то, что разработали для них взрослые. Чем старше дети, тем активнее они участвуют в проекте. Так, в проекте необходимо отразить вопросы и идеи детей, обсудить с ними то, что вы планируете сделать, узнать их мнения на этот счет. Например, в самом начале работы обсудить тему проекта, выяснить, какие вопросы волнуют дошкольников, что они хотели бы узнать о своем ближайшем окружении, что могли бы (и хотели бы) сделать для улучшения своей окружающей среды (изменить оформление территории детского сада, предложить, как экономить воду, использовать старые вещи и т.п.). Педагоги должны поддерживать инициативу детей, их право на игру, самостоятельную и индивидуальную деятельность (ребенок может выбрать и выполнять какую-то часть проекта самостоятельно или в отдельных группах, дома), поддерживать диалоговую форму общения, создавать условия для самостоятельной игры и других видов детской деятельности и т. д. Можно также отразить в проекте право детей на здоровую и безопасную окружающую среду. Хорошо, если удастся отразить в проекте гендерный подход, например, сравнить предложения и выбор деятельности девочек и мальчиков, их поведение, предпочтения и т. п.

2) Уважение к разным культурам (Reflect). Изучение, сравнение разных культур, воспитание толерантности, особенностей взаимодействия человека с природой в разных культурах, включая фольклор, отражение в проекте культуры народов нашей страны, включая коренные народы (меньшинства) и народов мира, особенностей традиционного природопользования малых народов, традиций русской культуры и т. п.

3) Переоценка системы ценностей (Reflect). Этот принцип может означать переход с антропоцентрической парадигмы на экоцентрическую, отказ от потребительского подхода к природе и ограничение потребления в целом, новый взгляд на свое поведение, на окружающую среду (например, понимание ценности природы в жизни человека, умения видеть, слышать природу, любоваться ею и беречь), формирование экологически грамотного поведения (экономить воду, энергию, бумагу), покупка в магазине товаров с экологическими значками или в более безопасной для среды упаковке, замена полиэтиленовых пакетов на сумки из ткани и т.п.

4) Повторное использование вещей (Reuse). Повторное использование вещей сокращает количество отходов, а, значит, загрязнение окружающей среды. Сюда можно отнести: передачу игрушек, игр, книг детей старшего возраста в младшие группы, ремонт книг, игрушек, передача различных вещей в детские дома, приюты, участие в сборе книг, одежды, игрушек для детей из пострадавших регионов, детей-сирот, детей из мало обеспеченных семей.

5) Мы можем сделать больше при меньших затратах (Reduce). Трактовка этого принципа может быть разной, например, экономия воды, энергии. Можно более рационально использовать бумагу, не выбрасывать обрезки бумаги и другие отходы, а использовать их для создания картин, поделок, оформления комнат, территории; не покупать растения, а попросить родителей принести рассаду комнатных и декоративных растений для детского сада, самим собирать и выращивать корм для животных детского сада, делать из бросового материала оборудование для исследований, игрушки, спортивный инвентарь, декорации, делать компост из остатков растений, опавших листьев и использовать его как удобрение для клумбы, огорода вместо покупки химических удобрений и т. п.

6) Кто-то может использовать это еще раз (Recycle). Повторное использование, рециклизация. Учить детей и взрослых сортировать мусор, собирать макулатуру, старые батарейки, металлические банки и другие виды отходов и (по возможности) сдавать их в приемные пункты и т.п. (По этому вопросу хорошо обратиться к местной администрации.)

7) Обеспечение равного доступа к ресурсам (Redistribute). Этот принцип может трактоваться по-разному. Поскольку проект международный, подразумевается, что развивающиеся страны должны получить такой же доступ к различным ресурсам, как и развитые страны. Речь может идти и о доступе к качественному образованию, но поскольку в проекте активно участвуют сами дети, главное внимание может уделяться доступу к природным ресурсам, например, чистой воде. Дети, педагоги, родители или другие взрослые вместе решали, как организовать образование для устойчивого развития в практических проектах; что можно сделать в повседневной жизни, и на чем сконцентрировать свои усилия.

Вторая часть проекта была связана с первой и учитывала ответы детей, полученные при выполнении опросов первой части проекта ОМЕП. Например, отправной точкой для некоторых проектов стали вопросы: «Как вы думаете, что не является «устойчивым» в нашем детском саду (школе)? Как мы можем вместе изменить эту ситуацию? (Что мы можем сделать, чтобы изменить к лучшему нашу окружающую среду в детском саду, в городе, в поселке, дома?) В реализации проекта ОМЕП активно участвовали родители, местные власти, СМИ, общественные и государственные организации (музеи, экологические организации, особо охраняемые природные территории и т.п.). Рассмотрим пример реализации идей устойчивого развития в проекте, выполненном в дошкольных учреждениях России в рамках международного проекта ОМЕП. Как и остальные, данный проект начинался с обсуждения с детьми, выяснения мнения дошкольников по проблеме (поддержка детской инициативы). Воспитатели выслушивали вопросы детей, вместе выясняли, где можно найти на них ответы, вовлекали в проект членов семей, создавали условия для самостоятельной деятельности дошкольников, например, проверки собственной гипотезы экспериментальным путем.  ЦРР-детский сад №2721 г. Москвы посвятил свой проект изучению природы и культуры разных стран. Были сделаны макеты природных ландшафтов (с использованием бросового материала), оформлены мини-музеи, дети читали книги, смотрели видеофильмы о природе, культурных традициях разных континентов. В детский сад пришли студенты разных национальностей, обучающиеся в Москве. Они учили детей писать на их родном языке, танцевать народные танцы, знакомили с национальными музыкальными инструментами, одеждой, блюдами и т. п.

Одним из важных условий проекта ОМЕП является распространение его результатов как в стране, так и в других странах. Поэтому проект выполнялся в контакте с одним из главных образовательных журналов России – журналом «Обруч» (Образование. Ребенок. Ученик). На его страницах и на сайте публиковалась информация об ОМЕП, о проекте по образованию для устойчивого развития, проекты дошкольных учреждений. Автором статьи сняты фильмы, которые были представлены на фестивале фильмов ОМЕП в США. В нескольких регионах активное участие в информировании педагогов о проекте приняли местные департаменты образования и педагогические университеты. Информация о результатах проекта была отражена национальным руководителем в докладах на заседании Общественной палаты РФ, на европейских конференциях ОМЕП на Кипре и в Польше, на Всемирном Конгрессе ОМЕП в Гонконге на многих общероссийских и международных конференциях, на конференциях Болгарского ОМЕП, в ряде телевизионных передач. Результаты проектов включены автором статьи в курсы по экологическому образованию дошкольников для студентов университетов и воспитателей детских садов (переподготовка кадров). Ряд проектов положены в основу написания курсовых и дипломных работ.

V. Заключение

Успех реализации модели устойчивого развития общества зависит от многих факторов, прежде всего от уровня образованности его граждан. От полученных знаний, а также правовых, экономических, этических норм, которые регулируют отношения человека к природе и обществу, от умения их учитывать в профессиональной деятельности и повседневной жизни в конечном счете зависит успех перехода к модели устойчивого развития общества.

В связи с этим необходимо осуществить кардинальные изменения в сознании людей, сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов поведения людей, механизмов экономики и социального развития.

            В настоящее время образование в интересах устойчивого развития (ОУР) рассматривается как новая образовательная парадигма, призванная воспитать человека с новым типом мышления, которое позволит гармонизировать развитие цивилизации с возможностями биосферы. Основным аксиологическим (ценностным) содержанием этой парадигмы является соблюдение биосферо-совместимых принципов деятельности человека, забота о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращение потребительского отношения к природе и формирование альтернативной экологической культуры и этики на основе экологического мировоззрения.

Идеи образования для устойчивого развития в последние годы стали основой модернизации дошкольного образования во многих странах мира. Они успешно реализуются и во многих российских дошкольных учреждениях, однако этот процесс нуждается в поддержке на официальном уровне, так как в настоящее время образование для устойчивого развития в документах Министерства образования пока еще не нашло отражения. В то же время многие педагоги дошкольных учреждений в регионах успешно решают задачи образования для устойчивого развития.

Список литературы:

1) Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования [Текст] / Г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Т. А. Плюснина, Д. В. Моргун. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – 336 с.;

2) Интернет ресурсы.

Приложение 1

Таблица

Сравнительная характеристика традиционного и инновационного (ОУР) образования

Тип образования
ХарактеристикиТрадиционное образова­ние (поддерживающее)Инновационное образование (образование в интересах устойчивого развития – ОУР)
Цельподготовка для жизни в техногенно – индустриальном обществе;главное – прибыль и выгода;общество потребленияподготовка для постиндустри­альной цивилизации;главное – выживание биосферы и человечества;общество коэволюции человека и природы
Функция• трансляционная• опережающая
Особенностиориентация на прошлое;передача традиций,зна­ний,умений (культуры) от одного поколения другому;экономический рост без учета экологической емкости биосферы;низкий темп модерниза­ции производства и отсут­ствие инноваций;защита природной среды носит характер борьбы с последствиямиориентация на будущее;подготовка человека к выходу из кризисов и катастроф опережающими и нетрадици­онными действиями (с учетом опыта предшествующих поко­лений);поиск схем потребленияи производства, которые отве­чают потребностям человече­ства в связи с осознанием жесткости условий выживания;адекватное реагирование на современные изменения или их предвидение за счет информа­ционных технологий и механизмов;защита природной среды носит характер борьбыс порождающими причинами
Вам также может понравиться...
15417