Кобежикова Татьяна Борисовна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан, Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 16.02.2017г.
Формирование этнокультурной компетентности средствами родного языка.
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Язык – бесценный дар, которым наделен человек, в нем одухотворяется весь народ и вся история.
Не, секрет, что в наше время актуальна проблема функции хакасского языка, снижение уровня владения им коренной нации. Поэтому большую роль в сохранении хакасского языка, приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Хакасию, играют образовательная деятельность хакасского языка. Мы средствами своего предмета стараемся привить детям уважение и любовь не только к своему языку, но и языкам других народов. Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Невозможно не вспомнить слова А.П. Чехова «Очень важно, чтобы любовь к родному языку, восхищением словом, радость прикосновения к родникам родной культуры сопровождали нас с юных лет до глубокой старости».
Культура народа является богатым воспитательным источником развития детей. В образовательных учреждениях расширяются формы и средства этнокультурного образования.
Используются различные формы работы: заучивание стихотворений, загадок, пословиц, прослушивание музыкальных записей, игры, чтение хакасских сказок, легенд.
Чтобы сбалансировать каким – то образом языковую среду в семье мы ведем следующую работу:
– беседу, с родителями, чтобы они сами заинтересованы в знании родного языка и своих детей;
– домашнее задание. Работа по карточкам, т.е. на дом дается составить не большой рассказ по определенной тематике по карточкам и написать в рабочей тетради;
– словарная работа. В уголке для родителей вывешиваются иллюстрации со словами на хакасском языке по проектной деятельности и слова в режимных моментах (глаголы, существительные- предметы, прилагательные, послелоги).
– папка-передвижка: Изучаем хакасский язык.
Методы
Обучение детей хакасскому языку применялись следующие методические приемы: – словесной передачи (беседа, поручение.);
– наглядный метод (иллюстрации, показ слайдов, альбомы по тематике.);
– игровой метод (пальчиковые игры, дидактические, хороводные.) .
Организация учебного процесса
Обучение детей хакасскому языку проводится в специально организованное время, в ООД 1 раз в неделю. Закрепление изученного материала проводится во время совместной деятельности и в режимные моменты (при проведении игр, прогулок, во время приема пищи детьми, подготовки их ко сну и т. д.)
Показ слайдов
Средства обучения
- Технические: мультимедиа, музыкальный центр.
- Звуковые: аудиозаписи, СД, и т.д.
- Учебно-наглядные пособия: иллюстративный материал, альбомы по тематике НОД, карта Хакасии, России.
- Оборудование: куклы в национальных костюмах, макеты юрты, и т.д.