СТАТЬЯ «ТРАДИЦИОННАЯ ХАКАССКАЯ ЮРТА»

Сагалакова Наталья Михайловна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан, Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 20.04.2017г.

Традиционная хакасская юрта

     Что же такое традиционная хакасская юрта? Значительный вклад в сохранение сведений о деревянной хакасской юрте был сделан выдающимся тюркологом Н.Ф. Катановым. В своих отчетах о полевых изысканиях на территории современной Хакасии Николай Федорович Катанов неоднократно производил замеры и давал описания хакасских юрт. Любопытные сведения о закономерностях планировки хакасского аула оставил П. Островских: «…Войлочных юрт теперь уже не встречается; берестяные же сравнительно редко попадаются, в виду все большей и большей затруднительности в добыче бересты и меньшей их практичности, и долговечности по сравнению с деревянными. У бедных качинцев кроме конусообразных юрт из длинных жердей, обставленных лиственничной корой разными досками, встречаются еще почти прямоугольные лиственничные с куполообразным верхом; такие юрты обставлены с боков цельными в средний рост человека кусками лиственничной коры. Берестяные юрты качинцы называют – иб, конусообразные же лиственничные – алачек.  Кроме 8-ми угольных деревянных юрт приходилось мне еще встречать 6, 10 и 12-и угольные. (Очерк «К истории деревянной хакасской юрты» Л.В.Еремин)

     Наиболее полное и, в тоже время лаконичное, описание хакасской юрты приводится в монографии В.Я. Бутанаева «Этническая культура хакасов»: «…Начиная с середины XIX века среди народов Южной Сибири (хакасы, алтайцы, буряты) получили широкое распространение стационарные деревянные юрты – «ағас иб» (тадар ибі). Они были шести-, восьми-, десятиугольными, а у баев двенадцатиугольными и даже четырнадцатигранными. Хакасская юрта еще более определенно сформулировано у хакасского этнографа К.М. Патачакова: «…В связи с переходом на оседлую жизнь, к концу XIX века переносные юрты были совершенно вытеснены новыми бревенчатыми срубными юртами. Срубные юрты начали строить хакасы еще в первой половине прошлого столетия, причем (по рассказам стариков) войлочные юрты исчезли раньше, чем берестяные.  Это вполне естественно, так как шерсть больше шла на продажу…». Эту точку зрения разделяют известные исследователи А.А. Попов и С.И.  Вайнштейн, указывая на несомненное влияние русской строительной традиции в формировании технологии изготовления деревянной юрты. Отношение к деревянной юрте как «новоделу» в традиционной культуре народов Южной Сибири претерпело значительное изменение лишь в последние десятилетия благодаря новым данным, полученным археологами. По материалам раскопок средневековых могильников Центральной Азии (Якутия, Горный Алтай, Тыва) удалось установить наличие могил и поминальников в виде деревянных и каменных многоугольных конструкций. Показательны в этом смысле раскопки Л.Р. Кызласова в Сарыг-Булуне (Тыва) поминальника VI-VIII вв.) Находки остатков древних поселений на территории Сибири большая редкость, в силу того, что жилища и хозяйственные постройки не были капитальными. В лучшем случае исследователю поселений «достаются» для изучения так называемые «поселенческие пятна»: камни очага, осколки керамической посуды, шлак и обгоревшие кости животных. Традиция создания деревянной юрты формируется на территории Саяно-Алтая, как минимум, в Аскизском районе Республики Хакасия – территория, где представлены не только отдельные объекты этнографического наследия, но и целые комплексы.  Аскизский район является единственным и последним в Хакасии национальным районом (доля коренного населения – 47%, русского – 45,4%). Этносфера юрты  Этносфера юрты – это экологическая ниша человека, его микро- и макро- миром был. Здесь он получал жизненную энергию, общение, воспитание, развитие и т.д.  Межличностные отношения группы людей вне зависимости, являются или они членами семьи или родственниками, или другими в юрте придерживаются принцип круга. Во время общения в ней люди очень хорошо видели друг друга (и вопрос, что ты делаешь, в принципе отсутствовал).  Юрта, имея круглую форму, является символом полноты, сплоченности, завершенности и целостности. Во многих культурах кругу приписывается магическая сила. Это отражается и в употреблении нами метафорах – «дружеский круг», «магический круг». Этносфера юрты наших предков учила жизни, а не знаниям, учила много мерно, многопланово: от ощущений и восприятие до размышлений об явлениях в живой и неживой природе. Самым образцовым учителем до сих пор для нас является природа.  Наши мудрые предки предусмотрели, что жить в юрте должно быть удобно. Постоянство и временность пребывания являлось традиционным в укладе жизни Миропонимание выработало способность к соблюдению чувства меры во всем. Утрата чувства меры для человека погибель. Недаром Л.Н. Гумилев писал, что растет техносфера, т.е. возросло количество ненужных изделий, памятников, утвари за счет природных ресурсов. Старшее поколение по сей день сохранили традиционные этнические ценности в обрядовой культуре (свадебные, похоронные, охотничьи и т.д.). Эти ценности до сих пор являются регуляторами поведения. Юрта –пространство женщины и семьи. Юрта (татар иб, чурт) олицетворяло все: тепло семейного очага, мир и спокойствие. Юрту, прежде всего считали женским пространством, хотя внутри – юрта делилась на две половины. Правая от входа, северная (алтынсарых) сторона считалась женской половиной, левая, южная (ÿстÿнсарых) – мужской. Такое деление связано с особенностями жизни и быта семьи. На правой половине размещалась кухонная утварь, различная посуда, расставленная на полках и особых подставках, и продукты питания. На левой стороне находились предметы мужского труда: конская сбруя, охотничье снаряжение, различные инструменты. На левой и правой передних сторонах в сундуках на особых подставках, в шкатулках, расставленных на полках, хранились одежда, женские украшения и другие личные вещи членов семьи. Прямо напротив дверей устраивалась постель хозяина…» И, видимо, не зря хозяйку юрты называли древнетюрксим словом «ипч!», где первое слово иб означало мир и согласие. Только благодаря матери ребенок запоминает, усваивает первые законы жизни и сложнейшие явления окружающей природы и среды. Ограниченное пространство юрты позволяло родителям постоянно держать в поле зрения своих детей. Взаимное внимание «родители-дети» и наоборот, обеспечивало обоюдную ответственность, привязанность и послушание. Волшебный мир сказок, интересные фольклорные повествования раскрывали перед ним мир добра, любви к родителям, к родной земле.

Вам также может понравиться...
15817