СТАТЬЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ»

Токарев Алексей Алексеевич – Педагог – психолог ГБОУ Школа №1387 г. Москва
Дата поступления работы: 16.12.2018г.

Организация работы педагога-психолога с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи

Не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии влекут за собой за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. У детей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР при нормальном интеллекте зачастую наблюдается:

1. Снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности.

2. Недостаточная ориентировка в фактах и явлениях окружающей действительности.

3. Обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.

4. Непродуктивная поведенческая тактика.

5. Нарушения в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Дети с нарушениями речи нуждаются в психологической помощи. Такая помощь непременно включает в себя психодиагностику и различные методы воздействия: психокоррекцию, психотерапию, психоконсультирование, психопрофилактику и др.

Развитие детей с алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием и другими тяжелыми речевыми нарушениями являются отягощающими для психического развития в целом.

Нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению нарушений развития познавательной сферы [2, c. 61];

создает трудности для развития эмоционально-волевой сферы;

выступает как психотравмирующий фактор и провоцирует создание коммуникативного барьера, снижающий возможности успешной адаптации его как в группе сверстников, так и при установлении отношений со значимыми взрослыми (родителями, воспитателями);

переживания, связанные с затруднениями в общении, формируют у ребенка с нарушениями речевого развития чувство неполноценности.

Характеристика развития познавательных процессов детей с нарушениями речи:

  • Нарушение фонематического восприятия (искажает понимание слов);
  • Нарушение зрительного восприятия (недостаточная сформированность целостного образа предмета; примеривание, вместо соотнесения);
  • Нарушение формирование пространственного восприятие (понятия «слева», «справа»);
  • Нарушение слуховой памяти и восприятия, провоцируют трудности понимания, двух и трех сложных инструкции;
  • Низкий уровень произвольного внимания проявляется, как неспособность, достаточное время сосредоточится. на выполнении задания;
  • Низкий темп деятельности – за счет распределение внимания между речью и практическим действием.

Характеристика развития эмоционально волевой сферы детей с нарушениями речи:

  • Инфантилизм;
  • Эмоциональная лабильность;
  • Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенным;
  • Психофизическая расторможенность;
  • Нарушения самоорганизации;
  • Отсутствие устойчивого интереса к заданию.

Характеристика коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи:

  • Невысокий уровень развития игровой деятельности: (бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность);
  • Крайняя возбудимость (в связи с чем, игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы);
  • Недостаточная сформированность навыков совместной деятельности (дети данной категории вообще не могут занять себя каким – либо делом);
  • Преобладает ситуативно-деловая форма общения (что характерно для нормально развивающихся детей 2 – 4 летного возраста);
  • Не сформирована культура общения (они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях).

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции их в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.

Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.

Коррекция эмоционально-волевой сферы — это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания, мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление незавершенности действий ребенка, снижение психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.

Коррекция коммуникативной сферы заключается в принятии себя, формировании адекватной самооценки, уменьшении агрессии в межличностных отношениях; улучшении коммуникативных качеств личности: появления активности и самостоятельности; приобретении навыков конструктивного поведения.

Алгоритм коррекционной и развивающей работы:

  • четкая формулировка цели коррекционной и развивающей работы;
  • определение круга решаемых задач;
  • определение методологии и содержания работы;
  • выбор стратегии и тактики проведения психокоррекционной и развивающей работы;
  • определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная);
  • отбор методик и техник для работы с ребенком;
  • определение общего времени и графика встреч;
  • подготовка оборудования;
  • определение критериев эффективности психокоррекционных и развивающих мероприятий.

Коррекционные и развивающие занятия с детьми проводятся в кабинете педагога-психолога и темной сенсорной комнате. В кабинете педагога-психолога проводятся групповые и индивидуальные занятия.

 Занятия в сенсорной комнате проводятся 1 раз в неделю от 15 до 25 минут и подбираются индивидуально. Занятия организуются в составе микрогрупп по 3 человека или индивидуально [3.c.45].

Показания к включению детей в занятия в сенсорной комнате:

  • коррекция и развитие познавательной сферы, мотивация к обучению;
  • коррекция игровой деятельности;
  • развитие речевого и невербального общения;
  • расширение жизненного опыта детей с ЗПР;
  • личностное развитие;
  • развитие сенсорных способностей;
  • развитие произвольности;
  • психоэмоциональная разгрузка;
  • адаптационные расстройства.

Методика коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребёнка.

Ещё Л. С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребёнок может говорить и мыслить только, воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь».

Поэтому первые занятия в сенсорной комнате должны быть посвящены выработке тактильных и кинестетических ощущений.

Методы работы [4, c. 59]:

  • цветотерапия (повышает эмоциональную отзывчивость, развивает коммуникативную сферу);
  • светотерапия (обогащает сенсорный опыт);
  • звукотерапия, музыкотерапия (релаксация);
  • игротерапия (преодоление психологических и социальных трудностей);
  • сказкотерапия (развитие творческих способностей, совершенствование взаимодействия с окружающим миром);
  • телесно-ориентированная терапия (способствует самовыражению и спонтанной активности).

Оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на 2 функциональных блока:

  • Релаксационный;
  • Активизирующий.

1-й блок релаксационный

Мягкое напольное покрытие (можно безопасно лежать, сидеть, двигаться).

Пуфик-кресло с гранулами (гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа).

Подушки с гранулами.

Игровой сухой бассейн (оказывает расслабляющий эффект, а также стимулирует тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в нем).

Музыкальный центр и набор музыкальных дисков для релаксационных занятий.

2-й блок активизирующий (тактильные, зрительные, звуковые ощущения).

Детские сенсорные дорожки.

Зеркальный уголок с пузырьковой колонной.

Игровое панно «Светящиеся нити».

Игровое панно «Бесконечность».

Зеркальный шар.

Волшебные нити.

Тактильное панно.

Музыкально-звуковое панно.

Занятия с педагогом-психологом в сенсорной комнате способствуют решению различных психологических проблем в развитии сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, познавательных процессов, коммуникативной сферы, гармонизации и развитию эмоционально-волевой сферы, коррекции неадекватных форм поведения, развитию речи.

Заключение

У детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.

Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком.

При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия.

Список использованных источников

1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: «Книголюб» 2014.

2. Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – Изд-во «Владос», 2015.

3. Куражева Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для детей 5-6 лет «Цветик семицветик». – Изд-во «Речь», С.-Петербург, 2017.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – Издательство: М.: Генезис, 2016.

5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Психологический практикум. – М.: «Книголюб», 2016.

Вам также может понравиться...
16204