СТАТЬЯ «ПРИНЦИПЫ, ПОДХОДЫ И ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ХАКАССКОМУ ЯЗЫКУ И ХАКАССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Сагалакова Наталья Михайловна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан, Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 13.04.2018г.

Принципы, подходы и основная цель обучения хакасскому языку и хакасской литературе

Обучение хакасскому языку и хакасской литературе основывается на следующих принципах:

– принцип этнокультурной направленности образования, предполагающий создание необходимых условий для приобщения подрастающего поколения к культурному наследию народа;

– принцип преемственности в системе воспитания и обучения подрастающего поколения на основе этнопедагогики;

– принцип вариативности как возможности выбора содержания и форм обучения родному языку, литературе, языкового материала и теоретических сведений с учетом диалектных особенностей родного языка и ориентации предметов этнокультурной направленности на конкретную образовательную организацию;

– принцип практической направленности, учет актуальных образовательных потребностей обучающихся, формирование у них практических навыков сохранения этнических культурных традиций как важной составляющей национальной идентичности;

– принцип интеграции изучения культурного наследия хакасского народа с общероссийской и мировой культурой на основе диалога в полиязычном и поликультурном пространстве;

– принцип развития у подрастающей личности субъектной позиции, предполагающей ответственность, самостоятельность, творчество и инициативность в решении образовательных и педагогических задач в условиях полиэтнической среды обучения;

– принцип информационной открытости и взаимодействия образовательной организации, семьи, общественности, организаций социальной сферы.

В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования, современными подходами к обучению языкам в современном образовании являются компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный подходы.

      С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций, позволяющих личности овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе. Потенциал хакасского языка как общеобразовательного предмета позволяет в полной мере решать задачи формирования ключевых компетенций учащихся на каждом из уровней образования. Основной целью обучения хакасскому языку и хакасской литературе признается развитие коммуникативной компетенции ребенка в единстве всех ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной компетенций). На уровне результатов обучения требования к выпускнику сформулированы в компетентностном формате не только в предметной, но и в метапредметной (надпредметной) области, что означает необходимость формирования и развития у школьников ключевых универсальных учебных компетенций,включающих образовательную,ценностно-ориентационную,общекультурную,учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования.

Системно-деятельностный подход реализуется через цели,содержание и технологии обучения. Целью обучения хакасскому языку является обучение речевой деятельности на изучаемом языке в разных формах. Содержание обучения, соответственно, ориентировано на формирование умений во всех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо), развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности. Технологии обучения общению на хакасском языке изначально предполагают речевое взаимодействие участников общения/речевой деятельности. Кроме того, речь на хакасском языке сопровождает любые виды деятельности, в том числе познавательной, проектной, исследовательской и др.

В соответствии с межкультурным подходом формирование коммуникативной компетенции рассматривается как развитие способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общения с носителями разных языков (хакасского, русского или иностранного). Для реализации этого подхода необходимо обеспечить социокультурную направленность обучения хакасскому языку, усилить культуроведческую составляющую содержания обучения, приобщая школьников к культуре Хакасии, помогая им лучше осознать культуру своей собственной родины. Моделирование ситуаций общения на уроках хакасского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни и стилей жизни людей разных национальностей, культурные особенности их языковых сообществ.

Коммуникативно-когнитивный подход отражается в целях и технологиях обучения ихарактеризуется сбалансированным вниманием как к обучению коммуникации, так и к совершенствованию качества мыслительных, познавательных процессов у учащихся. В частности, это достигается с одной стороны взаимосвязанным обучением видам речевой деятельности (говорению, чтению, аудированию и письменной речи), опирающемся на осознание структуры и особенностей функционирования изучаемого языка, а с другой стороны развитием мыслительных процессов при реализации таких универсальных учебных действий как анализ, сравнение, сопоставление, классификация, обобщение и др.

Вам также может понравиться...
15841