Шишкина Екатерина Евгеньевна и Фролова Марина Валентиновна – Педагоги музыки ГБОУ школа №45 им. Л.И. Мильграма г. Москва
Дата поступления работы: 18.07.2018г.
Формирование надпредметных навыков на уроках практического орф музицирования.
Уроки практического музицирования в ГБОУ школа №45 им. Л.И. Мильграма в 5-6-7 классах основаны на системе музыкального развития детей немецкого композитора и педагога Карла Орфа, интегрированные со ФГОС по музыке, где музыкально-практическая и музыкально-познавательная деятельности представлены в качестве двух главных элементов их структуры. Уроки являются факультативными и не входят в основную программу по музыке. Однако, некоторые элементы все же апробированы в основное учебное время, что также дало хорошие результаты.
На первоначальном этапе учащиеся осваивают основы музыкальной грамоты, знакомятся с музыкальными инструментами орф-оркестра: штабшпили (ксилофоны, глёкеншпили, металлофоны), а также малый и большой состав ударно-шумовых инструментов, с историей происхождения инструментов и объединение их в оркестр, знакомятся с музыкальной культурой разных эпох, музыкальными жанрами, стилями и направлениями. Конечным результатом является разучивание и исполнение музыкального произведения. Мотивацией к созданию музыкального продукта и его представлению служит активная концертная деятельность: фестивали, конкурсы, участие в школьных или благотворительных концертах и т.д.
Музыкально-познавательная деятельность осуществляется на предметно-практическом способе познания главных элементов музыкального искусства: интонационно-слуховом, образно-смысловом и музыкально-теоретическом познании. В процессе творческой деятельности учащиеся развивают не только музыкальные навыки: музыкальный слух, архитектонический слух, метроритм, интонационный слух, аналитический слух, музыкальную память, но и физические навыки, такие как моторика и координация движений. Важным аспектом является развитие творческого и личностного потенциала каждого ребенка, дающее возможность самовыражения, в условиях коллективной деятельности, которая направлена на его дальнейшую адаптацию и социализацию в современном обществе.
Цель создания орф-оркестра – формирование у каждого ученика мотивированного, личностного отношения к музыкальному творчеству, осознанному восприятию и познанию музыкального искусства.
Задача педагога создать в коллективе дружелюбную атмосферу, выстроить доверительные отношения между оркестрантами, основанные на взаимоуважении, умение выслушать точку зрения своих сверстников, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, заинтересовать и вдохновить учащихся на совместную творческую работу.
Современные тенденции в педагогике требуют от учителя не «замыкаться в скорлупе своего предмета». Именно поэтому при разработке учебной программы мы уделяем большое внимание развитию у учеников надпредметных навыков. Это способность ученика использовать навыки приобретения и применения знаний, полученные в рамках одного предмета для других предметов школьной программы и в своей обычной жизнедеятельности.
Структурируя необходимый набор надпредметных навыков, мы опираемся на классификацию, представленную в Федеральном государственном образовательном стандарте:
1. Учебно-организационные навыки. Оркестр – это очень сложный механизм, требующий четкой координации и организованности. При формировании оркестра от участника процесса (в данном случае – ученика) требуется применение наиболее широкого набора организационных качеств, таких как: умение слышать и оценивать работу друг друга, рефлексировать собственные результаты, быстро включаться в творческий процесс, подчиняться координатору (руководитель), стрессоустойчивость и т.д.
2. Учебно-информационные навыки. С среднем только 20% детей имеют по крайне мере начальные знания в области музыки. Поэтому быстрое интенсивное освоение музыкальной грамоты, умения чтения и записи нот, умения оперировать специальными терминами, а также освоение техники игры на инструментах развивает в учениках способность быстро адаптироваться в новой информационной среде, быстро овладевать совершенно новыми навыками и знаниями.
3. Учебно-интеллектуальные навыки. Этот аспект мы разделяем на две части. Первая – это самоанализ, проводящийся с помощью письменной или устной рефлексии. В этой рефлексии ученик анализирует как достигнутые результаты, так и динамику своих способностей и навыков. Вторая часть – это фундаментальный анализ музыкального материала и принципов коллективной деятельности. Несмотря на то, что методы такого анализа специфичны для предмета музыка, однако могут применяться во многих других областях знаний и деятельности.
4. Учебно-коммуникативная. Надо отметить, что состав орф-оркестра всегда разнообразен как по возрасту, так и по уровню владения навыками и материалами. При этом конечная задача оркестра – достижение абсолютной гармонии звука и чувств исполнителей. Это развивает в ученике любого возраста и уровня способность гармонизировать с другими участниками, взаимодействовать и относиться к другим с чувством взаимоуважения и симпатии.
Навыки, которые мы формируем на наших уроках в школе можно спроецировать на их дальнейшую взрослую жизнь. В настоящее время большой популярностью пользуются творческие проекты, направленные на сплочение коллектива, развитие креативных качеств людей, работающих в разных сферах деятельности, разных возрастов, профессий и социального положения. Имея опыт работы в подобных коллективах на примере музицирования на инструментах орф-оркестра, мы видим, как этот вид деятельности сплачивает, укрепляет, даёт возможность самовыразиться и находит эмоциональный отклик. Творческий процесс захватывает, вдохновляет и позволяет креативно подходить к любому виду деятельности человека.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
2. Система Карла Орфа «Элементарное музицирование»
3. Авторская программа И.М. Подкаминского «Элементарное музицирование и познание основ музыкального искусства»
4. Рабочая программа по музыке авт. Е.Д. Критская