СТАТЬЯ «НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Чернышова Мария Леонтьевна – Учитель начальных классов МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» г. Шахты, Ростовская область
Дата поступления работы на конкурс: 05.12.2017г.

Национально – региональный компонент в начальной школе

Клянусь честью, что ни за что на свете

не хотел, бы переменить отечество

или иметь другую историю,

кроме истории наших предков…

                                                                                                         А.С.Пушкин.

«Родина»

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

Зоя Александрова

      В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании.

        Главной задачей, считаю организацию индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся, результатом которой является приобретение новых знаний об истории и культуре родного края, умение работать с разными источниками информации, создание самостоятельных исследований, проектов.

          В организации процесса обучения и воспитания решаются следующие развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические выставки детской библиотеки, конкурсы, олимпиады;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Работа по региональному компоненту ведется мною в нескольких направлениях:

  • – на уроках;
  • – в кружках;
  • – внеклассная работа.

Мы убедились, что использование содержания национально-регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Среди наиболее эффективных способов реализации национально-регионального компонента в начальной школе является экскурсия по улицам города, к архитектурным памятникам.  С первого класса учащиеся посещают музеи родного города и области. В музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Во время экскурсий формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется их кругозор.

       Кроме того, на уроках окружающего мира вводятся разноуровневые творческие задания, которые способствуют формированию оценочных суждений у детей. Учащиеся готовят рефераты и презентации на темы: «Растения Ростовской области», «Животные Ростовской области», «Водоёмы Ростовской области», «Красная книга Ростовской области». С большим удовольствием дети пишут рассказы и сказки о своих питомцах и о животных. Затем эти работы мы собираем в небольшие книги- сборники. Ребята сами редактируют эти сборники, подбирают им названия: «Рассказы о животных», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Приключения и сказки».

         При изучении темы: «Восточно – европеская равнина. Степи.» знакомлю учащихся с Донской степью. Выполняем следующие задания.

– В какой природной зоне мы с вами живем?

– Каковы характерные признаки этой зоны?

– Какие животные обитают в нашей области?

– Какие растения произрастают?

– Ну а теперь у вас творческое задание: изобразите степь такой, какой вы её себе представляете. Вы можете нарисовать рисунок о том, как нужно защищать и беречь природу.

  На уроке закрепления выполняем задания в группах.

Работа в группах по закреплению

Окружающий мир – 3 класс

     Тема: «Степь». – 1 четверть

Фамилия, имя ___________________________________ Дата ________________

Признаки зоны степейЗначение признаков зоны степей
Что такое степь? 
Географическое положение. 
Климат. 
Растительность. 
Животные. 
Занятия людей. 

Работа в группах по закреплению

Окружающий мир – 3 класс

     Тема: «Степь». – 2 четверть

Фамилия, имя ________________________________ Дата __________________

Признаки зоны степейЗначение признаков зоны степей
Что такое степь? 
Географическое положение. 
Климат. 
Растительность. 
Животные. 
Занятия людей. 

Знакомясь, с растениями и животными степи инсценируем небольшие рассказы.

Автор: Жаркий летний день. Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орел, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в черную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга – тушканчик растениями питается, куропатка – насекомыми.

Тушканчик: Наконец-то орел улетел. А то я боялся по степи пробежать.

Куропатка: И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе то – чего бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?

Тушканчик: Я для того и быстро бегаю, чтоб меня никто не поймал. Да лучше не рисковать.

Куропатка: А кто у нас ещё в степи так же быстро бегает?

Тушканчик: Сайгак. А мыши, полевки и хомяки в норы прячутся.

Куропатка: Мало нам орлов, так ещё лисы с волками появились.

Тушканчик: И не говори. Хоть в другое место жить уходи. Надоело. Всё ковыль, да ковыль.

Куропатка: Ой, смотри дрофа бежит. Ноги длинные, летает кое-как.

Тушканчик: Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо. Вон кузнечик поскакал.

Куропатка: Это не кузнечик, кобылка. У кузнечиков усики длинные, а кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, а кобылки – растениями.

Автор: И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.

           Дети, живущие Донской на земле, должны узнать ее культуру, историю, литературу, что они и делают с большим удовольствием на школьных занятиях. Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса традициям. А это в дальнейшем приведет к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию народов России.

            На уроках изобразительного искусства можно предлагать нарисовать дорогое сердцу место из окрестностей, выучить стихотворение поэтов-земляков о своем крае к этому уроку. Образы родной природы показывать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных просторов и творчества художников. По теме «Птицы родного края» предлагаю нарисовать птиц края, вспомнить и назвать их. Так же можно нарисовать пейзаж после прочтения отрывков произведений писателей-земляков М. Шолохова, А. Калинина, В. Закруткина.

       Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства – по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.

 Получив первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира, на уроках «Доноведения» эти сведения конкретизируются и расширяются.

        В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.

         Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.

На уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин, урок-конкурс знатоков, брейн-ринг, КВН и др.

         На уроке используем школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.

– парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

– групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);

– командные игры, когда класс делится на две команды.

Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Ребятами были подготовлены проекты на тему: «Водоёмы города Шахты» и «Животные Ростовской области»

       Классные часы – любимое время ребят, так как в их подготовке и проведении они принимают самое непосредственное участие. На классном часе «Его Величество – Хлеб» дети знакомились с нелёгким трудом хлебороба, расширяли знания о пользе хлеба, о его ценности, говорили бережном отношении к хлебу.

Выработали памятку и предложили её гостям.

1. В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

2. Не бросай где попало недоеденный хлеб!

3. Смолоду научись ценить труд других.

4. Когда за столом вы, ребята, сидите,

   То помните, кто для вас хлеб создаёт!

5. Берегите хлеб, люди!

   Научитесь хлеб беречь!

6. Хлеба к обеду в меру бери!

   Хлеб – драгоценность!

   Им не сори!

   В итоге предлагаю дома выполнить по выбору одно из заданий.

1. Написать мини-сочинение «Я знаю о хлебе…»

2. Рисунок на тему «Хлеб – наше богатство».

        Традиционными стали праздники Рождество, Пасха, Масленица.

        В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребёнка микромира. Поэтому нужно создавать условия для формирования нравственных чувств, этики, поведения через изучение родного края.

         Можно по-разному относиться к месту, в котором живёшь. Например, смотреть на него глазами стороннего наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако если относиться к этому месту как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить, тогда важно знать его историю, культуру, что мы и делаем в учебном процессе, приобщая к этому детей.

Вам также может понравиться...
15392