Статья «Народные подвижные игры, их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников»

Гусарова Елена Яковлевна – Воспитатель МДОУ «Детский сад № 165» г. Саратов
Дата поступления работы: 08.05.2024г.

«Народные подвижные игры, их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников»

Актуальность темы

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.

В народной игре много юмора, шуток, задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками, прибаутками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

В детском саду важно научить детей играть активно и самостоятельно. Только тогда они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу. Таким образом, дошкольники приобретают те важные качества, которые помогут им в дальнейшей жизни.

Современная концепция дошкольного воспитания ориентирует педагогов на признание самоценности дошкольного детства. Исходя из этого, задача педагога – обеспечение условий для полноценного проживания этого уникального периода в жизни ребёнка. Народные игры могут стать основой формирования гармонически развитой, активной личности и способствовать развитию нравственных и физических качеств ребёнка.

Цель работы: повысить своё профессиональное мастерство по теме самообразования,

Задачи:
– развивать двигательные способности, умения и навыки детей при помощи русской народной подвижной игры;
– развивать интерес и расширять круг представлений детей о разнообразии русских народных подвижных игр;
– создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявления сопереживания, взаимопомощи.   
– развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
– создавать условия для физического развития с помощью народных подвижных игр.

 План работы на год

РазделСрокиСодержание работыПрактические выходы
Изучение методической литературыСентябрь – май1.Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры». 2.Науменко Г, Якунина Г. «Солнышко-Вёдрышко». 3.Князева О.Л, Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры». 4.Смирнова Е.О. «Лучшие развивающие игры». 5.Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр». 6.Интернет-ресурсы.Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).
Работа с детьмиСентябрь-майРазучивание игр, игры.Совместная игровая деятельность.
ОктябрьПодготовка к развлечению «Осенняя ярмарка».Развлечение «Осенняя ярмарка».
ЯнварьПодготовка к фольклорному празднику «Посиделки».Фольклорный праздник «Посиделки».
МартПодготовка к развлечению «Масленица».Развлечение «Масленица».
МайПодготовка к вечеру русских народных подвижных игр.Вечер русских народных подвижных игр.
Работа с семьёйСентябрь-ноябрьИзготовление атрибутов к народным подвижным играм.Выставка работ «Наши умельцы».
СентябрьКонсультация для родителей «Воспитываем, играя».Выступление на родительском собрании.
НоябрьПодготовка к семинару-практикуму.Семинар-практикум «Игры наших бабушек».
ФевральПодготовка информативной папки-передвижки в уголке для родителей.Папка-передвижка «Забытые игры».
МайПодготовка презентации «Наши игры в детском саду».Презентация на родительском собрании.
СамореализацияСентябрь-майСоставление картотеки русских народных подвижных игр.Картотека русских народных подвижных игр.
НоябрьКонсультация для педагогов ДОУ «Физическое и нравственное воспитание посредством подвижных народных игр».Выступление на педагогическом совете.
ФевральМастер-класс «Организация и проведение русских народных подвижных игр».Выступление на семинаре-практикуме.
МайОтчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.Выступление на педсовете.
Вам также может понравиться...
16204