Гусарова Елена Яковлевна – Воспитатель МДОУ «Детский сад № 165» г. Саратов
Дата поступления работы: 08.05.2024г.
«Народные подвижные игры, их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников»
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
В народной игре много юмора, шуток, задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками, прибаутками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
В детском саду важно научить детей играть активно и самостоятельно. Только тогда они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу. Таким образом, дошкольники приобретают те важные качества, которые помогут им в дальнейшей жизни.
Современная концепция дошкольного воспитания ориентирует педагогов на признание самоценности дошкольного детства. Исходя из этого, задача педагога – обеспечение условий для полноценного проживания этого уникального периода в жизни ребёнка. Народные игры могут стать основой формирования гармонически развитой, активной личности и способствовать развитию нравственных и физических качеств ребёнка.
Цель работы: повысить своё профессиональное мастерство по теме самообразования,
Задачи:
– развивать двигательные способности, умения и навыки детей при помощи русской народной подвижной игры;
– развивать интерес и расширять круг представлений детей о разнообразии русских народных подвижных игр;
– создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявления сопереживания, взаимопомощи.
– развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
– создавать условия для физического развития с помощью народных подвижных игр.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1.Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры». 2.Науменко Г, Якунина Г. «Солнышко-Вёдрышко». 3.Князева О.Л, Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры». 4.Смирнова Е.О. «Лучшие развивающие игры». 5.Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр». 6.Интернет-ресурсы. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь-май | Разучивание игр, игры. | Совместная игровая деятельность. |
Октябрь | Подготовка к развлечению «Осенняя ярмарка». | Развлечение «Осенняя ярмарка». | |
Январь | Подготовка к фольклорному празднику «Посиделки». | Фольклорный праздник «Посиделки». | |
Март | Подготовка к развлечению «Масленица». | Развлечение «Масленица». | |
Май | Подготовка к вечеру русских народных подвижных игр. | Вечер русских народных подвижных игр. | |
Работа с семьёй | Сентябрь-ноябрь | Изготовление атрибутов к народным подвижным играм. | Выставка работ «Наши умельцы». |
Сентябрь | Консультация для родителей «Воспитываем, играя». | Выступление на родительском собрании. | |
Ноябрь | Подготовка к семинару-практикуму. | Семинар-практикум «Игры наших бабушек». | |
Февраль | Подготовка информативной папки-передвижки в уголке для родителей. | Папка-передвижка «Забытые игры». | |
Май | Подготовка презентации «Наши игры в детском саду». | Презентация на родительском собрании. | |
Самореализация | Сентябрь-май | Составление картотеки русских народных подвижных игр. | Картотека русских народных подвижных игр. |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Физическое и нравственное воспитание посредством подвижных народных игр». | Выступление на педагогическом совете. | |
Февраль | Мастер-класс «Организация и проведение русских народных подвижных игр». | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |