СТАТЬЯ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ И ОТЕЧЕСТВЕ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ»

Трифонова Татьяна Вениаминовна – Воспитатель МБДОУ д/с «Солнечный» д/с №41 г. Нижний Тагил, Свердловская область
Дата поступления работы: 03.03.2020г.

Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о малой родине и Отечестве посредством ознакомления с родным краем.

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, познавательное развитие включает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Перед отечественным дошкольным образованием стоит проблема формирования у дошкольников представлений о малой Родине.

Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека, это время наиболее благоприятно для развития высших нравственных чувств, воспитания ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где человек родился.

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена любви к своей малой Родине, ее природе, родному дому, семье, истории и культуре своего города, страны.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать. В связи с этим огромное значение имеет помощь ребенку в формировании первичных представлений о малой Родине.

Дошкольный возраст – это период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развивается представление детей о человеке, обществе, культуре. В детском саду ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды: местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.

Поэтому актуальность данной темы заключается прежде всего в создании условий образовательной среды, направленной на возможность детей почувствовать сопричастность, любовь к природным и культурным ценностям родного края. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Малой родиной для дошкольников является семья, город, улица, на которой они живут. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, опытно-экспериментальную деятельность, общение, труд.

Так как развитие представления дошкольников о своей малой родине, воспитания интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей, взаимодействовала с семьями воспитанников, используя следующие формы работы: активный информационный стенд «Край, в котором я живу», информационные буклеты «Родителям о патриотическом и гражданском воспитании дошкольников», «Что рассказать ребенку о родном крае»; родительские собрания «Посеять в детских душах доброту», «Это наша с тобой экология»; консультации «Воспитание любви к родной природе в семье», «Учим детей знать, любить и беречь свой город», «Что такое генеалогическое древо?»; фотовыставки   «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец»,  «Мой папа служил в Армии»; мастер-класс «Умелые руки не знают скуки», на котором родители смогли применить свои творческие способности, пообщаться.

Для решения задач по формированию у дошкольников первичных представлений о малой родине и Отечестве, в практической профессиональной деятельности использовала современные педагогические технологии и методики: Н.П. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России»; М.Б. Зацепина «Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников»; Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»; О. В. Толстикова, О. В. Савельева «Мы живем на Урале».

Реализовала педагогический проект «Удивительный Урал», в результате которого пополнила развивающую предметно – пространственную среду группы: создала центр краеведения «Азбука Урала»; разработала серию дидактических игр «Сложи картинку», «Профессии нашего города», «Наш край на карте России», «Найди по описанию», «Узнай это место по описанию», «Рассыпающиеся картинки», «Собери герб и флаг», «Гербы городов Урала»; составила и систематизировала картотеку загадок и пословиц на тему «Семья», «Родной дом», «Растения и животные наших лесов», картотеку подвижных игр народов Урала; оформила альбомы детскими рисунками и фотографиями «Мой родной город», «Любимые места моего города», «Достопримечательности города», книжную полку любимых произведений художественной литературы об Урале, о родном городе.

Совместно с детьми создала коллекцию уральских камней. Разработала серию конспектов для ознакомления детей с творчеством уральских писателей, поэтов, композиторов. С целью ознакомления с достопримечательностями, особенностями жизнедеятельности нашего региона создала презентации: «Путешествие в героическое прошлое родного города», «Край родной, земля уральская», «Виртуальная экскурсия «Прогулки по родному городу», «Флора и фауна Урала». Реализовала детско-взрослые проекты, направленные на ознакомление детей с природой, историей, культурой Урала«Герб моей семьи», «Мое семейное древо», «Моя коллекция», «Наш дом – Урал», «По дорогам сказов Бажова», что позволило расширить знания детей об Урале. Совместно с музыкальным руководителем разработала и провела праздники: «Масленица», «День Земли», «День Матери», «День пожилого человека», фестиваль чтецов «Синий платочек». Организовала экспозиции «Куклы наших прабабушек – куклы на все времена», «Богатство земли Уральской», фотовыставки «Улица, на которой я живу», «По дорогам войны, шли мои земляки», что способствовало формированию у детей чувства гордости за свой народ, свою страну.

В целях повышения компетентности родителей организовала работу через различные формы взаимодействия: оформлен информационный стенд «Русские традиции в семейных посиделках»; организована фотовыставка «Самое красивое место в нашем городе», «Мой папа служил в Армии»; буклеты «Родине служить – Родину любить», «Детям о войне».

Созданные условия способствовали повышению качества образовательной деятельности. Отмечается рост динамики сформированности у дошкольников первичных представлений о малой родине и Отечестве. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость при участии в социально значимых делах, событиях. Проявляют интерес к предметам быта, природе, к событиям настоящего и прошлого родного края, обладают первичными представлениями о себе, о своей семье.

Вам также может понравиться...
15417