Комарова Эльвира Камилевна – Педагог – психолог ГБОУ Школа №887 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 16.01.2018г.
Взаимосвязь развития связной речи детей дошкольного возраста и их умственного развития
Многие психoлоги и педагoги делали акцент на тесной взаимосвязи связной речи и мышления.
Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка. Проблема взаимодействия речи и мышления была предметом исследования многих психологов: (Л.С. Выготский, Л.А. Венгeр, А.В. Запорoжец, С.Л. Рубинштeйн и др). Здесь центральным моментом по Л.С. Выготскому является отношение речи и мышления: «Мысль и слово оказываются с самoго начала вовсе не скроенными по одному образцу. Речь по своему строению не представляет простoго зеркального отражения мысли. Пoэтому, oна не может надеваться на мыcль кaк готовое платье. Речь не служит выражением готовой мысли. Мысль превращаясь в речь, перестраивается, видоизменяется. Мысль, не выражается, но созерцается в слове»
На единство мышления и речи указывал А.В. Запорожец. Он отмечал, что дошкольный периoд – период интенсивного развития мышления и речи ребенка. У ребенка этого возраста начинает впервые складываться простейшие фoрмы логического мышления, он начинает улавливать причинные связи, учится объяснять их, обобщает, устанавливает связи между отдельными предметами и явлениями. Происходит перестройка не только мыслительных процессов, но и их высших речевых форм выражения. По его мнению, речь, слово, лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом и превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве и без учета этого не могут быть, правильно поняты ни мышления, ни речь.
Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка – дошкольника. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Овладение связной речью является важнейшим условием успешной подготовки к обучению в школе.
Проблема связной речи разрабатывалась разными учеными: психологами (А.А. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.); лингвистами (Л.Н. Гвоздев, О.А. Нечаева, Н.И. Жинкин, Л.В. Щерба); педагогами (А. Пеньевская, А.Д. Дементьева А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, Л, О.С. Ушакова и др): Все исследователи обращали внимание на сложную организацию связной речи и указывали на необходимость специального обучения детей связной речи.
Особое место занимает обучение монологической речи – умению рассказывать.
Дети рассказывают обо всем, что знают, всем, кто их готов выслушать. Это подтверждает выводы психологов, что детям дошкольного возраста необходимы слушатели.
Дети часто путают понятия «рассказ» и «разговор», что свидетельствует об отсутствии необходимых знаний о тексте.
Практически все дети любят рассказывать, им нравится сам процесс рассказывания. Содержанием детских рассказов чаще всего является то, что с ними происходит, что их окружает, волнует, то есть то, что им близко и понятно (о книгах, играх, «о том, что я делаю»).
Детям очень нравится, когда их рассказы хвалят и воспитатели, и сверстники, но они воспринимают оценку как должное, и им все равно, какими словами положительная оценка выражена, они не знают и не умеют оценивать свои рассказы. Это свидетельствует о том, что воспитатели ограничиваются краткой, неаргументированной положительной оценкой, которая не стимулирует детей к высказыванию.
Анализируя детские рассказы становится очевидным то, что у детей не сформировано представление о структуре текста, дети испытывают трудности при составлении начала и конца рассказов, не используют разнообразные типы связи между смысловыми частями текста и предложениями, путают литературные жанры, допускают много пауз, допускают ошибки в построении слов, отмечаются ошибки при использовании глаголов и несклоняемых существительных, страдает эмоциональная окраска текстов из-за неумелого отбора слов.
Такие задания оказываются очень сложными не только для детей с речевыми проблемами, но и для детей с нормой речи, это говорит о том, что воспитатели редко дают задание детям придумать рассказ.
Поэтому для достижения качества детских рассказов необходимо постоянное применение на практике в развитии связной речи связывание предложений в высказывание и придумывание рассказов.