УРОК-КОНСПЕКТ МАТЕМАТИКИ «ДАТЫ И ЧИСЛА ИЗ ИСТОРИИ МОЕГО ГОРОДА ШАХТЫ»

Гоголева Оксана Алексеевна – учитель МБОУ СОШ № 12 г. Шахты Ростовская область

Дата поступления работы на конкурс: 11.08.2016г.

Урок-конспект математики «Даты и числа из истории моего города Шахты»

Цели урока.

  • Образовательные: выявить и расширить знания учащихся о прошлом и настоящем их родного города; отрабатывать умения применять полученные знания при решении поставленных математических задач.
  • Развивающие: развитие интереса к математике, истории родного края.
  • Воспитательные: воспитание чувства любви к малой родине, познавательной активности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, школьные инструменты.

Формы работы: урок – путешествие

Тип урока: урок закрепления и обобщения материала.

Методы: частично-поисковый, монологический ответ (сообщение),объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Класс: 5

Ход урока

1. Организационный момент.

«С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье,

Какой мы не возьмем язык и век,

Всегда стремился к знанью человек» (Рудаки, тадж. поэт, Х век) 

2. Мотивационное начало урока.

Сегодня мы отправимся с вами на виртуальную экскурсию «Мой город», познакомимся с историей города, расположением, памятными местами, традициями.

Звучит музыка

– У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился, где находится могилы его предков.

Для нас всех малой Родиной является город Шахты, у которого через три года будет юбилейная дата.

3. Вход в урок.

Выполняя задания, мы с вами узнаем немного истории нашего города.

Задание 1: Вычислить устно:

(27 + 3) * 30 – (768 – 397 + 92 * 30) * 0 + 905=?

510 * 6 – (780 – 20) + (230  470) – 1133 = ?

Учитель (рассказ сопровождается показом по карте):

Первые поселения появились на месте города Шахты в 1805-м году, а в 1867-м они были объединены в горное поселение Грушевское, имевшее статус города и носил название Александровск-Грушевский, после чего получил нынешнее название.

Выполнив устно следующее задание, мы узнаем в каком году город Александровск-Грушевский был переименован в город Шахты?

Задание 2. Цифры числа равны сумме цифр года. Месяц первый в году. Первая цифра года – наименьшее натуральное число, третья цифра в два раза больше первой, а четвертая – в два раза меньше третьей. Вторая цифра года является наибольшей цифрой.

Учитель: “13 января 1921 г. город Александровск-Грушевский был переименован в город Шахты. Вот как пишет об этом шахтинский поэт.” 

Ученик читает стих “город Шахты”:
На карте Ростовской области
Есть город шахтерской доблести.
Как признак почетной вахты,
Само его имя – Шахты.
Он в тысяче верст от столицы,
В семидесяти от Ростова.
Второе столетие длится
Проходка пути непростого:
От первых угольных копей,
Где пласт обушком рубали,
До ткани, белейшей в Европе,
А там, глядишь, и подале!
Мне здесь повезло родиться.
Свое хвалить – не годится.
Но, как говорят шахтинцы,
С чего бы нам не гордиться!
И черным горжусь, и зеленым,
И белым городом этим,
И русским, и многоплеменным,
И вынесшим все на свете!

Задание 3. Спускаясь по лесенке, выполните указанные арифметические действия:

1-0,7              5:100               3 : 5                0,01+0,8

  *0,1              +1,3              +0,4                        :0,9

   :3                 :0,9               *1,9                        :2

  *70              +3,5                 *6                          :0,1

   +10             +0,9               +0,8                       -0,8 

    ?                   ?                     ?                           ?       

– Ребята, как вы думаете, какое отношение эти цифры имеют к истории?

Это количество жителей поселков нашего города.

В состав города входит 4 поселка: п. Аютинский – 10,7 тыс. чел.; п. Майский – 12,2 тыс. чел.; п. Таловый – 5,9 тыс. чел.; п. Сидорово-Кадамовский – 3,7 тыс. чел. 

 4. Повторение ранее изученного.

– Прочитали все задачу про себя.

– Вслух нам прочитает…

Длина вдхр. 600 км, а его ширина 400 км. Поездка на катере через вдхр. по его длине требует на 10 ч >, чем по ширине. За сколько времени при одинаковой скорости можно пересечь вдхр. по его длине и по ширине?

 О чем говорится в задаче?

– Что известно о длине? О ширине?

– Что еще известно?

– Что сказано о скорости катера? (скорость одинакова на любом участке)

– Что необходимо найти в задаче?  (время, за которое катер пересечет вдхр по длине и по ширине)

– Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

– Давайте составим линейную схему, приняв длину 600 км за 6 см, 400 км за 4см.

– Прочитайте еще раз вопрос задачи. Что необходимо найти?

– Что мы найдем первым действием?

– Что найдем 2-м действием?

– Как мы найдем расстояние? (600+400=1000)

– Как найдем время? (1000 : 20 =50)

– Запишите ответ в тетради.

– Возьмите число 50 и разделите его на число 4, а затем вычесть из полученного числа 8. Если вы правильно решите выражение, то вы узнаете длину крупнейших улиц города Шахты – Советской, Маяковского, Победы революции – составляет примерно 4,5 километра.

Учитель: “Территория города Шахты – часть Ростовской области. На сегодняшний день она составляет 100,9 тыс. кв. км. Общая площадь г. Шахты – 158 кв.км.”

Задание. На сколько гектаров площадь области больше площади города?

Учитель: “Население города Шахты – проживает 237568 человек. В городе проживает более 100 национальностей: русские – 77,6%, армяни – 8,1%, цыгане – 8,0%, украинцы – 3,3%, татары – 0,6%, другие национальности – 2,4%”

Задание. Округлите каждое число процентов до единиц. Начертите квадрат со стороной 10 клеток. Разделите квадрат на части в соответствии с полученными данными.

Учитель: “Наш город граничит с Украиной, где организован таможенный переход. Сколько километров составляет протяженность этой границы?”

Задание. Решите уравнения. Каждое неизвестное есть однозначное число. Записав их последовательно, получим ответ на вопрос.

20,402 : (х + 2,04) = 5,05

1,01(10t +10) – 101 · 0,1 = 60,6

5. Рефлексия.

– Что нового вы для себя узнали на уроке?

– Что вам понравилось на уроке?

– С какими датами и числами сегодня мы с вами познакомились?

6. Домашнее задание.

Вашим домашним заданием будет составить задачу или уравнение, ответом которого будет являться любая дата (число) из истории города Шахты.

 Ученик читает отрывок из стихотворения Дмитрия Зайцева «Город в мелькании веков»

Блеск и шум стозимья и столетья 
Вокруг Грушевских балок и круч
Влёк сюда мечты волшебной степью,
Вёл, как в Тёмном Царстве, света луч.

К покоренью мест Донского поля
С обживаньем грушевых садов,
Нам возвёл проспекты на приволье
Парамонов в дар людских трудов.

Жаркой тягой в галереях гулких
Будто руны в палевых тонах
Вайи листья претворились в уголь, 
Чтобы расцвести мечтой впотьмах.

В панораме – терриконов скалы, 
Жажду пьют ветров издалека,
Взмыли к небу бурыми крылами, 
Край степной взнеся под облака.

Словно Рим, раскинув руки модниц,
Он обвит объятием холмов,
И, маня в свой тихий гомон улиц,
Город мчит в мелькании веков.

Вам также может понравиться...
15417