Конспект НОД «Будем вежливы»

Муллаянова Римма Римовна – Воспитатель МАДОУ ЦРР-детский сад г. Красноуфимск Свердловская область
Дата поступления работы: 09.11.2023г.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия в  речевой группе
по теме «Будем вежливы»

Цель: Воспитание у ребенка вежливости, навыков культурного поведения и общения.
Задачи:
Образовательные:
– формировать у ребенка представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими, формировать умение вежливо общаться с взрослыми и сверстниками;
– расширять знания о значении вежливых слов, активизировать и обогащать словарный запас по данной теме: «вежливость», «вежливые слова», «спасибо», «извините», «здравствуйте», «до свидания» и др.;
– формировать умение анализировать конфликтные ситуации на примере собственных поступков и поступков литературных героев;
– учить составлять небольшие рассказы из собственного опыта по серии последовательных слайдов;
– упражнять в использовании различных изобразительных средств: пластилин, восковые мелки, цветной песок.
Коррекционно- развивающие:
– развивать зрительное восприятие, внимание, память, наглядно-действенное мышление;
– развивать связную речь, коммуникативные навыки;
– развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
– воспитывать культуру общения, умение приветливо и вежливо разговаривать с окружающими, способствовать формированию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости.

Материалы и оборудование:
Мяч, альбомный лист, пластилин, восковые мелки, цветной песок, клей, кисточки.

Ход занятия.
Добрый день, дорогие ребята!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро.
– Доброе утро! – Солнцу и птицам.
– Доброе утро! – Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
– Сегодня у нас не совсем обычное занятие, мы с вами будем говорить о вежливости.

Дидактическое упражнение «Поздоровайся правильно».

– А ты знаешь, как надо правильно здороваться?
Здравствуйте – это очень красивое слово.
Что такое «здравствуй»? – лучшее из слов.
Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит слово «здравствуй» – говорить пора.
– Но это только одно из многих вежливых слов, которое обязательно надо знать и говорить всем людям. Вежливые слова приятно говорить и приятно слушать. Ещё их называют волшебными, потому что от них всем становится теплее и радостнее.
– Какие еще бывают вежливые слова? Давайте рассмотрим картинки и попробуем догадаться, какие вежливые слова в них спрятались.

 Беседа по сюжетным картинкам.

1) Девочка угощает мальчика мороженым.

– Что делает девочка?
– Что должен сказать мальчик?
– Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?
– Когда мы говорим эти слова?
– Правильно, это слова благодарности. Их говорят всем, кто нам помогает, угощает, делает для нас что-то хорошее.
Скажем «спасибо» с тобою не раз
За всё, что делают для нас.

2) Девочка помогала маме накрывать на стол и нечаянно разбила посуду.

– Что случилось с девочкой?
– Как надо поступить девочке?
– Что она должна сказать маме?
– Когда мы говорим эти слова?
– Правильно, это слова извинения. Их говорим, когда мы что-то сделали не так, не правильно или обидели кого-нибудь.

3) Семья завтракает за столом.

– Что делают люди на этой картинке?
– Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?
– Почему ты так думаешь?
– Когда надо говорить эти вежливые слова?
Пора за стол, всё для еды накрыто
Приятного желаем аппетита.

4) Утром мама будит сына.

– Что делает мама? Что она говорит своему сыну?
– Что отвечает ей мальчик?
– Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?
– Молодец, ты правильно угадал все вежливые слова.
– Но чтобы быть вежливыми, надо не только говорить вежливые слова, но и уметь правильно себя вести, чтобы людям было приятно с тобой разговаривать и дружить.
– Сейчас я познакомлю тебя с двумя девочками и расскажу, что с ними произошло.

5) Две девочки вырывают друг у друга игрушку.

Медвежонка две подружки
Вырывали друг у дружки –
Весь перецарапали.
Порвалась игрушка и две подружки
Посмотрели – нет игрушки
Сели и заплакали.
– Как ты думаешь, правильно ли поступили эти девочки?
– Смогли ли они поиграть медвежонком? Почему?
– Можно ли назвать этих девочек вежливыми? Как правильно и вежливо надо было им поступить?
– А сейчас давайте немного отдохнем.

 Физкультминутка «Вежливый зайчик».

На заре зайчишка встал.
– С добрым утром,- всем сказал,       (поклониться вперёд)
Солнышку и кочкам,                          (поклоны вправо- влево)
Маленьким цветочкам.
Маме и братишкам,
Елочке и шишкам.
Ветру, небу, облакам,                        (машут руками)
Разноцветным мотылькам.
На дорожку вышел,                           (ходьба на месте)
А навстречу мыши!
– Здравствуйте, сестрёнки! –              (поклониться)
Говорит он звонко.
– Здравствуйте, лисята,                      (повороты в стороны)
– Здравствуйте, лосята!
Он здоровался с друзьями:
С кабанами, муравьями,
С рыбками, стрекозами,
Белками и козами.
Вдруг навстречу страшный волк,     (изображают волка)
Лес испуганно примолк!
Бедный зайка задрожал,                    (изображают испуганного зайчика)
Хвостик маленький поджал.
А потом закрыл глаза,
Тихо «Здравствуйте» сказал.
Даже волк его не съел,
Улыбнулся, подобрел.                       (улыбнуться и поклониться)
Говорит ему в ответ:
– И тебе, косой, привет!
– Как вы думаете, ребята, почему волк не съел зайчика? (Ответы детей.)

Беседа, составление ребенком мини-рассказов из собственного опыта.

– А сейчас вспомним, чему вы уже научились.
«Как надо вежливо попроситься в игру к другим детям».

– Что делают ребята? (играют)
– Тебе захотелось поиграть с друзьями?
– Расскажи, как ты это сделал. Что ты сказал детям? (Мини–рассказ ребёнка о своих действиях.)

«Один ребенок в игре нечаянно сломал постройку другого».

– Что делает Женя? (играет)
– Что случилось дальше? (Дима нечаянно сломал постройку)
– Расскажи, как бы ты поступил? (мини-рассказ ребёнка о своих действиях)

«Один ребенок потерял свою вещь, а другой её нашел».

– Что случилось? (Даша потеряла свою куклу)
– Расскажи, что бы ты сделал? (мини-рассказ ребенка)

«Как попросить помощи у другого человека, если у тебя что-то не получается».

– Как ты попросишь друга помочь тебе? (мини-рассказ ребенка)
– Молодец, ты уже очень много знаешь и умеешь.
– Давай дадим нашим глазкам немного отдохнуть.

Зрительная гимнастика.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.                       (открываем и закрываем глаза)
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать                       (моргаем глазами)
Головою не верти,
Вправо-влево погляди.
Глазки влево, глазки вправо –
Упражнение на славу.                        (смотрим влево и вправо)
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай не ленись!                        (смотрим вверх и вниз)
И по кругу посмотрите                      (вращение глазами по кругу)
Прямо ровно посидите,
Прямо ровно посидите,
И немного отдохните.
– А сейчас давай поиграем.

Дидактическая игра с мячом «Подскажи словечко».

(Взрослый задаёт вопрос и кидает мяч ребенку, ребенок отвечает и бросает мяч обратно.)
– Что мы говорим друг другу, когда ложимся спать?
– Что пожелаем человеку, который чихнул?
– Что надо говорить, когда мы с кем-то прощаемся?
– Что надо сказать, если вдруг вы нечаянно наступили другому на ногу? и др.

Практическая часть.
Конечно же у вас есть друзья.
Сейчас я предлагаю вам сделать своему другу приятный сюрприз- нарисовать картинку одним из трёх способов: восковыми мелками, способом пластилинографии, или при помощи цветного песка.)
– А чтобы наши ручки были умелыми, давай поиграем.

Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, раз, два
Вспомним добрые слова:
«Здравствуйте!», «Простите!», «Спасибо!», «Извините!»
Будем все их говорить, чтобы вежливыми быть.

Итог занятия.
 Необходимо помнить важные правила.
1.Чтоб никого не обижать,
Друг друга надо уважать.
И не дразниться, не грубить
И «здравствуй» надо говорить.
2.Если спросишь что-нибудь,
То очень-очень вежлив будь!
И говори волшебное «пожалуйста»
И не забудь волшебное «спасибо»!

– Ну что ж, давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. И будем чаще делать добрые хорошие поступки.

Вам также может понравиться...
15801