КОНСПЕКТ НОД «ЮРТА – ЖИЛИЩЕ БУРЯТ»

Ли-Ван-Хе Ирина Викторовна – Воспитатель МКДОУ детский сад «Светлячок» с. Калтук, Братский р-н, Иркутская обл.
Дата поступления работы: 22.05.2021г.

Юрта – жилище бурят

Технологическая карта занятия

Тема: Юрта – жилище бурят

Автор: Ли-Ван-Хе Ирина Викторовна (воспитатель)

МКДОУ детский сад «Светлячок» Братский район; с. Калтук

Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: приобретение у детей старшего дошкольного возраста знаний об особенностях строения юрты, ее убранстве, изготовление маркера игрового пространства «Юрта» в конструктивной деятельности (макет)

Задачи занятия:

Обучающие: провести сравнение традиционных жилищ коренных народов: бурят, русских, эвенков; обсудить особенности строения юрты и предметы быта юрты.

Развивающие: отрабатывать навыки анализирования собственной деятельности при выполнении заданий; согласовывать композиционное расположение предметов быта в юрте в сотрудничестве со сверстниками.

Воспитательные: проявляет заинтересованность в отборе предметов быта и аккуратность в их изготовлении; использует проблемно-поисковую коммуникацию при выполнении заданий.

Словарная работа: юрта, обогащать речь детей новыми словами из чего состоит юрта (9основных элементов).

Планируемые результаты занятия: дети сравнивают традиционное жилище бурят, русских, эвенков, их отличительные черты; в дидактической игре называют предметы быта юрта, из каких материалов она состоит; в деятельности способны отличить юрту от других традиционных жилищ; собирают необходимый материал для изготовления предметов быта юрты; используют в беседы названия предметов юрты,

Подготовительная работа: беседа про бурят, чтение книг, знакомство с репродукциями художественных произведений по теме бурятская юрта, родители изготовляют макет юрты.

Материалы и оборудование: презентация про бурят, картон, вата, драповая ткань, пряжа разноцветная, байковая ткань, ножницы, клей

Этапы, продолжительностьЗадачи этапаДеятельность педагогаМетоды, формы, приемыПредполагаемая деятельность детейПланируемые результаты
1.Организационно-мотивационныйСоздать психологически комфортную атмосферуМотивировать детей на включение в деятельностьРебята, я вчера смотрела фильм про народы Сибири.А вы помните кто является коренными жителями Сибири? Правильно, мы с вами познакомились с русскими, эвенками, а с кем мы с вами еще не познакомились?Ребята, послушайте музыку и скажите правильно ли вы сказали, что мы сегодня будем говорить о бурятах.Каждый народ имеет свою историю, свои обычаи. Давайте сегодня подробнее познакомимся с жилищем бурят.Вы хотите узнать больше информации про жилище бурят?БеседаДети отвечают на вопросы педагогаСоздана психологически комфортная атмосфераДети включены в деятельность
2.ОсновнойАктуализировать знания детей о традиционном жилище русских, эвенков и бурятов.Развивать внимание, память, логическое мышление.Дид. игра «Чье жилище».Ребята, мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется «Чье жилище».Ваша задача найти жилище, которое принадлежит русским, эвенкам и бурятам.Правильно изба-это жилище русских, эвенки живут в чуме, а буряты живут в юрте.Ребята, как вы думаете, почему буряты живут в юрте, а, например, не в избе или в чуме?Педагог рассказывает, почему буряты живут в юрте.Беседа, дидактическая играДети играют в дидактическую игру, отвечают на вопросы педагогаДети закрепляют знания о традиционном жилище народов Сибири.Узнают почему буряты живут в юрте.
2.1.Этап постановки проблемыСоздать мотивационную ситуацию для формирования представлений о том, из чего строят юрту.Тренировать – память, мышление, речь.Ребята, вот мы с вами узнали почему буряты живут в юрте, потому что она легко переносится, устойчивая против ветра, буряты ведут кочевой образ жизни.А из чего тогда состоит юрта?А как мы с вами можем это узнать?Беседа, демонстрационный материалДети ищут ответ на вопросСоздана мотивационная ситуация – дети ищут ответ на вопрос.
2.2.Этап ознакомления с материаломФормировать представление о том, из чего строится юртаФормировать опыт самостоятельного преодоления затрудненияПедагог рассказывает детям из чего строят юрту. Состоит из 9 основных элементов: уняа – струганные жерди, из которых строится свод юрты бурят. Используются исключительно гибкие породы деревьев. тооно – специальный круг на вершине юрты. Он образует отверстие, которое служит для вывода дыма и освещения жилища днем.тээнги – опорные столбы конструкции.дааган – распорки верхнего обода, служащие для придания ему жесткости. С бурятского языка это слово переводится как «нести на себе»;урхэ – покрытие юрты. туургэ – войлок, зээг – волосяные веревки, дээбэри накидываются после туургэ. хошлон – пояса из конского волоса.Ребята, мы с вами узнали из чего делают юрту, а теперь попробуйте, выбрать только тот материал, из которого можно сделать юрту.Выбрали материал? А теперь попробуйте построить юрту.Рассказ воспитателя о том, из чего строят юрту, дидактическая игра «Из чего состоит юрта»Дети слушают педагога, задают вопросы, выполняют заданиеСформировано представление о том, из чего состоит юрта. Называют основные элементы юрты.
2.3.Этап практического решения проблемыФормировать представление о том, какие предметы быта находятся в юртеМы с вами узнали из чего состоит юрта, почему буряты живут в юрте. Теперь как вы думаете, что нам осталось узнать? Правильно, какие предметы находятся в юрте.Чтобы это узнать, давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Что находится в юрте».Педагог рассказывает, что юрта делится на две половины, в центре стоит очаг.В центре располагался очаг. Место напротив входа считалось самым почетными предназначалось для приема гостей; здесь же находился домашний алтарь. Юрта делилась намужскую (левую) и женскую (правую) половины (если стоять лицом к северной ее части). Вмужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской — утварь и продуктыпитания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью,божницей.Беседа-диалог.Дид играДети делают дидактическую игруСформировано представление о том, что находится в юрте, в дидактической игре называют предметы быта.
3.Заключительный этапЗакрепление знаний про юрту: из чего строят, что находится внутри.Педагог проводит рефлексию деятельности. Ребята, мы с вами узнали многое про жилище бурят.Нам с вами родители сделали макет юрты, посмотрите, что нам не хватает в юрте. Правильно предметов быта. Давайте с вами выберем материал, из которого мы с вами будем делать предметы быта, можно сделать, что мальчики будут изготовлять предметы быта, а девочки украшать жилище, расставлять мебель как мы с вами знакомились, что женщины занимаются обустройством юрты, не забывайте, что в юрте есть две половины: мужская и женская. Нам понадобится картон, вата, ткань, пряжа разноцветная, клей, цветные карандашиПедагог проводит рефлексию занятия-Что сегодня нового узнали про эвенков?-Со всеми заданиями вы справились?-Что было самым трудным? Что? Почему это было трудным?- Какие новые знания помогли вам справиться с данными заданиями?- Смогли помочь, потому что…. научились…. узнали…Продуктивная деятельность: дети изготавливают макет юрты.Дети делают макет юртыЗакрепление пройденного материала, про жилище бурят.Сделан макет юрты. Проведена рефлексия. 
Вам также может понравиться...
15816