КОНСПЕКТ НОД «ЧУДО-ПУГОВКА»

Сагалакова Наталья Григорьевна – Воспитатель МБДОУ Детский сад «Зоренька» г. Абакан
Дата поступления работы на конкурс: 18.03.2017г.

Конспект НОД «Чудо-пуговка»

Цель: создание социальной ситуации для знакомства с сенсорными свойствами пуговиц, материалами из которых делают пуговицы, их видами и назначением.

Образовательные задачи:

1.Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов по форме, размеру, цвету, величине, строению.

2.Углублять представления о существенных характеристиках предметов: о свойствах и качествах различных материалов, из которых сделаны пуговицы.

3.Расширять представления детей о разнообразии видов пуговиц, их назначении, познакомить детей с историей изобретения, создания пуговиц.

Развивающие задачи:

1.Развивать исследовательские способности: умение высказывать предположения и строить планы их проверки; умение видеть проблемы; строить собственные доказательства.

2.Совершенствовать аналитическое восприятие, умение обследовать предметы.

3.Развивать логическое мышление: умение подбирать пуговицы к разным видам ткани.

4.Развивать коммуникативные навыки: умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.

5.Развивать умение распределять обязанности в паре, помогать друг другу вести исследовательскую деятельность.

6.Развивать эстетическое восприятие, воображение, умение самостоятельно определять замысел и дизайн будущей работы.

7.Развивать мелкую моторику детей в процессе изготовления декоративной поделки из пуговиц.

Воспитательные задачи:

1.Вызвать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов.

2.Создать атмосферу доброжелательности и желание сообща участвовать в ходе совместной деятельности.

Материалы и оборудование

1.Картинки-символы методов исследования: «Рассмотреть, понаблюдать», «Провести эксперимент».

2.Картинки-символы сенсорных свойств пуговиц, их строения, картинки деревянного, стеклянного, пластмассового, железного предметов.

3.Наборы пуговиц с разными сенсорными характеристиками (по 6-7 штук) на каждую пару детей.

4.Пуговицы с «ушком», с 2-мя, 4-мя отверстиями по 6-7 штук на каждую пару детей.

5.Пластмассовые, металлические, деревянные, стеклянные пуговицы по 5-6 штук на каждую пару детей, магниты, сосуд с водой.

6.Пуговицы разного вида и назначения, заготовки контуров сезонной одежды из лоскутков ткани разного назначения.

7.Декоративная поделка – картинка из пуговиц. Пуговицы для поделок, мозаики, картинок.

8.Кулоны из пуговиц по количеству детей.

Предварительная работа:

1.Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

2.Изготовление картинок-символов сенсорных свойств различных предметов.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель. Дети, у меня есть волшебная Чудо-пуговка. Она живёт вот в этой коробочке. Посмотрите на неё.

Чудо-пуговка. Здравствуйте, дети, я – Чудо-пуговка…» (воспитатель произносит эти слова с грустью).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какое у неё настроение? А почему?

Чудо-пуговка. Эта коробочка – мой домик, видите, здесь пусто. Мне скучно жить одной. Я хочу познакомиться и подружиться с другими пуговками. Помогите мне.

Воспитатель. Ребята, поможем Чудо-пуговке найти друзей?

Вы знаете, какими бывают пуговицы?

Что же нам надо сделать, чтобы узнать, какими бывают пуговицы? (Дети отвечают, а воспитатель показывает карточку с символом методов исследования: «Глаз» – рассмотреть, наблюдать, «Рука» – провести эксперимент, «!» – подумать самостоятельно).

Если рассматривать пуговицу, что можно о ней сказать? (Воспитатель показывает карточки-символы сенсорных свойств пуговиц: цвет, форма, величина, строение или способ крепления к ткани. Карточки-символы закрепляются на магнитной доске.) Сначала мы рассмотрим пуговички, чтобы рассказать о них Чудо-пуговке!

Ребята, из чего сделаны эти предметы? (Дети рассматривают картинки и отвечают: из дерева, из железа, из пластмассы.) Предлагаю вам провести эксперименты, чтобы найти Чудо-пуговке деревянных, железных, стеклянных, пластмассовых подружек! (Воспитатель показывает карточку-символ «Рука» и прикрепляет её на магнитную доску).

Поисковый этап.

Стоит два стола, на которых приготовлены материалы для исследований.

Воспитатель. Вот тут на столах есть разные пуговички. Давайте узнаем, какими они бывают, и расскажем Чудо-пуговке! Для исследований пуговиц разбейтесь по парам «Мальчик и девочка», найдите себе пару, а потом вместе рассмотрите пуговицы, сравните их и догадайтесь, чем они похожи или различаются.

Воспитатель раздаёт по набору пуговиц с разными сенсорными свойствами и приглашает пары детей подойти к столам и рассортировать свой набор пуговиц в коробочки:

– по форме (круглые, овальные, квадратные, многоугольные, прямоугольные, шарообразные, цилиндрические);

– по цвету;

– по строению, способу крепления, количеству отверстий в пуговице;

– по величине;

Дети раскладывают свои пуговки в коробочки, в соответствии с цветом, формой, величиной, строением – количество отверстий, наличие петельки, ушка.

Дети подходят к Чудо-пуговке и формулируют свои выводы, когда рассказывают о её новых друзьях.

Рядом с набором пуговиц, которые сортируются по материалу, из которого они сделаны, лежит магнит. Дети высказывают предположения о материале, из которого сделаны пуговицы, проверяют. Если дети не догадаются сами, воспитатель показывает им действие магнита: притягивать железные предметы. С его помощью дети легко находят все железные пуговицы. Среди металлических пуговиц дети находят те пуговицы, которые не притягиваются к магниту, возникает вопрос «Почему? Из чего сделаны эти пуговицы, почему они не притягиваются к магниту?» (Только железные предметы притягиваются к магниту, пуговицы из других металлов, деревянные, пластмассовые пуговицы не прилипают к магниту). Дети делают выводы.

Нашли металлические пуговицы, а какие же тут деревянные? (Рядом стоит сосуд с водой. Дать возможность самостоятельно догадаться, как быстро отделить деревянные пуговицы от пластмассовых и стеклянных пуговиц. Дети делают предположения и могут догадаться, что деревянные предметы плавают, а другие тонут. Значит, вода нужна для эксперимента. После погружения всего набора пуговиц в воду, всплывшие деревянные пуговицы складываются в коробочку). Дети делают выводы.

Воспитатель. Теперь осталось отделить стеклянные пуговицы от пластмассовых. (Дети рассматривают их, отделяют, а потом воспитатель предлагает им постучать пуговка о пуговку. Дети слышать специфический звук от стеклянных пуговиц и приглушённый звук от пластмассовых пуговиц). Дети делают выводы и относят пуговицы Чудо-пуговке.

Практический этап.

Воспитатель.

Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете.

Предлагаю выбрать пуговки, которые наиболее подходят к различным тканям:

– хлопчатобумажная ткань – «Детские пуговицы»;

– ткань для пошива военной формы – «Форменные пуговицы»;

– толстая шерстяная ткань (сукно) – «Пуговицы для верхней одежды»;

– шёлковая ткань – «Пуговицы для лёгкой одежды»;

– однотонная ткань – «Пуговицы-украшения».

Дети делают выводы по ходу подбора пуговиц по цвету, величине, назначению.

Воспитатель. Молодцы! Вы дружно икали друзей Чудо-пуговке, помогали друг другу в экспериментах? Кто хочет рассказать Чудо-пуговке, какими бывают пуговицы? Вам помогут составить рассказ картинки. Теперь мы знаем, какими бывают пуговицы и помогли Чудо-пуговке найти друзей! 

Воспитатель. Пуговицы используют не только для застёгивания одежды, из них делают красивые картины и поделки. (Воспитатель показывает картинку- аппликацию из пуговиц.) Хотите сами сделать картинку из пуговиц? Приглашаю вас в художественную мастерскую «Картины из пуговиц».

Воспитатель. В нашей мастерской есть правила безопасности обращения с мелкими предметами. Как вы думаете, чего нельзя делать с пуговицами, когда играешь с ними?

Запомните:

С мелкими предметами играй,

Но в рот, нос, уши не толкай!

Посмотрите, на листе картона, можно красиво разложить, приклеить разноцветные пуговицы и получится изображение: гусеница, снеговик, цветочек, дерево. Приступайте к работе!

Воспитатель. Замечательно получилось! Каждый попробовал сделать что-то интересное. Расскажите, кто, что сделал. (Идёт анализ работ).

Воспитатель. Чтобы вы не забыли о чудо-пуговицах, хочу сделать вам подарки. (Раздаёт детям кулончики – пуговки).

Анализ НОД

Непосредственно образовательная деятельность построена основе интеграции образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Безопасность”, “Здоровье”, “Коммуникация”, “Труд”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”.

Интегрированное занятие “Чудо-пуговка” проведено в группе детей среднего дошкольного возраста, общеразвивающей направленности.  Считаю, что очень эффективно сочетание речевой, интеллектуально-познавательной и художественно-эстетической видов деятельности, а также игровой и опытно-экспериментальной.

В ходе проведения занятия решаются основные задачи. Мотивационно-ориентировочный этап занятия построен на игровой ситуации, беседе и сюрпризном моменте. Поисковый этап включает в себя наличие проблемы, проведения эксперимента, дидактической и подвижной игр, показа слайдов. Практический этап основан на творческой деятельности детей. Рефлексивно-оценочный этап реализован в игре и сюрпризном моменте.

Психоэмоциональный фон в ходе НОД ровный, благоприятный. Нет ярко выраженных агрессивных состояний у детей. Все с удовольствием включаются в экспериментально-поисковую деятельность, общительны и любознательны.

Предоставленный материал соответствует требованиям программы «Радуга» и возрастному критерию. Практическая ценность занятия в том, что познавательная и творческая деятельность детей активизируется через использование современного технического оборудования; через игровые обучающие и проблемные ситуации. В ходе занятия применяется технология личностно-ориентированного подхода, а продуктивная совместная деятельность организована на основе технологии целостного развития ребёнка, как субъекта детской деятельности.

При составлении конспекта НОД использовалось следующее методическое обеспечение: Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Главные вопросы исследовательской деятельности:

А вы знаете, для чего нужны пуговицы? Как вы думаете, для чего на одежду пришивают пуговицы?

Но ведь было время, когда пуговиц не было. Как же люди обходились без них?

Какими были первые пуговицы?

Каких видов бывают пуговицы?

Из каких материалов делают пуговицы? Из чего делали пуговицы?

Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?

  • подобрали материал о видах пуговиц,
  • систематизировали образцы по типу материала, цвету, размеру, форме.
Вам также может понравиться...
15801