Мубинова Нясимя Мусиновна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №365» г. Нижний Новгород
Дата поступления работы на конкурс: 11.01.2020г.
Конспект НОД для детей подготовительной группы с НОДА компенсирующей направленности «Дед Мороз – Красный нос!» (пластилинография)
Тема: «Дед Мороз – Красный нос!»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательная, игровая, восприятие художественной литературы.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: учить создавать на плоскости в полуобъеме целостное изображение – «Деда мороза», передавая с помощью пластилина внешнее сходство с реальным объектом.
Задачи:
– закрепить умения и навыки работы в технике пластилинографии: раскатывание, придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения отдельных частей;
– развивать познавательный интерес, память, речь, фантазию, мелкую моторику рук;
– обобщить представления о главном герое новогодних праздников, воспитывать чувство толерантности по отношению к другим детям.
Предварительная работа: чтение стихотворения А. Барто «В защиту Деда Мороза», русской народной сказки «Морозко», разучивание стихотворения З. Александровой «Дед Мороз», беседа о традициях новогоднего праздника, разучивание песен о Деде Морозе
Материалы и оборудование:
– плотный картон голубого цвета (синего, фиолетового) размер А-4;
– пластилин, доска для лепки, стека;
– влажная салфетка для рук;
– проектор для показа презентации, экран (или игрушка Деда Мороза).
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Педагог загадывает загадку:
Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками.
Веселится весь народ!
Что за праздник? (Новый год)
Педагог: – Да, в этот волшебный праздник случается много чудес, превращений, приходят сказочные герои и необычные гости. И к нам сегодня придет один необычный гость. Но кто он, вы поможете узнать?
Педагог: – Он прислал волшебный короб, а в нем – что? (педагог открывает) (снежки)
Педагог: – Эти снежки не простые, в них прячутся загадки о предметах, которые и подскажут имя нашего гостя! Картинки с угаданными предметами появятся на проекторной доске.
Подгоняемый кнутом, Все лето стояли,
Мчится в упряжи, потом Зимы ожидали.
Травку щиплет целый день Дождались поры-
Стройный северный… (Олень) Помчались с горы! (Сани).
В нем лежат подарки, Вот волшебник через горы идет,
Конфеты, шоколадки. И на плече свой мешок он несет,
Яркие игрушки, На палку в пути опирается.
Гирлянды и хлопушки. Скажи, как она называется? (Посох)
(Мешок с подарками)
Педагог: – Кому же принадлежат все эти предметы, вы уже догадались? (Деду Морозу.)
(Появляется слайд с Дедом Морозом.)
Дед Мороз:
Я Мороз, Красный нос,
Я игру для вас привез.
Всё ль известно про меня,
Расскажите-ка, друзья!
Дидактическая игра «Про Деда Мороза!»
(Дети стоят в кругу. Если согласны с произнесенной фразой– хлопают в ладоши, если – нет, топают ногами)
Дед Мороз известен всем, верно?
Он приходит ровно в семь, верно?
Дед Мороз старик хороший, верно?
Носит шляпку и калоши, верно?
Скоро Дед Мороз придет, верно?
Он подарки принесет, верно?
Ствол хорош у нашей ёлки, верно?
Был он срублен из двустволки, верно?
Что растет на елке? Шишки, верно?
Помидоры и коврижки, верно?
Вид красив у нашей елки, верно?
Всюду красные иголки, верно?
Дед Мороз боится стужи, верно?
Со Снегурочкой он дружит, верно?
Педагог: – Молодцы, всё знаете про Дедушку Мороза!
2. Основная часть.
Беседа про Деда Мороза.
Педагог: – Ребята, а где живет Дед Мороз? (Ответы детей).
Слайд с изображение усадьбы Деда Мороза.
Педагог: – Живет Дед Мороз в 15 км от города Великий Устюг, в Вологодской области. Его красивая усадьба находится прямо на берегу реки Сухона в сосновом бору. В его деревянном расписном доме целых 13 комнат, где живут его помощники. Они помогают дедушке разбирать почту, подбирать подарки. Ребята, а вы написали письмо Дедушке Морозу? Поторопитесь, ведь скоро Новый год!
Педагог: – А кто главный помощник дедушки? (Снегурочка.)
– В одной из комнат хранятся подарки, которые присылают Деду Морозу с разных уголков страны, в другой – хранятся его костюмы, а в третьей – спальня с волшебной периной (травушка-муравушка, которая помогает ему сохранить здоровье. Ещё есть загадочная «комната желаний». Гостям Деда Мороза, которые зашли в эту комнату желаний, говорят закрыть глаза, и пока звенят колокольчики, надо успеть загадать самое заветное желание. А вот, в какой комнате хранятся подарки для ребят – это секрет Деда Мороза.
Педагог: – А знаете ли вы, как зовут Деда Мороза в других странах? Во Франции – Пер-Ноэль. (Слайд).
– В Швеции деда мороза зовут – Юль Томтен, его помощники: снеговик Дасти, озорные мыши, эльфы, принц с принцессой. (Слайд)
– Монгольский дед Мороз Увлин Увгун одет в мохнатую шапку, лисью шубу и очень похож на пастуха. (Слайд)
– В Италии – Баббо Натале, кроме него есть фея Бефана. К хорошим детям она прилетает через дымоход и приносит подарки, шалунам– уголек. (Слайд) – Финский Дед Мороз – Йоллупукки. «Йоулу» означает Рождество, а «пуки» – козел. Его так прозвали, потому что очень давно финляндский Дед мороз носил козлиную шкуру и развозил подарки на козлике. (Слайд)
– В США, Канаде, Нидерландах деда мороза зовут – Санта Клаус. Он носит красную курточку с белым мехом, красный колпак и шаровары. Путешествует по воздуху на оленях и входит в дом через трубу. (Слайд)
Физкультминутка «Мороз Красный нос».
Ой, Мороз Красный нос,
Мы тебя все знаем.
(Хлопки в ладоши.)
И тебя, Дед Мороз,
Радостно встречаем.
(Руки на поясе, наклоны туловища вперед.)
Ой, Мороз Красный нос,
Песню запеваем.
(Хлопки в ладоши.)
Т тебя в хоровод
К детям приглашаем.
(Приседания.)
Ой, Мороз Красный нос,
Бей сильней в ладоши!
(Хлопки в ладоши.)
А у нас веселей затанцуют ножки!
(Прыжки на месте.)
Я, Мороз Красный нос,
С белой бородою.
(Хлопки в ладоши.)
Ущипну, так до слез,
Не шути со мною.
(Топаем ногами.)
Для чего, почему
(Хлопки в ладоши.)
Должен я сердиться?
(Приседания.)
Я пришел к вам, друзья.
(Прыжки на месте.)
Чтобы веселиться!
(Хлопки в ладоши.)
Практическая часть.
Педагог: Ребята, Дед Мороз попросил нас стать его помощниками и нарисовать открытки с его изображение для ребят из детского дома. Вы согласны? А рисовать мы будем в технике пластилинографии.
(Педагог раздает заготовки (на выбор детей), размер А-4)


Педагог: – Какие цвета пластилина мы возьмем для раскрашивания шубы и шапки. (Красный и белый.)
Показ педагога. Дети приступают к работе, одновременно вспоминая алгоритм действий. Отщипываем маленькие кусочки пластилина, раскатываем в тонкие колбаски, выкладываем по контуру предмета. Затем размазываем пластилин от контура в центр фигуры.
Педагог: – Бороду, усы и волосы тоже закрасим белым пластилином. Борода у Деда Мороза, какая? (Седая). Значит, наложим сверху чуть серого цвета и по контуру выложим тонкими колбасками. Глаза – синие с черными точками, рот красный, нос из серой колбаски. (Показ)
Педагог: – Варежки, и посох можно нарисовать любым ярким цветом (фиолетовым, голубым, синим, валенки – черным. Не забудьте про мешок, он волшебный и может быть любого цвета. (Показ педагога.)
Педагог: – Шубу, шапку, посох и мешок Дедушки Мороза можно украсить голубыми снежинками. Делаем из трех коротких тоненьких колбасок. Чтобы фигура Деда Мороза получилась более выразительной, по контуру выложим тонкие колбаски.
3. Рефлексия.
– Какие замечательные открытки у вас получились! В какой технике мы лепили? (пластилинография)
– Так какой же он, ваш Дедушка Мороз? (Добрый, веселый, хороший, озорной)
– Попрощаемся с гостем и отправим ему наши работы, чтобы поздравить других ребят, а в какой город? (Великий Устюг).
Используемая литература и ЭОР:
- Программа и краткие методические рекомендации. От рождения до школы. (6-7 лет). М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018 ФГОС
- Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М., Мозаика-синтез, 2016
- Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2- 7 лет. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 ФГОС
- Интернет ресурсы