Миронова Светлана Ивановна – Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детство» ЦРР г. Калуги НСП «Улыбка» Калужская область г. Калуга
Дата поступления работы: 26.11.2024г.
Конспект проведения занятия
по развитию речи для детей средней группы.
Тема: Использование мнемотехники при пересказе рассказа Е. Чарушина «Курочка»
Цель:
Формирование умений у детей среднего дошкольного возраста пересказывать рассказ, используя картинно – графический план мнемодорожку.
Задачи:
Образовательная: – Учить передавать содержание рассказа Е. Чарушина «Курочка» с опорой на мнемодорожку.
Развивающая: – Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.
Воспитательная: – Вызвать интерес к животным, воспитывать бережное отношение к животным, воспитывать культуру общения.
Оборудование: предметные картинки с изображением курицы и цыплят, рассказ Е. Чарушина «Курочка», мнемоквадраты для составления мнемотаблицы по рассказу Е. Чарушина «Курочка».
Предварительная работа:
Знакомство с биографией детского писателя Евгения Чарушина;
Д/и «Большие и маленькие»; согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже; обогащать словарь детей: наседка, несушка, хохлатка, золотистый, квохчет.
Ход занятия.
I часть: Организационно-мотивационная часть.
Воспитатель: – Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, послушайте:
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает…
– Про кого эта загадка? (про курочку). Посмотрите, какая курочка пришла к нам в гости! (картинка курочки). Какого цвета у нее перышки? (желтые, пестрые, разноцветные).
– Как курочка разговаривает? (квох – квох – квох или ко-ко-ко)
– А это кто? (цыпленок) – воспитатель вывешивает картинку цыпленка
– Расскажите, какой цыпленок? (маленький, пушистый, похож на комочек). Какого он цвета? (желтый, золотистый). Чем похожи курочка и цыпленок? (есть голова, крылышки, клювики). А чем они отличаются? (курочка большая, а цыпленок маленький).
– Какая курочка? (заботливая, внимательная). Вспомним, как в русских сказках курочку называют? (Курочка – ряба, наседка, пеструшка, хохлатка)
II часть: Основная.
– Сейчас я вам прочитаю рассказ Евгения Чарушина «Курочка»
– Догадались о ком будет рассказ? (о курочке). А чем отличается рассказ от сказки? (тем, что это было на самом деле)
Чтение рассказа.
Вопросы детям:
– Понравился вам рассказ писателя Евгения Чарушина?
– Про кого этот рассказ? (про курочку, цыплят и дождик)
– Где жила курочка с цыплятами? (на дворе)
– Что случилось? (пошел дождик)
– Что сделала курочка? (на землю присела, все перышки растопырила)
– Как курочка звала цыплят? (квох – квох – квох)
– Что сделали цыплята, когда начался дождик? (спрятались под крылышками курицы)
– Расскажите, как спрятались цыплята? (кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)
– А все цыплята спрятались? (два цыпленка не спрятались)
– Что стало с этими цыплятами? (им на голову капали капли дождя)
– Как они себя вели? (стоят, пищат, удивляются, что это им на голову капает?)
– Как писатель относится к своим героям? (по-доброму, ласково, заботливо)
Физкультминутка
– А сейчас я вам ещё раз зачитаю рассказ Е.Чарушина «Курочка» и составлю мнемодорожку к этому рассказу. Мнемодорожка – это ряд картинок, которые вам будут помогать (подсказывать) пересказывать текст рассказа. (воспитатель вывешивает мнемодорожку и начинает читать)
– А теперь попробуйте сами, не забываем про мнемодорожку (дети пересказывают тест рассказа, с помощью мнемодорожки)
Пересказ 2-3 детей.
– Ребята, вы молодцы.
– А давайте сейчас вместе придумаем продолжение рассказа, представим, что дождь закончился (воспитатель зачёркивает красным маркером тучку с дождём), из – за тучки показалось солнце. Что тогда бы делали цыплята, чем бы они могли заняться?
– ответы детей (Выглянуло солнце из – за туч. Цыплята пошли ловить червячков. А потом после прогулки, оправились с мамой курице в курятник)
Воспитатель выставляет продолжение мнемодорожки на доске.
III часть: Заключительная (рефлексия).
– Ребята, про кого мы сегодня читали рассказ? (про курочку и цыплят). А фамилию автора запомнили? (Евгений Чарушин – он написал много рассказов о животных). Чему мы учились на нашем занятии? (пересказывать текст рассказа с помощью мнемодорожки). Правильно! Молодцы!