Харитонова Елена Николаевна – Воспитатель МАДОУ «Детский сад №108» г.о. Самара
Дата поступления работы: 13.12.2022г.
Конспект НОД с детьми старшей группы
Тема: «Достопримечательности Самары»
Цель: формирование интереса и воспитание любви и уважения к родному городу, его достопримечательностями, воспитывать в детях маленьких граждан и патриотов своей малой Родины.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей о родном городе;
- уметь узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города;
Развивающие:
- расширять представления детей о достопримечательностях города Самара;
- развивать любознательность и познавательную активность в различных видах деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему родному городу;
Оборудование: иллюстрации, фотографии достопримечательностей города, видеопроектор, ноутбук.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о родном городе;
- беседа с каждым ребёнком о улице на которой он живёт;
- чтение книг о Самаре;
- рисование «Моя Самара».
Работа с родителями:
- сбор открыток и фотографий о Самаре;
- экскурсия по городу родителей с детьми с целью знакомства сдостопримечательностями города;
- составление рассказов с детьми о любимом уголке города
Логика образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе. Как он называется?
Дети: Самара.
Воспитатель: правильно, у нашего города красивое старинное название Самара. Мы с вами, его жители, называемся самарчане. Наш город стоит на прекрасной русской реке Волге. (слайд)
Самара, рожденная в сердце России, –
Народов Поволжья большая семья,
В веках свое гордое имя носила
Любимая наша, Самарская наша,
Во веки священная наша земля!
Вот какими красивыми словами поэт описал наш родной город! Ребята, попробуйте и вы рассказать, за что вы любите нашу Самару.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Дети, я сегодня хочу рассказать вам историю нашего города.
«Давным-давно правил на Руси царь Иван Грозный. Задумал он в Поволжье строить крепости, которые служили бы защитой от турецко-татарских набегов. Но сделать этого не успел. Исполнить его волю пришлось сыну – царю Федору. И в 1586 году в числе первых крепостей недалеко от слияния двух рек, Волги и Самары, была построена крепость, которую и назвали по названию реки – Самара. В 1888 году крепость стала называться городом. В старой Самаре было много особняков, церквей, красивых зданий. Многие из них сохранились до наших времен. Вы можете увидеть старинные дома в центре современной Самары. Было время, когда наш город переименовали, и много лет он назывался Куйбышев. Но горожане решили вернуть городу старинное красивое название. Так город вновь стал называться Самарой. Сегодня наша Самара – это очень большой современный город, в котором живут больше миллиона человек». (слайд)
Воспитатель: Ребята, а что такое достопримечательности?
Дети: Достопримечательности – это знаменитые места, заслуживающее особого внимания.
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня мы все вместе отправимся в путешествие по городу Самара, переместимся по его улицам, познакомимся с городом поближе. Готовы?
Дети: Готовы.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь на машине-телепортации, а чтобы нам с вами было интересно у меня заготовлен маршрут путешествия. И начнем мы наше путешествие с достопримечательностей нашего города Самара. Занимаем свои места и в путь. И вот наша первая остановка: Наш город стоит на какой реке?
Дети: на реке Волга.
Воспитатель: Правильно, наш город находится на прекрасной русской реке – Волга. И в нашем городе очень красивая набережная, она является гордостью нашего города и самая протяжённая на Волге. (слайд)
Воспитатель: А какие памятники есть на нашей набережной?
Дети: «Бурлаки на Волге», памятник князю Засекину-основателю города, «Ладья».
Воспитатель: Молодцы, памятник «Бурлаки на Волге» был открыт в честь 170-летия со дня рождения художника Ильи Репина, который жил и работал в Самаре. Ребята, а бурлаки кто это? (слайд)
Дети: Бурлаки – это рабочие, которые с помощью верёвки тянули суда против течения.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: на набережной мы с вами погуляли и отправляемся дальше. Следующая остановка будет одно очень замечательное место, в котором, наверное, каждый из вас уже побывал. Вы узнаете, что это за место, если отгадаете загадку:
«Здесь жонглёры выступают,
Книжки кошечки читают.
Клоун всех вас рассмешит,
По арене тигр бежит»
Дети: цирк.
Воспитатель: молодцы, это цирк. Кто хочет рассказать про цирк? Кто выступает в цирке? Вам нравится ходить в цирк? (слайд)
Дети: в цирке показывают цирковые представления. Там выступают акробаты, фокусники, клоуны, дрессированные животные. Очень нравится.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы много рассказали о нашем самарском цирке. А ещё наш цирк носит имя известного клоуна О. Попова. И на этой остановке я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте выйдем из нашей машины и немного разомнёмся.
Физминутка.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке, скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим, до лужайки добежим
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.
Воспитатель: Ну вот мы с вами отдохнули, и снова готовы в путь, занимайте свои места и следующая остановка «Площадь Куйбышева». (слайд)
Воспитатель: Ребята, кто знает, чем знаменита площадь? Какие мероприятия проходят на площади?
Дети: Парады, праздничные гулянья, новогодняя ёлка.
Воспитатель: Совершенно верно, молодцы.
Воспитатель: Ребята, площадь Куйбышева – это самая главная площадь нашего города. Площадь Куйбышева является самой большой площадью в Европе. Да, на площади проходят парады, ярмарки, концерты. Главная достопримечательность площади – это Самарский академический театр оперы и балета.
Воспитатель: А мы с вами перемещаемся дальше на нашей машине. И следующая остановка «Площадь Славы». (слайд)
Воспитатель: Кто знает, что находится на этой площади? Были ли вы на этой площади? Что видели и что вам запомнилось?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Площадь Славы – это главная административная площадь города, здесь находится здание администрации Самарской области. В центре площади возвышается Монумент Славы. На 40-метровом пьедестале-13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья. Памятник создан в честь рабочих авиационной промышленности, совершивших свой трудовой подвиг во время войны.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами пройдём немного вперёд к следующей достопримечательности площади «Вечный огонь». Как вы думаете кому поставлен этот памятник? (слайд).
Дети: В память о погибших в войне.
Воспитатель: да, перед барельефом Родины – матери горит Вечный огонь, который посвящён героизму наших земляков, не вернувшихся с войны.
Дети: Здесь возлагают цветы в День Победы и поздравляют ветеранов.
Воспитатель: А мы с вами следуем далее нашему маршруту. И следующая остановка «Железнодорожный вокзал». (слайд)
Ребята, а кто отправлялся в путешествие с этого вокзала?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Железнодорожный вокзал Самары – самый высокий вокзал Поволжья. Он был построен в 2001 году и его высота более 100 метров. Он сделан из синего стекла и его контуры похожи на контуры ракеты. Так же в здании вокзала есть Железнодорожный музей и смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на наш город. Посмотрите, ребята, сколько путей подходит к этому вокзалу. По этим путям прибывают и убывают поезда. Ежесуточно вокзал принимает большое количество пассажиров из разных уголков России.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по городу. Сегодня мы увидели, как красив наш город, как много в нём интересного.
Вопросы к детям: что вам понравилось? Что запомнилось больше всего?
Дети: ответы.
Воспитатель: Ребята, сегодня на машине-телепортации мы посетили только очень маленькую часть достопримечательностей нашего города. В Самаре ещё очень много памятных мест, дорогих всем людям. В следующий раз мы обязательно их посетим. А сегодня наше путешествие завершено. Вы были молодцы!
Ребёнок: Самара-наш город родной и прекрасный!
Самара- наш светлый, безоблачный край!
Мы любим его и отнюдь не напрасно
Живём и находим в нём собственный рай!
Самара, ты в сердце огонь разжигаешь!
Отчизне своей мы готовы служить.
Ты пламенем жизни вовеки сияешь,
И Родину нашу нельзя не любить!
Литература:
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999.
2. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
3. Интернет ресурсы