КОНСПЕКТ НОД «ДЕРЕВЬЯ РОДНОГО КРАЯ»

Корнеева Любовь Александровна – Воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 34, с. Починки, Егорьевский район, Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 19.12.2016г.

Конспект занятия по экологическому воспитанию

«Деревья родного края»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».  «Социально – коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цель: раскрывать познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей, конкретизировать представление о лесах: лиственный, хвойный, смешанный; способствовать пониманию ценности и уникальности всего живого, побуждать детей к природоохранной деятельности.  закрепить правила поведения в природе, формировать бережное отношение к природе, обогащать словарь детей, активно использовать слова, отражающие экологическую культуру.

Словарь: хвойные, лиственные.

Материал: иллюстрации с изображением лиственных и хвойных деревьев, пластилин, «Дерево желаний», фишки зелёного и красного цвета.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на территории детского сада и иллюстрациях, экологические беседы, проведение дидактических игр, оформление экологических альбомов и папки – раскладушки «Береги живое», чтение литературы о природе, разучивание стихотворений, рассматривание Красной книги.

Ход занятия.

1.Беседа. Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? А какие времена года вы знаете ещё?  Правильно!                                          

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в сказочное лесное царство, в котором началась осень.

Посмотрите: у нас с вами есть волшебное дупло, через которое мы туда и попадём, но для того, чтобы мы там оказались и могли идти дальше, нам нужно повторить правила поведения в природе.

Дети:

*Нельзя разжигать костры.

*Нельзя трогать птичьи гнёзда.

*Не разрушать муравейники. Муравьи – санитары леса.

*Нельзя шуметь в лесу.

*Нельзя оставлять мусор в лесу. Лес – дом для животных, в нём должно быть чисто.

Молодцы! Я уверена, что вы не нарушите лесной тишины и никого там не обидите. Прошу вас, следуйте за мной.

Дети проходят через «дупло» (обруч) и садятся на стулья.

Вот мы с вами и оказались в лесном царстве.

Ах, какой чудесный лес, полон сказок и чудес!

Вот берёзы, а вот ёлки, хвоей пахнут их иголки.

Поглядите эдак, так и вдохните аромат!

Дети, что это вокруг нас? (лес)

А что такое лес?  (лес – это место, где растёт много разных деревьев, живут различные животные, растут грибы и ягоды.) Правильно!

Теперь садитесь на стулья. (Дети садятся)

А сейчас отгадайте загадки:

1.Разбежались по лужайке беззаботной лёгкой стайкой,

Словно девочки-подростки, белоствольные… (берёзки)

1 ребёнок: (находит на иллюстрации берёзу и рассказывает)    

Берёза – символ России. У неё стройный ствол, тонкие ветки, нарядные серёжки, которые появляются весной раньше листьев. Берёза не боится ни порывистого ветра, ни весенних заморозков, ни трескучих морозов.

Воспитатель:

2.Богатырского сложенья – он раскидист и высок,

Желуди на нём растут, как его зовут?   (дуб)

2 ребёнок: (находит на иллюстрации дуб и рассказывает)              

Дуб – самое могучее дерево в наших лесах. Это дерево считается символом силы и здоровья. А про людей сильных и здоровых говорят: могуч, как дуб. Дубы растут очень медленно, а живут очень долго.

Воспитатель:

3.Стройная, прекрасная, на ней ягоды красные:

Осенью – горька, зимой – сладка.    (рябина)

3 ребёнок: (находит на иллюстрации рябину и рассказывает)   

Рябина – очень красивое дерево. В мае она вся покрыта белыми цветами, а осенью стоит, украшенная ожерельями из красных ягод.

Воспитатель: А теперь ещё отгадайте загадки:

4.Её всегда в лесу найдёшь, пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (ель) – (находят на иллюстрации)

5.Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (осина) – (находят на иллюстрации)

А теперь давайте вспомним названия деревьев, которые ещё растут в лесу?

Дети называют деревья по картинкам: клён, сосна, липа

2.Беседа

Как называется лес, где растут деревья с листьями, такие, как липа, берёза?  (лиственный)

Как называется лес, где растут деревья с иголками вместо листьев?

(хвойный)

Если же все деревья растут по соседству, то как называется этот лес? (смешанный)                             

Физкультминутка.

Липы (пальцы левой руки сжать в кулак)

Клёны (пальцы правой руки сжать в кулак))

И дубы (руки соединить)

У нас в лесу росли. (руки поднять вверх, ладони распрямить, покачивать туловищем из стороны в сторону.)

Но однажды мы пришли (ходьба на месте)

Посмотрели, (наклон вперёд, ладонь поднять к бровям, изображая козырёк)

Оглянулись, (оглянуться влево, вправо.)

Улыбнулись, (улыбнуться)

И ушли. (ходьба на месте)

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Воспитатель показывает картинки с изображением сосны, ели, берёзы.

Дети определяют, что лишнее. Лишняя берёза, потому что она – лиственное дерево.

Липа, берёза, осина, ель. Лишняя ель, так как она – хвойное дерево.

Беседа:

Дети, как вы думаете деревья живые? (Да, живые. Они растут, питаются, размножаются, дышат)

Как деревья дышат? (листьями)

Да, правильно! Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выделяют заводы, машины. А отдаёт кислород – чистый воздух, нужный всем живым существам.

Дети, почему говорят, что лес – это наше богатство.

*Лес – это дом для зверей, птиц, насекомых.

*Из древесины изготавливают мебель, бумагу, строят дома.

*Берёзовыми вениками люди парятся в бане.

*Ягодами рябины кормятся птицы.

*С липы пчёлы берут сладкий липовый мёд.

*Лес дарит людям вкусные грибы и сладкие ягоды.

Дети, как же нужно относиться к лесу? Правильно, бережно!

А вот совсем недавно я заметила, что есть люди, которые возвращаются из леса с охапками увядших цветов.

Можно ли так поступать? Конечно, нет! Многие растения становится редкими потому, что люди их не берегут.

Кто из вас слышал про Красную книгу? Что это за книга?

В этой книге содержатся растения, животные, насекомые и птицы, которые находятся под особой охраной.

Дидактическая игра «Можно – нельзя» (дети поднимают фишки: зелёную в знак одобрения, красную – осуждая его)

Можно (нельзя): ломать ветки, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять птичьи гнёзда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор)

Кто из вас знает пословицы о лесе?

*1.Растение – земли украшение.

*2.Рощи и леса – всему свету краса.

*3.Лес не школа, а всех учит.

*4.Лес и вода – брат и сестра.

*5.Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Игра «Дерево желаний»

Дети, в лесном сказочном царстве выросло волшебное дерево – дерево желаний.

Сейчас мы подойдём с вами к сказочному дереву желаний. Каждый из вас возьмёт кусочек зелёного пластилина, придаст ему форму листочка, примажет к дереву и скажет своё пожелание лесу, деревьям.

Пожелания детей лесу.

Итог занятия.

Воспитатель:

Что нового вы сегодня узнали о лесе? Что вам особенно понравилось? О чём вы сегодня расскажите своим родителям?

Молодцы! Много интересного вы рассказали сегодня о лесе. И я уверена, что вы будете беречь лес и его обитателей. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Литература: журналы «Воспитатель ДОУ» №5/2010г., «Ребёнок в д/с» №5/2007г., «Дошкольное воспитание» №1/2010г., Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М «Мозаика-Синтез» 2011 год, Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М «Просвещение» 2002год, «Эколог в детском саду» «Мозаика-Синтез» 2004год

Вам также может понравиться...
15801