Соловьева Надежда Ивановна – Воспитатель Кубринский детский сад с. Кубринск, Переславский район, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 19.12.2019г.
«Экскурсия в зимний парк»
(1младшая группа)
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания детей о зиме.
Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.
Обратить внимание детей на первые признаки зимы.
Обратить внимание детей на свойство снега в морозную погоду.
Развивающая:
Развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.
Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.
Методические приемы: беседа, загадка, художественное слово, рассматривание и сравнение березы с елкой, стихи, хоровод, игра в «Снежки».
Словарная работа: активизация и обогащение словаря: сильный мороз, снег скрипит, снег падает хлопьями, ветряная и безветренная погода.
Предварительная работа: рассматривание картины «Зимний лес», беседы о зиме.
Ход занятия:
В: Ребята, какое время года?
Д: Зима.
В: Правильно. Зима. А зимой на улице холодно или тепло?
Д: Холодно.
В: Люди как начинают одеваться?
Д: Тепло.
В: Да, правильно. Ребята, видите выпал снег, стало красиво, нарядно. Скажите, где лежит снег?
Д: На земле, дорожках, скамейках, на ветвях деревьях.
В: Правильно, ребята. Дети, посмотрите, снег белый, пушистый. Как он падает на землю хлопьями, быстро покрывая окружающие предметы и ваши шубки.
В: Сегодня сильный мороз. Солнце светит ярко, а греет мало, ветра нет. Дети, во время ветра снег кружится, а в безветренную теплую погоду медленно падает.
В: Дети, давайте постоим тихо, послушаем как падает снег.
Воспитатель предлагает детям стоять тихо, прохаживается по снегу и обращается к детям.
В: Ребята, когда мы ходим, снег что делает?
Д: Скрипит.
В: А снег когда скрипит?
Д: Когда мороз.
В: Правильно, ребята. Снег скрипит, потому что в мороз снег сухой.
(Подкрепляя свои слова, воспитатель предлагает детям играть в снежки. Дети берут снег, сжимают его, но снег рассыпается, снежка не получается. Объясняет, почему снег рассыпается)
В: Ребята, сегодня сильный мороз, снег сухой. Из него нельзя ничего слепить.
В: Если завтра будет солнечный день, хорошая теплая погода, поиграем в снежки. В солнечный день снег блестит на солнце. В теплую погоду снег липкий. В морозную рассыпается.
В: Дети, а что случилось с лужами?
Д: Лужи замерзли.
В: Правильно, лужи замерзли, покрылись тонким льдом. Дети, давайте попробуем раздавить лед на небольших лужицах ногами.
(Дети ломают лед)
В: Посмотрите, он тонкий и ломается под ногами, послушайте как он хрустит.
(Воспитатель предлагает одному ребенку рассказать стих о зиме.После чего, рассмотрев снег, подходит с детьми к деревьям).
В: Ребята посмотрите какие теперь деревья?
Д: Белые, в снегу.
В: А какие были раньше?
Д: Голые, без листьев.
В: А где же наша береза?
(Дети находят и показывают)
В: Ребята, у березы ствол белый, веточки тонкие. Посмотрите, веточки у березы остались совсем без листьев. Давайте поиграем, березку нашу теплой песенкой согреем.
(дети поют песню, водят хоровод вокруг березки)
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла.
В: Молодцы, ребята. Нашей березке стало тепло. А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадываете. Загадка: «Зимой и летом одним цветом».
Д: Елка.
В: Правильно, это елка. А здесь есть елка?
(ответ детей и подходят к елке)
В: Дети, скажите, а на елке листочки растут?
Д: Нет.
В: Правильно. А что растет на елке?
В: Зеленные иголки и шишки.
В: Правильно, ребята. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зеленными иголками. Посмотрите, иголки зимой в серебре, на шишках ледышки стучат. Дети, а какого цвета елка?
В: Зеленого.
В: А на какую фигуру похожа елка?
Д: На треугольник.
В: Правильно, ребята. А кто хочет рассказать стихотворение про елку?
(дети рассказывают стихотворения)
В: Молодцы, ребята. Вы сегодня все были активны, отвечали на вопросы, рассказали стихотворение, пели хоровод. А теперь нам пора поиграть.
Игра «К названному дереву беги»
Воспитатель называет дерево, а дети внимательно слушают и по сигналу «один-два-три» перебегают к названному дереву.
Игра «Снежинки»
Дети слушают стихотворение А. Барто «Снег» и показывают движениями, как снег летит и кружится.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
В: Пришла пора возвращаться в детский сад. Мы послушаем с вами тишину зимнего парка, полюбуемся его красотой и попрощаемся с ним.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
(Дети с воспитателем возвращаются в детский сад)
По возвращении с экскурсии, дети рассказывают о том, что видели в зимнем парке, делают свои выводы и обобщения.