Федотова Марина Анатольевна – Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №66» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 03.12.2016г.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме:
«Форма: круг, квадрат, треугольник» (старшая возрастная группа)
Возрастная группа: старшая.
Тема НОД: «Форма: круг, квадрат, треугольник».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: создать условия для выделения общего признака предметов: цвета, формы.
Задачи:
– формировать представления о форме, цвете; размере, умение разбивать множество на классы по цвету и форме; пересчитывать и записывать полученные числа;
– ориентироваться на плоскости относительно себя; формировать понятие о пространственных отношениях: слева, справа, верхний правый угол, нижний левый угол, центр (середина);
– развивать внимание, память, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, умение работать по плану, предложенному педагогом, планировать свои действия, делать выводы;
– воспитывать умения помогать друг другу при выполнении заданий, желание прийти на помощь.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.
Форма реализации детских видов деятельности: дидактические игры, решение проблемной ситуации,
Оборудование: геометрические фигуры разного цвета, формы и размера; четыре большие коробки (три из них для классификации по цвету: на одной красная клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая и одна коробка с изображением круга); счетные палочки; цветные карандаши, коврограф, переносная доска, пособие «Моя математика»; рисунок с изображением «коврика», коробочки с разными по цвету и форме геометрическими фигурами (на каждую группу детей).
Предварительная работа: дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Два мешочка», «На что похоже», «Что лишнее?», «Найди похожее!», «Составь узор».
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
I. Вводная часть | ||
1. Дидактическая игра, подводящая к открытию и формированию нового: «Наведем порядок на столе» (игра по знакомым правилам).У воспитателя три коробки: на одной красная клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая. – Давайте поиграем. Я – хозяйка дома, а вы мои помощники. Представьте, что мы с вами вернулись домой, а дома беспорядок.- Посмотрите, что у вас лежит на столах?- Они сейчас разбросаны в беспорядке. Давайте наведем порядок: разложим фигуры в нужные коробки. Рассмотрите свои фигуры и подойдите к нужной коробке, но не кладите фигуры в коробку сразу. 2. Затруднение в игровой ситуации. 3. Открытие нового. Формирование темы и основной цели НОД.- Какие фигуры мы не можем положить ни в одну коробочку? – Почему?- Какое слово все время повторялось?- Что это значит? – Какой же у них общий признак?- Какую коробку нам надо заготовить для этих предметов? – Так что же мы сегодня будем делать? | На столах разложеныгеометрические фигуры красного, синего и желтого цвета. Среди них 3 круга разного цвета (зеленый, фиолетовый и оранжевый). – Разные фигуры. Дети собираются в три команды, каждый ребенок показывает свою геометрическую фигуру и объясняет, почему он решил, что относится к этой команде.– У меня зеленый треугольник, положу его в коробку с зеленойкляксой. Все остальные слушают, и. если объяснение дано верно, фигура кладется в коробку. Но у трех ребят фигуры другого цвета, и они не попадают ни в одну команду. – Маленький зеленый круг.- Большой оранжевый круг- Фиолетовый круг.- Круги другого цвета.- Круг.- У всех этих фигур одинаковая форма. – Форма.- Коробку, в которую можно складывать круги.- Собирать предметы одинаковой формы. | |
II. Основная часть | ||
1. Игра по новым правилам.Ставит перед детьми коробку, на которой изображен круг.– Положите в эту коробку все круги. – Присаживайтесь удобнее. Открываем книжку на закладке.- Расскажите, что вы видите на рисунке?- Придумайте к рисунку вопросы со словом «сколько». – Называйте, отсчитывайте и зачеркивайте по одному кругу, выкладывайте счетные палочки, ставьте точки на числовой карточке рядом с изображением круга.- Сосчитайте число треугольников самостоятельно.- Расскажите, что у вас получилось? – Сосчитайте число квадратов самостоятельно.- Расскажите, что у вас получилось? – Поднимите правую руку, положите ее на правую страницу. Рассмотрите рисунки на этой странице. На верхнем рисунке надо обвести фигуры одинаковой формы линией одного цвета, а фигуры другой формы – линиями другого цвета. Показывает образец работы на переносной доске, на которой изображения фигур, аналогичные тем, что даны в пособии: обводит какую-либо группу фигур сплошной линией.– Сейчас мы будем работать в парах. Внимательно слушаем задание, советуемся и помогаем друг другу.- Возьмите карандаш красного цвета. Обведите только круги.- Сосчитайте число кругов, поставьте столько же точек на числовой карточке рядом с изображением круга.- Расскажите, как вы будете отсчитывать круги? – Считайте.- Какое число получилось?- У кого получилось другое число? – Обведите каждую группу фигур линиями другого цвета самостоятельно.- Сколько получилось разных групп?- Посмотрите на нижний рисунок. Как можно собрать эти фигуры в группы, по-другому?- Обведите фигуры одинакового цвета линией одного цвета, а фигуры другого цвета – линиями другого цвета.Показывает детям образец работы на переносной доске: обводит какую-либо группу фигур сплошной замкнутой линией. – Сколько получилось разных групп? – Мы навели порядок в комнате. Разложили предметы по коробкам. Теперь давайте постелим в этой комнате такие же коврики, как на рисунке, чтобы стало уютнее и красивее.- Расскажите про этот коврик: какие фигуры его украшают? Как они расположены? – Будем работать в группах, помогая друг другу.Педагог распределяет детей по группам: у коврографа, на ковре, у переносной доски, где в коробках лежат разные по цвету и форме геометрические фигуры.– Найдите нужные геометрические фигуры и сделайте такой же коврик, как на рисунке. – Молодцы! Посмотрите, как мы украсили группу! | В коробку кладутся в первую очередь карточки тех детей, которые не могли участвовать в общей игре, а затем дети перекладывают из других коробок круги красного, желтого и синего цвета. -Геометрические фигуры.- Сколько здесь треугольников?- Сколько на картинке квадратов?- Сколько на столике кругов? – Всего два треугольника, записал это число точками на числовой карточке. – Записал число три. Столько же точек, сколько квадратов. – Найду первый круг, зачеркну его, положу одну счетную палочку, нарисую одну точку на числовой карточке. Буду считать круги до тех пор, пока не зачеркну их все. По просьбе педагога кто-то один из пары отвечает на поставленный вопрос, а второй его внимательно слушает; если педагог посчитает нужным, он предлагает второму ребенку в паре уточнить ответ. Дети обводят цветными карандашами фигуры одинаковой формы.Ответы детей.– По цвету. Дети обводят фигуры одинакового цвета.Ответы детей. Ответы детей (справа, слева, в центре, в верхнем правом углу, в нижнем левом и т.д.) Дети советуются друг с другом, сравнивают свою работу с работами других детей. Если найдена ошибка, то дети называют их. | |
III.Заключительная часть | ||
– Что мы сегодня делали?- Что нового узнали?- Что получилось?- Что понравилось больше всего? | Ответы детей. |