Табаргина Любовь Илосовна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 15.04.2022г.
«История бумаги»
Конспект занятия по Развитию речи в подготовительной группе
Тема: «История бумаги»
Цель: Сформировать представление о том на чем писали люди в прошлом. Дать представление о производстве бумаги. Развивать познавательно- исследовательский интерес. Активировать речь детей, развивать память, мышление, внимание, интерес. Слова: папирус, Цера, пергамент, пресс.
Виды и приемы: игровая
Коммуникативная
Познавательная
Материал: Иллюстрации, салфетки. Клей ПВА, крахмал, емкости для воды, одноразовые ложки.
Этап обр-ой деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого- педагогические условия\задачи |
Вводная часть Основная часть | ИллюстрацииБереста,Папирус, Физминутка «улыбнитесь» Экспер-е «Изготовле-ние бумаги» Игра «Бывает не бывает» . | Ребята, как вы думаете, на чем писали древние люди, когда не было бумаги?Сначала писали на сырых глиняных табличках сушили на солнце, чтобы закрепить текст. Но они были тяжелыми и хрупкими, а их изготовление занимало много времени. Затем люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском.Слой воска позволял стирать старый и писать новый текст. Эти дощечки называли Церами. Как вы думаете удобно было писать на воске? Почему?Египтяне использовали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Это было хорошим материалом для письма.Потом был придуман пергамент, его изготавливали из кожи животных. Писали красками из растений. В отличии от папируса пергамент был прочнее, эластичнее, долговечнее, на нем было легче писать. А вот наши предки. Жившие на Руси, наносили свои тексты на бересту (наружный слой березовой коры). Их древние письма называют берестяными грамотами.Бумагу, которой мы пользуемся сейчас изобрели в Китае. Ее изготавливали из внутренней части коры дерева.Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги.В наши дни бумагу делают из измельченной древесины. Срубленные деревья, распиленные на бревна, везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки- дробят на машине (дробилке). Крошку, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Заливают в специальные бумагоизготавливающие станки. С помощью пресса ее выравнивают и просушивают.Быстро встаньте улыбнитесь, выше, выше потянитесь.Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, руками коленей коснулись. Сели. Встали, сели-встали. И на месте побежали.Давайте ребята попробуем сами изготовить бумагу своими руками1 салфетки рвем на мелкие кусочки (2-3 шт.)2. заливаем теплой водой3. добавляем чайную ложку клея ПВА и столовую ложку крахмала (для эластичности)4. перемешиваем до однородной массы5. выкладываем тонким ровным слоем на сетку6. примачиваем полотенцем, пока он не станет почти сухой7.Оставляем лист под прессом, для окончательной сушки.Я называю предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал) | Ответы детей Ответы детей Выполня-ют упражне-ния Проходят за стол | Условия для познавательного интереса Условия для формирования представления о том, на чем писали люди в прошлом Условия для развития знания о производстве бумаги в наши дни Условия для развития познавательно- исследовательского интереса. |
Заключитель-ная часть | Ребята вам понравилось занятие? Какие новые слова вы узнали? Что называли Церами? Из чего изготавливали пергамент? Что такое папирусный слиток? |