Кадникова Наталья Владимировна – Воспитатель МБДОУ «ЦРР №55 «Истоки» г. Рубцовск, Алтайский край
Дата поступления работы на конкурс: 21.10.2018г.
Конспект итоговой беседы
«Как все живое приготовилось зиму зимовать»
в подготовительной группе
Цель: Способствовать развитию познавательной активности у детей, устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе.
Интеграция ОО: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое.
Задачи:
образовательные
Закрепить знания детей о том, как живая природа приспособилась к зиме,
учить объединять предметы по определенным признакам.
развивающие
Развивать связную речь детей (использовать в речи простые, сложные предложения, развивать объяснительную речь)
воспитательные
Формировать основы экологической культуры
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации, картинок с изображением зимующих птиц, насекомых, животных, картинок с изображением деревьев, семян. Повторение месяцев.
Оборудование: игрушка Незнайка, портфель, 4 магнитных доски, картинки с изображением зверей, птиц, насекомых, зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением деревьев, семена рябины, клена, дуба, ели и др. в коробочках, трафареты с изображением животных
Словарная работа: очи, уведание, багрец, словно терем.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Ход занятия
В: Ребята, сегодня с нами будет заниматься Незнайка, он даже портфель с собой принес.
– Какое время года сейчас? Да, уже середина осени.
– А название осенних месяцев вы можете назвать?
– А сейчас какой месяц?
– Послушайте стихотворение А.С. Пушкина про осень.
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А вслед за осенью приходит зима. Вот мы сейчас с вами и поговорим о том, как готовятся люди и природа к приходу зимы.
Да, люди вырастили урожай овощей и фруктов. А зачем люди урожай вырастили? Да, чтобы есть. А зачем человеку нужно питаться? Да, потому что он живой, без еды погибнет. А кто еще живой, помимо человека?
Да, животные и растения.
1. Дидактическая игра на классификацию рыб, насекомых, птиц, зверей и деревьев.
Незнайка нам в своем портфеле принес картинки. Давайте их расставим на магнитных досках в следующем порядке. На 1-ю доску мы разместим картинки с изображением рыб, на 2-ю – с изображением насекомых, на 3-ю – с изображением птиц, на 4-ю – с изображением зверей, на 5-ю – с изображением деревьев.
Дети выполняют.
Ребята, но у Незнайки еще остались картинки, почему вы им не нашли место? (Они неживые)
А по каким признакам вы нашли все живое, расскажите Незнайке.
(Все живое растет, питается, дышит, движется, размножается)
Как же все это живое приготовилось зиму встречать, давайте поговорим об этом.
Как приготовились деревья к встрече зимы? (сбросили листья, перестали расти, вырастили семена и плоды).
А почему деревья перестали расти, чего им не хватает для роста?
(Света, тепла, питания)
Ну, а зачем листья деревья сбросили, такая красота была, деревья стояли «словно терем» расписные.
(Испарилось бы много воды, и деревья погибли. Снег выпадет, задержится на ветках, ветки сломаются)
Все ли деревья сбрасывают листья?
(Хвойные деревья всегда зеленые, хвою меняют медленно).
Вот вы говорите, что деревья вырастили семена и плоды, а зачем они нужны?
(Чтобы выросли новые деревья, так они размножаются. Семена и плоды деревьев являются кормом животных и птиц)
2. Дидактическая игра «Детки на ветке».
Вот тут у меня семена. Сможете определить, какие деревья из них вырастут? Для кого они являются кормом.
(Дети расставляют тарелочки с семенами к картинкам соответствующих деревьев, рассказывают, для кого они являются кормом)
А как к холоду приготовились рыбы?
(Ушли глубоко на дно, зарылись в ил, песок)
Ответы детей. Незнайка показывает картинку с изображением акулы. Рассуждения детей.
А для птиц что страшнее зимой холод или голод? Чем страшнее голод?
Каким птицам зимой есть нечего? Как они приспособились к зиме?
(Улетели на юг)
Все ли птицы улетели?
(Остались зимующие)
3. Игра на классификацию птиц – зимующие и перелетные.
На доске справа расставьте картинки с изображением зимующих птиц, а слева- перелетных.
Как же зимующие птицы проведут зиму, может они остались зря?
(Ответы и рассуждения детей)
4. Физкультминутка.
Раз – присядка. Два – прыжок,
Это заячья зарядка
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрыв рот ладошкой)
Ну, и хвостиком вильнуть (движения бедрами в сторону)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища)
А кому зарядки мало
Начинаем все сначала. (развести руки в стороны ладонями вверх_
А звери как приспособились к зиме, наверное, в теплые страны ушли?
(Медведь, еж легли спать, белки, суслики, мыши сделали запасы, зайцы, лоси питаются ветками, корой деревьев и т.д.)
Почему же звери по-разному приспособились к зиме?
(У них разная пища)
5. Решение проблем.
Незнайка: Ребята, я так много нового узнал сегодня. Но мне не понятно, зачем нужна нам природа, может без нее обойдемся? Вот, деревья, может, они не нужны?
(Деревья вырабатывают кислород, они красивые, плоды и семена многих деревьев являются пищей для человека и животных)
Тогда нам насекомые не нужны, от их укусов не только люди, но и животные страдают.
(Дети доказывают, что насекомые являются кормом для птиц, лягушек, опыляют цветы и т.д.)
Хорошо пусть живут и деревья, и насекомые, и птицы, и рыб. Только вот волки не нужны, они страшные, да и других зверей поедают.
(Волк питается слабыми животными, поедает падаль и является санитаром леса)
Вы меня убедили, природа нам нужна. Все в природе взаимосвязано, каждый живет, завися от других, и в то же время дает возможность жить другим.
Воспитатель: Дети, мы с вами должны любить и беречь природу. Закончить занятие мне хочется словами писателя М. Пришвина:
«Для рыбы нужна чистая вода, будем охранять водоемы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит, охранять Родину»
Незнайка достает из портфеля трафареты для рисования с изображением зверей и дарит их детям.