Кошман Марина Геннадьевна – Воспитатель МАДОУ «Солнечный круг» Свердловская область город Нижний Тагил
Дата поступления работы: 10.10.2024г.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению
образовательной области «Коммуникация»
Группа: Средняя (4 – 5лет)
Тема: «В гости к леснику»
Цель:
Задачи:
Обучающие: Учить различать на слух слова с определенным звуком.
Развивающие: Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. Развивать фонематическое восприятие, словарь детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: Заучивание слов при встрече с лесным зверем, повторение слов физминутки, рассматривание картинок диких животных.
Материалы и пособия: Письмо лесника, воздушный шарик, игрушки – пчёлка, белочка, зайчик, ёжик, кукла Лесник, шапочки – маски животных.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка | “Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся. И друг другу улыбнёмся” | Приветствие, участие в игре. | Психогимнастика. | Психологическая готовность |
Вводно-организационный 1 мин | Организация направленного внимания | Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! | Ответы на вопросы. | Сюрпризный момент. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Мотивационно-побудительный, 1 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем! Здравствуйте девочки и мальчики! Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами! Лесник. | Осознают и принимают поставленную задачу | Беседа. | Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуализация, 2 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | – Оказывается, лесник приглашает, вас к себе в гости. – А вы знаете кто такой лесник? Где он живёт? Как называется его домик? (сторожка) (Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы). – Вы согласны пойти в гости? – А кто же покажет нам туда дорогу? | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное, задают и отвечают на вопросы | Беседа. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 7 мин | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д. | Смотрите, пчелка. Давайте у нее спросим “Пчёлка, пчёлка – покажи, Пчёлка, пчёлка – расскажи. Как найти дорожку, К леснику в сторожку?” Покажу конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж), ветра (ш-ш-ш-ш), водички (с-с-с-с). Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите песенку комарика (З) – зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор; песенку жука (Ж) – живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик; песенку ветра (Ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, машина; песенку водички (С) – стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево. – Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу. Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим. “Белка, белка – расскажи, Белка, белка – покажи, Как найти дорожку, К леснику в сторожку?” Покажу. Только поиграйте со мной. Д/и “Назови одним словом”. бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза – насекомые; берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр – деревья; скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка – птицы; брусника, земляника, малина, смородина – ягоды; ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы; лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик – животные – Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру “Маленький – большой” “У ежика маленькие лапки, а у медведя – большие лапищи. У ежика маленький носик, а у медведя – большой носище. У ежика маленькие глазки, а у медведя – большие глазищи. У ежика маленькая головка, а у медведя – большая головища”. | Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения. | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Импровизация. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, Обсуждение. Дидактические игры. | Осознанные, усвоенные понятия, Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать. Любознательность и активность |
Динамическая пауза, 1 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Звериная зарядка. Раз – присядка, Два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза) Любят долго потянуться (потянуться) Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой) Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны) А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед) И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх) Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса) Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч) То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу) Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны) А кому зарядки мало – Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх) | Участвуют в игре, выполняют упражнения соответственно тексту. | Игровые приемы | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Расширение имеющихся представлений. 5 мин. | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | Молодцы! Идите дальше, там встретите зайку, он вам дальше дорогу покажет. “Зайка, зайка – покажи, Зайка, зайка – расскажи, Как найти дорожку, К леснику в сторожку?” Конечно! Если вы со мной поиграете. Д/и “Назови ласково” Лист – листочек, гриб – грибочек, ветка – веточка, куст – кусточек, ягода – ягодка, трава – травушка, гусеница – гусеничка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек. дождь – дождичек. Сл./и “Кто кем был?” Лиса – лисёнком, волк – волчонком, медведь – медвежонком, белка – бельчонком, ёж – ежонком, тигр – тигренком, слон – слоненком, лев – львенком, заяц – зайчонком, мышь – мышонком. Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика, он вам покажет дорогу. Счастливого пути! – Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим. “Ёжик, ёжик – расскажи, Ёжик, ёжик – покажи, Как найти дорожку, К леснику в сторожку?” Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы: – Кто живёт в лесу? – Как называются животные, которые живут в лесу? – А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю? – Что делают птицы весной? – Как люди заботятся о птицах? – Какие деревья летом и зимой стоят зеленые? – Чего нельзя делать в лесу? Молодцы! Много знаете. Идите скорее к дедушке-леснику, он уже вас, наверное, заждался. Лесник: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне, мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали их. А я для вас приготовил маски – шапочки животных, чтобы вы могли играть в сказки у себя в детском саду. – Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости. Воспитатель: Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесником и пойдём обратно по дорожке мимо лесных жителей, чтобы не заблудиться. | Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются) | Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности | Овладение умениями слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Вот мы и вернулись. Расскажите, пожалуйста, с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось играть? Сейчас мы поместим маски в книжный уголок, а кто захочет поиграть в сказку сможет их взять. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы | Беседа, обсуждение. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |