Ермакова Наталья Владимировна – Воспитатель МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» г. Ефремов, Тульская область
Дата поступления работы на конкурс: 12.02.2017г.
Конспект занятия «Колючая сказка»
(Старшая группа)
Цели занятия:
– Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.
– Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.
– Показать выразительные возможности простого карандаша.
– Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов – «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.
Материал для занятия:
– репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа;
– альбомный лист;
– простой карандаш ТМ;
– маска ежика для игры.
Предварительная работа:
Чтение рассказов: М. Пришвин «Еж», Е. Чарушин «Еж», И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Микитов «Еж», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной;
Иголок очень много,
А ниток — ни одной.
Дети. Это еж.
Педагог. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идет речь о ежике.
Дети. Только у ежика много иголок, он колючий.
Педагог. Верно. А как вы думаете, зачем ежику иголки?
Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.
Чтение тематической сказки «Зачем ежику колючки?»
Как-то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась лисонька из стороны в сторону, вдруг видит: стоит у дороги кустик. Недолго думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом еж. От дождя спрятался.
– Подвинься! – буркнула лиса и толкнула ежа в бок. Толкнула и взвизгнула от боли.
– Ай-ай-ай! Да, когда же ты, наконец, пострижешь свои противные колючки? Не пойму, что в них красивого…
Еж хмыкнул и тихо сказал:
– А они не для красоты.
Вот именно, – подхватила лиса. – Тем более… не упрямься и постриги, не то, попомни мое слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.
Друзья? – усмехнулся еж. – Вот это уж ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей. (В. Росин.)
Педагог. А помимо грибов, яблок и других лакомств, ежик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.
«Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет еж и понесет на себе листовой матрац е гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!». (Д. Зуев.)
Педагог. А кто из вас хоть раз видел ежика? Как он выглядит?
Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заостренной мордочкой, с колючей спинкой.
Педагог. А что вы еще знаете про ежей? Где он живет, чем питается? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей.)
Педагог. Живет еж в лесу, днем спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червячков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Еж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи-родители заботятся о своем потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.
Физкультминутка «Ежик топал по тропинке»
Жили – былиСерый еж и его Ежиха. | Хлопки в ладошки.Потягивания — руки вверх с растопыренными пальцами |
Серый еж был очень тих,И ежиха тоже. | Потягивания — руки в стороны. |
И ребенок был у нихОчень тихий ежик. | Приседание — плавное опускание рук вниз. |
Всей семье идут гулять,Ночью вдоль дорожек: | Ходьба на месте с размахиванием руками вдоль туловища. |
Еж – отец, Ежиха матьИ ребенок ежик. | Ходьба бодрая. |
Вдоль глухих осенних троп | Ходьба замедленная |
Ходят тихо топ-топ-топ. | Ходьба на носочках. |
(С. Маршак) |
Педагог. Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, которые гуляют по колючему лесу. А чтобы ежи могли защитить себя от врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много-много штрихов. Штрих — это линия, которая может быть короткой и длинной, прямой и наклонной, в зависимости оттого, что мы рисуем.
2. Практическая часть
Слева или справа в нижней части листа нарисовать контур туловища большого ежа-мамы: овальной формы с вытянутой заостренной мордочкой, с короткими овальными лапками.
Нанести ряд коротких линий-штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т.д. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на верхний край контура туловища.
Легкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки-глаза, носик.
Тем же способом нарисовать 2—3 ежат, следующих за мамой-ежихой, только меньшего размера.
Пририсовать каждому члену семьи какой-нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).
Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная линия — ветка с боковыми, короткими ветвями, покрытыми иголками, – мелкими штрихами с двух сторон.
В нижней части композиции выполнить ряд коротких штрихов — траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее или расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «примятой» под лапками ежей – штрихи под наклоном.
Способ штриховки — кропотливый труд, требующий усилий и усидчивости. В некоторых случаях, стараясь побыстрей закончить работу, дети начинают ускорять темп движения, от этого нарушаются ритм рисунка, направление штрихов, расстояние между штрихами, страдает качество выполнения композиции, поэтому рекомендуется включение в процесс рисования разминки для пальцев рук.
Физкультминутка «Еж»
Вот свернулся еж в клубок, | Ладони соединить, округлить, пальцы соединить в замок. |
Показал колючий бок. | Поставить ладони под углом друг к другу, переплетенные пальцы распрямить — «ж» выставил свои «иголочки» |
Повторить действия еще раз, снова прочитав стихотворение. |
3. Итог занятия
Педагог. Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не страшны ни враги, ни голод, так как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.
Ежи Ежовичи
Целый день Ежи Ежовичи
Собирают фрукты-овощи.
Сливы, яблоки и груши
На пеньках и кочках сушат.
Огурцы и помидоры
Осторожно носят в норы…
Значит, если есть еда,
Не страшны и холода. А. Каминчук
В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ежик»”. По считалке выбирается ежик, которого разбудили после зимы:
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встать в кружок и ну считать —
Нам водилку выбирать.
Ежику завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают друг другу, а ежик идет на звук, стараясь запятнать того, кто подает сигнал. Тот, кого ежик запятнает, становится водящим.