КОНСПЕКТ НОД «КОЛЮЧАЯ СКАЗКА»

Ермакова Наталья Владимировна – Воспитатель МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» г. Ефремов, Тульская область
Дата поступления работы на конкурс: 12.02.2017г.

Конспект занятия «Колючая сказка»

(Старшая группа)

Цели занятия:

– Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.

– Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легко­сти движения и свободного перемещения руки по всему листу.

– Показать выразительные возможности простого карандаша.

– Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов – «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

Материал для занятия:

– репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа;

– альбомный лист;

– простой карандаш ТМ;

– маска ежика для игры.

Предварительная работа:

Чтение рассказов: М. Пришвин «Еж», Е. Чарушин «Еж», И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Микитов «Еж», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».

Ход занятия

1. Организационная часть

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Сердитый недотрога

    Живет в глуши лесной;

Иголок очень много,

А ниток — ни одной.

Дети. Это еж.

Педагог. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идет речь о ежике.

Дети. Только у ежика много иголок, он колючий.

Педагог. Верно. А как вы думаете, зачем ежику иголки?

Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, ябло­ки, ягоды.

Чтение тематической сказки «Зачем ежику колючки?»

Как-то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась ли­сонька из стороны в сторону, вдруг видит: стоит у дороги кустик. Недол­го думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом еж. От дождя спрятался.

– Подвинься! – буркнула лиса и толкнула ежа в бок. Толкнула и взвизгнула от боли.

–    Ай-ай-ай! Да, когда же ты, наконец, пострижешь свои противные колюч­ки? Не пойму, что в них красивого…

Еж хмыкнул и тихо сказал:

– А они не для красоты.

Вот именно, – подхватила лиса. – Тем более… не упрямься и постриги, не то, попомни мое слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.

Друзья? – усмехнулся еж. – Вот это уж ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей.         (В. Росин.)

Педагог. А помимо грибов, яблок и других лакомств, ежик пере­носит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.

«Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет еж и понесет на се­бе листовой матрац е гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать не­возможно: копна копной!».             (Д. Зуев.)

Педагог. А кто из вас хоть раз видел ежика? Как он выглядит?

Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заостренной мордочкой, с колючей спинкой.

Педагог. А что вы еще знаете про ежей? Где он живет, чем питает­ся? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей.)

Педагог. Живет еж в лесу, днем спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червячков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Еж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи-родители заботятся о своем потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

Физкультминутка «Ежик топал по тропинке»

Жили – былиСерый еж и его Ежиха.Хлопки в ладошки.Потягивания — руки вверх с растопыренными пальцами
Серый еж был очень тих,И ежиха тоже.Потягивания — руки в стороны. 
И ребенок был у нихОчень тихий ежик.Приседание — плавное опускание рук вниз.
Всей семье идут гулять,Ночью вдоль дорожек:Ходьба на месте с размахиванием руками вдоль туловища.
Еж – отец, Ежиха матьИ ребенок ежик. Ходьба бодрая. 
Вдоль глухих осенних тропХодьба замедленная
Ходят тихо топ-топ-топ.Ходьба на носочках.
                                         (С. Маршак)

Педагог. Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, кото­рые гуляют по колючему лесу. А чтобы ежи могли защитить себя от врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем игол­кам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много-много штрихов. Штрих — это линия, которая может быть короткой и длинной, пря­мой и наклонной, в зависимости оттого, что мы рисуем.

2. Практическая часть

Слева или справа в нижней части листа нарисовать контур ту­ловища большого ежа-мамы: овальной формы с вытянутой заос­тренной мордочкой, с короткими овальными лапками.

Нанести ряд коротких линий-штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над пер­вым, затем третий и т.д. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на верхний край контура туловища.

Легкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштри­ховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки-глаза, но­сик.

Тем же способом нарисовать 2—3 ежат, следующих за мамой-ежихой, только меньшего размера.

Пририсовать каждому члену семьи какой-нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).

Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная линия — ветка с боковыми, короткими ветвями, покрыты­ми иголками, – мелкими штрихами с двух сторон.

В нижней части композиции выполнить ряд коротких штри­хов — траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее или расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «примятой» под лапками ежей – штрихи под наклоном.

 Способ штриховки — кропотливый труд, требующий усилий и усидчивости. В некоторых случаях, стараясь побыстрей закончить рабо­ту, дети начинают ускорять темп движения, от этого нарушаются ритм рисунка, направление штрихов, расстояние между штрихами, страдает качество выполнения композиции, поэтому рекомендуется включение в процесс рисования разминки для пальцев рук.

Физкультминутка «Еж»

Вот свернулся еж в клубок,Ладони соединить, округлить, пальцы соединить в замок.
Показал колючий бок.                Поставить ладони под углом друг к другу, переплетенные пальцы распрямить —  «ж»     выставил свои «иголочки»
 Повторить действия еще раз, снова прочитав стихотворение.

3. Итог занятия

Педагог. Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не страшны ни враги, ни голод, так как многочисленные острые игол­ки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

Ежи Ежовичи

Целый день Ежи Ежовичи

Собирают фрукты-овощи.

Сливы, яблоки и груши

На пеньках и кочках сушат.

Огурцы и помидоры

Осторожно носят в норы…

Значит, если есть еда,

Не страшны и холода.                                                                         А. Каминчук

В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ежик»”. По считалке выбирается ежик, которого разбудили после зимы:

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встать в кружок и ну считать —

Нам водилку выбирать.

Ежику завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают друг другу, а ежик идет на звук, стараясь запятнать то­го, кто подает сигнал. Тот, кого ежик запятнает, становится водя­щим.

Вам также может понравиться...
16177