Кузьмина Светлана Анатольевна – Воспитатель МБ ДОУ “Детский сад комбинированного вида “Кирпичики” г. Асбест, Свердловская область
Дата поступления работы на конкурс: 18.10.16г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект. событие): Малахитовые бусы
Возрастная группа: старшая
Форма НОД: Лепка
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) – подгрупповая
Учебно-методический комплект: Толстикова О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –62с., Толстикова О.В., Смирнова З. И. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала: система занятий. – Екатеринбург, ИРРО. 2003г. – с.56.
Предварительная работа: Чтение сказов П.П.Бажова, рассматривание иллюстраций в книгах, рассматривание бус разной формы, иллюстрации из книги «Малахит».
Средства:
Наглядные – Кукла: Хозяйка медной горы; портрет П.П.Бажова; шкатулка; украшения из уральских поделочных камней; малахит для обследования детьми.
мультимедийные – иллюстративный материал – поделки из уральских камней.
литературные загадка, выставка книг П.П.Бажова.
музыкальные
Задачи образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
1. Ознакомление детей с поделочным камнем – малахитом. 2. Развитие представлений о том, что можно сделать из этого камня. 3. Развитие умений детей подбирать пластилин по цвету, правильно смешивать его, чтобы получить тот или иной цвет малахита; вылепить бусы разной формы, используя знакомые приемы лепки. 4. Напомнить детям произведения П.П.Бажова, главных персонажей сказов. 5. Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; уважительное отношение к труду уральских умельцев. | Даша, Кира – активизировать в речи детей названия цветов и их оттенков. Матвей – закрепить умение смешивания пластилина, формирования бусин. Илья, Ульяна – закрепить название узора на камне – полоски, круги, скорлупки. |
Этапы(последовательность) деятельности | Содержаниедеятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей,выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Обсуждение реального или вымышленного события | – Здравствуйте, дети. Меня зовут Светлана Анатольевна.Я живу в городе Асбесте. А в каком городе живете вы? Как называется наш край? (Слайд 1)– О чудесной хозяйке рассказ поведем, о крае, в котором мы с вами живем. А кто про хозяйку горы написал, нам сказы чудесные он рассказал? (Портрет П.П.Бажова) Слайд 2 – Бажов нам истории те рассказал, шкатулку прекрасную всем показал. А мастер сделал чудо-цветок, из камня высек цветок-огонек. Хозяйка горы показала богатства, руду, малахит, изумруд и топаз. Богата уральская земля самоцветами.- Смотрит Степушка, глядит,Девица на камушке сидит.А сама-то – красота,У нее длинная да черная коса.Оглянулся он, и в тот же миг –Ящерка на камне том сидит.Назовите-ка, друзья,О ящерке какой рассказываю я? (Медной Горы Хозяйка)- Угадали, о какой Хозяйке идет речь? Слайд 3 (показ куклы) | – воспитатель знакомится с детьми- инициирует общее обсуждение – эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание-использует информационные средства- задает вопросы, стимулирующие процесс мышления | – выражают собственные мысли, чувства- делятся впечатлениями- выражают свое мнение по вопросу- рассказывают- объясняют | Эмоциональное проявление интереса к предстоящей деятельности |
Постановка цели Создание интереса к предстоящей деятельности | Конечно, хозяйка я медной горы, и все богатства тоже мои. Хочу – награжу, а хочу – накажу за жадность, за ложь, за плохие дела. Но не за тем я сегодня пришла.- У меня беда. С ней пришла к вам я. Было несколько шкатулок, друзья, в них лежали разные украшения у меня. А вот в этой шкатулке лежали бусы малахитовые. А теперь она пуста. Помогите мне, пожалуйста, вернуть бусы в шкатулку.- Ребята, вы хотите помочь Хозяйке медной горы? А вы знаете, как выглядит малахит? | – задает вопросы, стимулирующие процесс мышления- поощряет желание детей помочь- поощряет детей к высказыванию | – выражают свое мнение по вопросу- активны в постановке цели | – дети принимают цель- выражают желание помочь- заинтересованы предстоящей деятельностью |
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала | – А кто знает, что такое малахит? (Дети или молчат, или отвечают: камень, больше ничего не знают). Это действительно камень. А вместе с тем, это минерал, окись меди. Возможно, это вам пока ни о чём не говорит. Но вы, наверное, знаете, что железо на воздухе ржавеет, покрывается плёнкой ржавчины. Суть этого явления такова. Железо, при взаимодействии с водяными парами и кислородом, которые содержатся в воздухе, окисляется. Поэтому и образуется ржавчина — результат окисления железа. То же самое происходит и с медью. Только медь при окислении покрывается плёнкой зеленоватого цвета. В природе, в том числе и на Урале, на тех участках, где медная руда выходит на поверхность или залегает на небольшой глубине, она окисляется — так и образуется малахит. Слайд 4– Дети, сегодня я познакомлю вас с поделочным камнем малахитом. Он всегда зеленого цвета. Но зелень его разнообразна по оттенкам: от светло-нежного, почти белого, до густого, почти черного. Другая особенность камня – разнообразный рисунок – узор на камне. Это могут быть узкие или широкие полоски, круги, скорлупки. Слайд 5Малахит, не спутаешь ни с каким другим камнем, он похож на самого себя и цвет у него – малахитовый. Из малахита можно делать различные ювелирные украшения: броши, серьги, кулоны, бусы.Слайд 6, 7, 8, 9 | – проявляет свое отношение к факту- задает вопросы, стимулирующие процесс мышления- поощряет детей к высказыванию- проявляет уважение к детским высказываниям- стимулирует любознательность, интерес- эмоционально включает в действие- вводит элемент новизны, показывает иллюстрации- вводит элемент новизны | -проявляют сопереживание- выражают собственные мысли- выражают свое мнение по вопросу- обсуждение идей- предположения детей по поводу возникших вопросов, проблем- ищут, находят решение | – в процессе активного обсуждения дети получают новые знания о малахите. |
Работа в подгруппах: смешивание пластилина, изготовление бусин, расположение их на крышках | Объяснение нового материала. Обследование образца камня.- Каков основной цвет? (ответы детей)- Сейчас мы приступим к созданию малахита.Возьмем кусочек пластилина светло-зеленого и темно-зеленого цвета, кусочек черного и белого цвета. Смешаем их 4-5 раз и скатаем колбаску.Затем разрежем на кусочки стекой – это бусинки. Они могут быть разной формы и размера. На срезе виден узор.Теперь надо собрать бусы. Расположите бусинки на крышке, подбирая их по размеру, форме, цвету.Поощрять самостоятельность детей, помочь затрудняющимся детям советом, показом иллюстраций, образцов. | – инициирует обсуждение- вовлекает детей в совместную деятельность- согласовывает с детьми действия, их последовательность- вводит элемент новизны- конструктивно корректирует работу детей- наблюдает за детьми во время выполнения задания- выражает искреннее восхищение- организует, поддерживает советует | – рассказывают, объясняют- анализируют- сравнивают- осуществляют деятельность с пластилином | – определена цель- спланированы этапы работы- дети активно включились в деятельность. |
Инициирует выход на новую проблему | – Ребята, вы сегодня меня удивили! Какие у всех получились красивые, разные бусы!В моих владениях много красивых камней.Слайд 10– А что бы вы хотели еще узнать?- Где мы это можем узнать?- Если вам захочется снова окунуться в удивительный мир камня – посетите музей камня в вашем городе. Слайд 11.А еще – почаще смотрите вокруг себя, и вы непременно встретите молчаливых жителей каменного царства Хозяйки медной горы. Прощайте, ребята, мне пора!Вы сегодня молодцы, помогли мне от души.Подарю вам камни я,Что хранит уральская земля.Ну а мне пора, до свиданья, детвора!(Дарит коллекцию «Уральские камни»). | – побуждает детей оценить собственную деятельность- выражает искреннее восхищение- предлагает детям предметный материал, обеспечивающий продолжение исследования в свободной деятельности | – собирают бусы на одном столе- упорядочивают- обобщают- проводят посильный анализ с подачи взрослого | – определена цель дальнейшей работы- спланированы этапы дальнейшей деятельности |