КОНСПЕКТ НОД «МОЯ БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ РОДИНА»

Нелюбина Елена Сергеевна – Старший воспитатель МКДОУ №226 г. Киров
Дата поступления работы: 03.04.23г.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5-6 лет)

«Моя большая и малая Родина»

Предварительная работа:

Беседа: «Кино, Киностудия, Режиссер».

Интегрированное занятие «Символика России».

Сбор материалов о Кирове и родном Нововятске (совместно с родителями).

Чтение литературы, рассматривание альбомов по теме «Моя большая и малая Родина».

Цель: Расширять представления детей о родной стране и родном городе

Задачи:

Образовательные: Знакомить с историей возникновения дымковской игрушки. Учить отвечать на поставленные вопросы полным предложением, выстраивать последовательный описательный рассказ.

Развивающие: Развивать память, образное мышление, речь, воображение.

Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою малую родину.

Ход занятия

Ребята входят в зал, где оборудовано несколько столов с названиями телевизионных передач.

В: – Ребята, мы сегодня совершим путешествие на телевидение и побываем на разных передачах. Как вы думаете, кто работает на телевидении?

Д: – Режиссер, директор, сценарист, оператор.

В: – Верно, очень много разных людей на телевидении снимают и готовят телевизионные передачи.

1-й стол

В: – Первая передача, на которой мы побываем, называется….

«Клуб путешественников»

Оборудование: Карта России, конверт с пазлами «герб России», флаг России.

В: – Ребята, посмотрите, перед нами какая-то карта. Интересно, по просторам какой страны мы совершим путешествие?!

Д: – Это карта России.

В: – Кто может показать границы нашего государства, нашей страны России

(дети обводят границу России по карте.)

В: – Наша родина государство древнее, оно возникло много лет назад. Но и в наше время Россия является большой и сильной державой. Ее просторы необъятны. С запада, через Уральские горы и на восток. Через леса, поля, реки и равнины.

В: – Найдите на карте горы и скажите, каким цветом они обозначены.

(дети показывают на карте места, обозначенные коричневым цветом)

Д: – Все возвышенности и горы на карте обозначены коричневым цветом. И чем темнее коричневый цвет, тем горы выше.

(дети вместе с воспитателем рассматривают карту, находят самые известные возвышенности, горы: Уральские горы, Эверест, Гималаи ….

В: – Все верно, вы молодцы, а что это за синие полоски на карте, можно подумать, что кто-то разрисовал всю карту синим фломастером.?

Д: – Это реки России.

В: – Покажите и назовите самые известные?

Д: – Днепр, Ока, Волга, Лена, Иртыш, Енисей (показывают 2-3 ребенка)

В: – Очень интересно, вот видите, как много карта может рассказать о стране, а сейчас будьте внимательны, покажите главный город нашей страны, он обозначен на карте красным кружочком.

Д: – Столица нашей Родины город-герой Москва!

В: – Молодцы, вы так много знаете о своей стране! А вот перед вами конверт. Давайте вместе посмотрим, что в нем?

Д: – Это пазлы!

В: – Давайте вместе соберем картинку и посмотрим, что получится?

(дети собирают пазлы, получается картинка «герб России»

Д: – Это герб России.

В: – Давайте его рассмотрим (показать изображение герба, можно использовать ИКТ).

В: – Кто может рассказать об истории герба? Анюта приготовила для нас небольшое сообщение. А я и ребята тебе поможем. (Один ребенок рассказывает, остальные дополняют.)

Вопросы:

– Какого цвета герб России, что обозначает данный цвет? (герб красного цвета с золотым орлом. Красный цвет силы и памяти о былых сражениях и пролитой в боях крови.)

– Что вы видите в центре? (орла)

– Расскажите о нем, какой он? (с двумя головами, с поднятыми вверх крыльями)

– Почему на гербе России изображен орел? (орел обозначает силу, значит наше государство сильное и непобедимое)

– Почему у орла две головы? (наша страна большая, поэтому головы орла смотрят на запад и восток)

– Что в лапах у орла? (скипетр и держава)

– О чем еще забыли рассказать? (на гербе еще есть щит)

– Что это за щит, кто на нем изображен? (на гербе изображен всадник — это святой Георгий Победоносец)

– Какая история с ним связана? (В древние времена жил страшный змей, который требовал, чтобы ему на съедение приводили юношей и девушек. И вот, однажды, к змею привели царскую дочь. Но вдруг появился святой Георгий Победоносец, убил змея и спас прекрасную девушку.)

В: – Георгий Победоносец – небесный покровитель, помощник всех отважных воинов.

В: – Как вы думаете, что обозначает рисунок с изображением св. Георгия побеждающего дракона?

Д: – Изображение с Георгия на гербе России обозначает победу добра над злом.

В: – Отлично, вот вы какие любознательные, вот как много вы знаете о гербе России.

В: – Кто назовет еще два символа страны?

Д: – Флаг и гимн.

В: – Каких цветов Российский флаг?

Д: – Белый, синий, красный.

В: – Что такое гимн страны?

Д: – Гимн-это торжественная песня, которую слушают стоя.

(звучит аудиозапись – отрывок гимна, дети стоя слушают)

В: – Какие вы молодцы, как много вы знаете о своей стране, а нам пора побывать еще на одной передаче.

2 стол

(Дети подходят к следующему столу: волчок со стрелкой, четыре сектора).

В: – Ребята, следующая передача на которой мы побываем называется:

«Что? Где? Когда?»

В: – Уважаемые знатоки, проходите и присаживайтесь за стол.

Объяснение правил игры: Перед вами волчок, его нужно раскручивать и поочередно отвечать на вопросы, которые будут выпадать.

Вопросы для знатоков:

№1 – Изображение Кировской области карта (слайд)

Что это? Как догадались? На что похожа?

(это карта Кировской области, она похожа на петушка, несущего рюкзак, поэтому ее не спутать ни с какой другой).

№2 – Изображение детского сада (слайд)

Что это? Где располагается? (адрес). Группа, в которую вы ходите? Ваши воспитатели? Как зовут заведующую?

(это наш детский сад, «ЛАНДЫШ», расположен по адресу город Киров, Нововятский р-н, ул. Спортивная д.1, наша группа называется «Василек», наших воспитателей зовут Елена Сергеевна и Надежда Альбертовна, заведующая детским садом Людмила Ивановна

(Дети отвечают хором и по одному, дополняя друг друга).

№3 – Рассказ описание. Воспитатель описывает достопримечательность своей местности.

Это место – главная достопримечательность нашего района. Полюбоваться красотой данного места съезжаются жители со всей области. Здесь собраны редкие породы деревьев и кустарников, такие как кедр, ольха, орешник, лиственница, дуб, пихта. В центре парка есть озеро со студеной ключевой водой. Вода в этом озере остается холодной и в самое жаркое лето.

Что за место я описала, как оно называется?

Д: – Это дендропарк!

В: – Внимание на экране, правильный ответ… (на экране появляются слайды с изображением дендропарка в разные времена года.)

В: – Кто любит ходить в дендропарк с семьей, и как вы там отдыхаете с родителями?

Д: – Зимой катаемся с горок на санках и ледянках, ходим на лыжах, осенью собираем листья и семена растений, летом гуляем по дорожкам в тени растений, а весной кормим птиц, вернувшихся из теплых стран…

№4 – вопрос от зрителей.

Назовите праздники нашего города? (на экране слайды с изображением традиционных праздников города: День Победы, День Города, Новый год, Масленица, Лыжня России.

В: – Молодцы вы показали себя настоящими знатоками своего края, а главное, вы учитесь действовать в команде. Я вами горжусь.

3стол

Звучит музыка передачи «В гостях у сказки». Открывается ширма-домик. Добрая старушка – сказочница приветствует детей, предлагает присесть и послушать сказку (Об истории создания дымковской игрушки). Рассказ сопровождается сюжетными слайдам.

Бабушка: За темными-темными лесами, да за синими-синими озерами, в чудесной Вятской сторонке, лет так 400 назад, на краю села, в избенке на три оконца жила-была Мастерица. И при ней было ребят, голов так пять или шесть. И проводились в те времена по весне ежегодные праздники «Свистуньи» или «Свистопляски», как ее еще называли. И собирался у стен Хлыновского кремля весь честной народ. Вот и наша мастерица с ребятней на то гулянье собираться стали. А с чем идти-то?! Народ веселить нечем!!! И вспомнила она про глину, заготовленную еще летом. Истолкла вручную, слепила фигурку забавную, на солнышке высушила, да в печи русской обожгла. А потом ребята те игрушки-свистульки в чудесные узоры украсили. У кого конек дивный с волнами, да ромбами, а у кого петушок да олень, где клеточки расписные, где кружок. И просто, и нарядно. Вот диво-то было!!! Продолжался тот праздник несколько дней и был наполнен свистом разноцветных свистулек. С тех пор люди в том селе: глину летом заготовят, а зимой печи топят да игрушки для забавы детям малым да постарше народу, лепят. А уж дым от тех печей все село покрывает. И слободу с тех пор стали «Дымково» называть. А игрушки те: кони да барыни, индюки да петухи расписные – дымковской игрушкой величают. И слава о той игрушке разнеслась далеко за пределы Вятской сторонки…

Звучит русская народная музыка, старушка закрывает ставни домика, в это время в зал входит Дымковская барыня. Обходит круг по залу, позволяя полюбоваться и рассмотреть себя.

Дымковская барыня: – Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Д: – Конечно, это дымковская игрушка – барыня.

Дымковская барыня: – А я пришла поиграть с вами в настоящую Вятскую игру.

(Дымковская барыня проводит игру «Лавочка-суковаточка»).

В: – Ай да барыня, молодец, спасибо тебе за игру потешила ребят да гостей позабавила. Да, наши ребята помнят и чтят традиции своих предков. Вятский народ издревле считался самым гостеприимным народом: когда к ним заходил какой-нибудь странник, они тепло его принимали и угощали.

В: Давайте, ребята мы поиграем с нашими гостями. Ребята будут пословицу начинать, а гости должны ее закончить.

1. Гостю щей не жалей… (а погуще налей).

2. Гостю радуются и встречая, и……(провожая).

3. Встречают гостя по платью, а провожают…… (по уму).

4. В чужом доме не будь приметлив, а будь ……………. (приветлив).

5. Хозяин весел и гости……. (радостны).

6. В ногах………. (правды нет).

В: – Вот какие наши гости, справились с пословицами, знают, как гостей принимать. А мы заканчиваем свое путешествие на телевидение. Вы молодцы, вспомнили все, с чем мы знакомились раньше. А что нового вы узнали для себя сегодня?

Д: – Познакомились с историей возникновения дымковской игрушки, узнали новую игру.

В: – Давайте поблагодарим нашу гостью Дымковскую барыню и попрощаемся с ней.

Дымковская барыня: – Я благодарю ребят за то, что они чтят и помнят традиции своего края. Примите от меня подарок (дарит раскраски – дымковские игрушки). Приглашаю вас на чай из настоящего самовара!

Дети уходят в группу.

Вам также может понравиться...
15405