КОНСПЕКТ НОД «МУЗЫКА ВЕСНЫ»

Колотова Юлия Валерьевна – Музыкальный руководитель МДОУ детский сад №13 г. Рыбинск, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 30.05.2017г.

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МУЗЫКА ВЕСНЫ»

Цель: расширение представлений детей о разных музыкальных образах весны посредством приобщения их к полихудожественной деятельности.

Задачи:

  • Развивать музыкальную память, звуковысотный и мелодический слух; активизировать артикуляционный аппарат, работать над дыханием;
  • Развивать творческое воображение и способности к построению ассоциативных аналогий;
  • Совершенствовать музыкально – ритмические и танцевальные движения;
  • Закрепить представления о музыкальной форме произведений;
  • Расширить эмоциональный словарь эпитетов;
  • Развивать навыки коммуникативного и социального поведения;
  • отношение друг к другу.
  • Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа:

1. Чтение и заучивание стихов на весеннюю тематику, заучивание песен и танцев;

2. Индивидуальная работа с одаренными детьми.

3. Наблюдение за весенними явлениями в природе; рассматривание иллюстраций.

4. Проведение артикуляционной гимнастики.

5. Подбор картинок к распевке для составления мнемотаблицы.

Оборудование и материалы:

1. Музыкальный материал:

  • «Весна» (музыка Г. Свиридов);
  • Муз-ритмические движения «Весенняя прогулка» (р.н.м.);
  • «Голубая вода» (музыка П.Мориа);
  • Песня «Солнечная капель» (муз.С. Соснина);
  • Песня «Мамин праздник» (Муз. Ю. Гурьева);
  • Распевка «Сосульки»;
  • Игра «Ищи» (муз. Т. Ломовой);
  • Танцевальная композиция «Весна – красна» (муз. Т. Морозова);
  • Каталог Элькина «Блаженство».

2. Раздаточный материал, ТСО:

  • Банты-резинки «подснежники», проталины – круги из ковролина, ДМИ (колокольчики, муз. треугольник, муз. коробочки, свистульки, бубен) и пластиковые бутылки.
  • Музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы произведений.

Оформление зала: зал оформлен, как лесная поляна, на полу разложены «проталины» – круги из ковролина, в центе зала – «сугроб» (короб с музыкальными инструментами, задрапированный тканью), гелиевый воздушный шар с письмом.

Ход занятия:

Дети входят в зал под фоновую музыку П. Мориа «Голубая вода», приветствуя музыкального руководителя «ладошками». Образуют круг (слайд №1).

МУЗ.РУК: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! По небу плывут облака, и одно облачко прилетело к нам. Ребята, посмотрите, здесь письмо.

«Шагает красавица,
легко земли касается,
идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку»

– Ребята, о чем эта загадка?

ДЕТИ: О весне (слайд №2).

МУЗ. РУК: Правильно это весна – самое загадочное время года. Время пробуждения природы, которое все ждут с нетерпением и ласково называют «Весна-красна». Ребята, почему про весну так говорят?

ДЕТИ: Красна, значит красивая, прекрасная (другие варианты ответов детей).

МУЗ.РУК: Весна прекрасна, как музыка.  Для того чтобы весну услышать и почувствовать мы отправимся на прогулку в лес. А поведет нас туда музыкальная тропинка (слайд №3).

Музыкально-двигательное упражнение «Весенняя прогулка» (р.н.муз.)

(Дети выполняют знакомые виды ходьбы и танцевальные движения под музыку.)

«Все шагаем не спеша, ногу ставим мы носка (танцевальный шаг).

По тропинке мы пойдем и притопывать начнем (приставной шаг в сторону с притопом).

Врозь носочки, пятки вместе, потанцуем мы на месте («гармошка», «ковырялочка в сторону»)

Что устали? Отдохнем! С перекатом мы пойдем (пружинящий шаг)».

(Слайд №4. Подходят к «сугробу» – короб с ДМИ, задрапированный тканью.)

МУЗ.РУК: Посмотрите, вот мы и в лесу. Как здесь красиво! Какие изменения произошли с природой? (ответы детей о приметах весны) Прислушаемся. Какие звуки весны мы можем услышать?

ДЕТИ: Звуки капели, ручья, пение птиц, шум ветра (другие ответы детей)

МУЗ.РУК: А как мы можем их изобразить? (спеть, движением, нарисовать, сыграть на ДМИ) Нарисуем звуковую картину весеннего леса. Какими инструментами можно изобразить звуки капели, ручья, пение птиц, шум ветра (открывает полотно). Посмотрите, под волшебным сугробом лежат музыкальные инструменты, которые нам помогут оживить картину весны.

Звуковая картина с ДМИ

«Закончилась зима, пригрело ласковое солнышко: закапали сосульки (треугольник) и зазвенела солнечная капель (колокольчики) в ажурной ледяной лужице… С пригорка побежал веселый ручеек (бубен). Он своим радостным журчанием разбудил птиц, и лес наполнился звонкими птичьими голосами (свистульки)… Но тут вдруг солнце закрыли тучи, налетел ветер (бутылки, муз. коробочки с наполнителем), завыл, закачал деревья и весь весенний лес погрузился в сказочный сон…и только темные проталины напоминали о музыке весны… (слайд № 5)

– Надо спасать музыку! Согласны?

– Располагайтесь на весенних проталинах. (Дети садятся на круги из ковролина)

(слайд № 6)

– Представьте, что мы с вами композиторы и сочиняем музыку весны. Какая она будет?

ДЕТИ: Светлая, чистая, прозрачная, веселая, задумчивая.

МУЗ.РУК: Послушайте, как композитор Г. Свиридов рассказал о весне музыкой. Проверим, кто же прав?

Слушание музыки Г.Свиридова «Весна»

МУЗ.РУК: Какая это музыка? О чем она вам рассказала?

– Правильно, произведение «Весна» Г.Свиридова рассказывает нам о приближении весны, её первом дыхании, поэтому музыка такая чистая, просветленная, нежная. Послушаем пьесу ещё раз и нарисуем картину весны так, как вам подсказывает музыка. Возьмите волшебную кисточку (повторное слушание + свободное дирижирование).

– Ребята, мы с вами познакомились с музыкой весны. (Слайд №7)

«И вдруг пошел пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок».

– Ребята, вставайте, ловите снежинки (дети встают, поднимают руки вверх, потягиваются – ловят воображаемые снежинки)

«Он падал, заносил дорожки,

Погреем мы свои ладошки»

Дыхательная гимнастика «Греем руки» на фоне музыки (сб. Элькина)

1. Делаем вдох через нос, выдох через «трубочку».

(Выдох на ладошки, артикуляция звука «у»)

– Ребята, согрелись ладошки (Нет) Почему? (Ветерок холодный).

Попробуем подышать по – другому. Делаем вдох, выдыхаем через «колёсико»

(Выдох на ладошки, артикуляция звука «о»)

– Ребята, теплые ладошки (Да – нет) Почему? (Ветерок стал теплее).

Еще раз подышим на ладошки, выдох через «Окошечко»

(Выдох на ладошки, артикуляция звука «а»)

– Нагрелись наши ладони.

МУЗ.РУК: (слайд №8) От нашего теплого дыхания и сосульки на деревьях согрелись, а проталины превратились в лужицы (переворачивает круги из ковролина на другую сторону). Ребята, соберем их в один ручей. (Дети подходят к воспитателю, отдают круги и садятся на стулья у фортепиано.)

«Нас капли слушать не хотели,

Капли капали, звенели,

Мы их в порядок приведем,

Голос распевать начнем»

Споем знакомую распевку «Сосульки».(Слайд №9)

Распевка «Сосульки» (с использованием мнемотаблицы)

«Прозрачные стекляшки, (5…)
Узорные висюльки,   (5543211)
На проводах и крышах  (5…)
Веселые сосульки»   (5543211)
МУЗ.РУК: Как сосульки поют в песне «Солнечная капель»

ДЕТИ: Динь-дон. (включается слайд №10-11) 

МУЗ.РУК:  Оля, напомни песенку капели (одаренный ребенок показывает образец исполнения). Смотрим на изображение и поем вместе (дети с педагогом поют припев песни «Солнечная капель» а капелла). (Слайд № 12)

– В ручей капли собрались, в одну песенку слились (слайд № 13).

– Какое настроение у этой песни? (веселое, радостное, светлое) Поэтому мелодию песни нужно петь прозрачно, светло, словно озорная капелька.
а) разучивание мелодии куплета (пение в медленном темпе хором, приёмом «Эхо»)
б) исполнение  1 куплета и припева  со словами  хором, стоя около стульев, с музыкальным сопровождением

Песня «Солнечная капель» (муз.Соснина)

МУЗ.РУК: Молодцы, ребята, вы пели легко, подвижно, но есть и другая музыка весны. Я вам загадаю музыкальную загадку (узнавание по вступлению).

ДЕТИ: Песня «Мамин праздник»

МУЗ.РУК:  Правильно, эта песня про маму (слайд № 14). А как   её исполнить, чтобы она понравилась вашим мамам.

ДЕТИ: Ласково, нежно, спокойно.

МУЗ.РУК:  Для того чтобы песня стала ещё более яркой, красочной, мы   последнюю фразу припева споем с замедлением. Послушайте. (Исполнение музыкального руководителя). Теперь споем   припев вместе. (Дети поют припев вместе с педагогом под аккомпанемент). Исполним выразительно всю песню от начала до конца (слайд №15).

Песня «Мамин праздник» (муз. Гурьева)

ВОСП: Молодцы, ребята, такая песня понравится всем мамам. (Слайд №16)

МУЗ.РУК: Пойдемте искать подснежники на лесной поляне. А поможет нам в этом игра «Ищи».  Кто напомнит правила этой игры? (один ребенок напоминает основные правила) Сегодня девочки – подснежники будут начинать игру. (Девочки надевают на запястья банты – резинки) Выбирайте себе пару и вставайте по кругу. (Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим)

ВОСП: Ребята, внимательно слушайте музыку, старайтесь не наталкиваться друг на друга во время поиска пары.

Игра «Ищи» (муз. Ломовой)

ВОСП: А теперь поменяемся местами (Дети передают атрибуты, играют второй раз).

– Молодцы, вы были все внимательны и играли дружно.

МУЗ.РУК: Ребята, посмотрите, сколько всего красивого в природе весной!

– Как мы об этом узнали? (увидели вокруг, услышали в музыке, изобразили в пении и движении.)

«Смотрите, погода тепла и ясна.

И, правда, красавица наша весна!»

(Звучит вступление к танцу «Весна-красна» Т. Морозовой)

«Слышите, волшебные звуки весны,

Куда приглашают вас они?» (потанцевать)

– Верно, вы узнали – это музыка к танцу «Весна-красна». Движения танца вам хорошо знакомы. Во второй части танца вы выполняете кружение «лодочкой», а сегодня я предлагаю вам придумать своё кружение в паре. Посовещайтесь друг с другом.

Танец «Весна- красна» (муз. Т.Морозовой) (слайд № 17)

ВОСП: Молодцы, вы замечательно танцевали, каждая пара придумала свое движение (отмечаем наиболее оригинальные варианты)

МУЗ.РУК: Отличное у всех настроение, и сейчас мы поделимся своей радостью со всеми.

Психогимнастика «Лучик» (слайд № 18)

«К солнцу потянулись, (руки через стороны вверх)

Лучик взяли, (соединяем руки вверху, ладонями к себе)

К сердцу прижали, (соединенные руки, опускаем до груди)

Людям отдали (разведение рук в стороны – вперед)».

МУЗ.РУК: Ребята, чем мы ещё можем поделиться с нашими друзьями? Чтобы вы рассказали своим родителям о нашем путешествии? (ответы детей) (слайд №19)

– Нам пора возвращаться в группу. Попрощаемся нашей песней «До свидания»

(Дети уходят из зала)

Вам также может понравиться...
15801