Мартынова Надежда Владимировна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №46» г. Саров, Нижегородская область
Дата поступления работы на конкурс: 25.02.2018г.
Конспект занятия по аппликации – плакат «Птицы на кормушке»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Учить детей изображать птицу аппликационным способом из отдельных частей, передавать разные позы: летит, клюёт, оглядывается и т. д.,
объединять их в общую композицию.
Задачи:
1. Закреплять умение вырезать одинаковые несложные формы из бумаги, сложенной вдвое по словесной инструкции и составлению плана.
2. На основе зрительного, слухового восприятия уточнить и обобщить знания о зимующих птицах.
3. Упражнять в употреблении приставочных глаголов: прилетела, слетела, подлетела, улетела и др.
4. Упражнять детей в планирующей и комментирующей речи.
5. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
4. Поддерживать самостоятельность, творчество детей.
Средства:
Фотографии на тему «Зимующие птицы», плакат – заготовка, фонограмма спокойной музыки, голоса зимующих птиц.
У детей: наборы – заготовки форм для вырезывания частей тела птиц (снегиря, синицы, воробья) по три на каждого ребёнка для обеспечения выбора.
Дополнительный изобразительный материал: мелкие детали.
Материал: клей, кисточки, клеёнки, тряпочки, ножницы, фломастеры, цветные карандаши.
Способы:
Практические: вырезывание, наклеивание.
Наглядные: рассматривание фотографий с изображением птиц: снегиря, синицы, воробья. Заготовка – плакат с изображением кормушки с разным кормом.
Словесные: Чтение отрывка из стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает». Игра – загадка «Кто это?». Игра – моделирование «Выложи птицу». Речевая игра «Чем похожи, чем отличаются». Физкультминутка «Птицы».
Результат: Экологический плакат «Покормите птиц!».
Рефлексия: положительная оценка деятельности детей.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за зимующими птицами: внешним видом, особенностями поведения, питания. Чтение рассказов Г. Скребицкого «Маленький лесовод», В. Бианки «Синичкин календарь. Январь». Рассматривание слайдов по теме «Зимующие птицы». Лепка, рисование птиц. Словесные игры «Загадай птицу», «Кто это?», «Какие птицы?».
Задачи | Методы, приёмы, деятельность детей |
Организационный момент.Слушание фонограммы – голоса зимующих птиц.Вызвать интерес к предстоящей деятельности.Основная часть.Общение. Оживление знаний детей о зимующих птицах, побуждение к заботе о них. Активизация эмоционально – оценочной лексики детей.Рассматривание плаката. Дерево с кормушкой для птиц (крошки, семечки, рябина, сало).Побуждение к предстоящей работе.Активное усвоение, закрепление знаний, умений.Речевая логическая задача. Развитие зрительного и слухового восприятия: уточнение, обобщение знаний о зимующих птицах (внешнем виде, особенностях питания).Активизация детей. Сравнение птиц: выделение частей тела, внешнего вида (форма, цвет). Развитие внимания, воображения.Координация речи с движением.Установка на предстоящую деятельность.Сообщение задания, пояснения, рекомендации.Моделирование птиц из готовых форм, вспомнить позы птиц.Планирование предстоящей работы.Показ воспитателем вырезания крыльев из бумаги, сложенной вдвое.Умение прогнозировать последовательность действий.Составление плана работы ребёнком, упражнение в планирующей речи.Установка на предстоящую деятельность.Самостоятельная деятельность детей.Дифференцированная помощь. | – Дети, что вы услышали? (голоса птиц)- Как вы думаете, о чём могут рассказать птицы зимой? (о холоде, о том, что трудно найти пищу и т.д.)Воспитатель читает стихотворение Е. Есенина:- Воробушки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна.Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся, поплотней…- Как помочь птицам в беде? (покормить, взять к себе домой, построить тёплый домик для птиц…)- Как мы можем напомнить людям, чтобы они не забывали подкармливать птиц?- Рассказать знакомым, дать объявление в газете, по радио, нарисовать рисунки, плакаты…-Как вы думаете, этот плакат может рассказать о зимующих птицах, чем их надо подкармливать?(да, на кормушке корм, который любят птицы…)- Положила я в птичью кормушку много разного корма. Назовите, какой? (хлебные крошки, семечки, рябину, сало).Игра – загадка «Кто это?».– Прилетели маленькие, серенькие птички.- Хлеб склевали, ягоды рябины и сало не тронули.- Кто это? (воробьи)- Потом прилетели птички с жёлтенькими грудками и сразу стали лакомиться, чем? (салом)- Кто это? (синички).- Для кого я положила ветку рябины? (для снегиря)Отгадки (силуэты птиц) выкладываются на плакате.- Кто хочет загадать загадку о птице?- Кто отгадает? Саша, назови и покажи птицу (воробей).Речевая игра «Чем похожи, чем отличаются»– Дети, чем отличаются птицы? (цветом, оперением)- Что общего у всех птиц?- (голова, туловище, хвост, ноги, крылья, клюв, глаза)- Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (сорока, ворона, поползень…)Физкультминутка «Птицы».– Мы распахнём пошире дверьИ выпустим на волю птиц.И, крыльями взмахнув легко,Они взлетают высоко.Птицы летели,Крыльями махали.На кормушку сели,Корм клевали.Вернувшись с полёта,Поют наши друзья,Что жить без свободыПтицам нельзя.- Дети, вы согласны доделать плакат, чтобы все видели, как можно заботиться о птицах. (Да, согласны)- Каждый из вас вырежет и склеит части любой одной птицы, затем наклеит её на плакат. Постарайтесь, чтобы ваши птицы были изображены в разных позах, как в жизни: летит, клюёт, подлетает…Игра «Выложи птицу».– Выложите летящую птицу.- Выложите клюющую птицу.- Придумайте, что ещё может делать ваша птица.- Подумайте, какую птицу вы хотите наклеить, найдите поднос с нужными вам деталями.- Посмотрите, для всех ли частей тела птицы есть заготовки? (нет крыльев)- Что нужно сделать, чтобы из прямоугольника получилось два крыла?- Давайте вспомним, как вырезывать две одинаковых детали.-Кто хочет рассказать, с чего надо начать работу, что сделать потом, чем закончить?- Я надеюсь, что вы знаете, с чего начать работу, что делать потом, чем закончить.Работа детей сопровождается спокойной музыкой (фонограмма).Воспитатель оказывает помощь детям:- совет, напоминание, уточняющий вопрос.- наводящие вопросы, показ образца, совместное вырезывание. |
Заключительная часть.Упражнение в комментирующей речи, в употреблении приставочных глаголов.Оживление эмоций.Анализ детских работ.Развитие речевой активности посредством диалога и ответов на вопросы. | Дети самостоятельно выбирают место на плакате для своей птицы и приклеивают её.- Не забывайте, какой корм любит ваша птица.- Что делает твоя птица?- Подлетает, прилетает, улетает, клюёт, наблюдает…- Дети, как вы думаете, у нас получился настоящий плакат?- О чём он может рассказать?- Как его можно назвать?- «Покормите птиц!», «Птицы наши друзья», «Помогите птицам!» |
Вывод | – Дети, куда можно повесить наш плакат? (у входа в детский сад, на забор, на здание, где много людей, на остановку…)-Дети, каждый из вас хорошо потрудился, поэтому получился красивый, интересный плакат «Покормите птиц!»- Давайте повесим его у входа в детский сад, чтобы все помнили о том, как можно помочь зимующим птицам. |