Афанасова Наталья Геннадьевна – ГБОУ школа №2098 им. Героя Советского Союза Л.М. Доватора г. Москва
Дата поступления работы: 04.06.2024г.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе (экология/развитие речи) «Путешествие на лесную поляну»
Цель: воспитывать бережное отношение к полевым цветам, особенно к тем. Которые занесены в Красную книгу.
Интеграция образовательных областей:
Познание: закреплять знания детей о полевых цветах, занесенных в Красную книгу, узнавать их на картинках.
Социально-коммуникативное: воспитывать любовь к природе родного края, относиться к цветам с нежностью, беречь и заботиться о них.
Речевое развитие: заучить стихотворение В. Викторова «Цветок на лугу» с помощью мнемотехники.
Художественно-эстетическое: воспитывать чувство прекрасного, научить изготавливать цветы из салфеток.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с изображением полевых цветов, аудио запись со звуками природы, салфетки разных цветов,ножницы, корзина, зеркальце для зарядки для глаз.
Ход занятия:
Дети сидят на подиуме.
1.Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я – Матушка природа. Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку и познакомить с волшебными полевыми цветами. Хотите побывать на лесной поляне? Тогда-в путь! Скажите, а как надо вести себя в лесу?
(ответы детей)
Ребята строятся друг за другом и переходят в другую часть группы, преодолевая небольшие препятствия вслед за Матушкой природой.
Мы дружно пойдем на лесную поляну
Пройдем по тропинке, поросшей травой.
Мы гости в лесу, и поэтому надо
В гостях соблюдать тишину и покой.
(На интерактивной доске появляется проекция цветущего луга. Звучит шум леса.)
2.Воспитатель: ну вот мы и пришли на цветущий луг. Как красиво кругом! Давайте посмотрим, какие цветы растут на лугу
На ковре лежат карточки с изображением цветов. Дети садятся на ковре, Воспитатель показывает изображение цветка и коротко рассказывает о нем.
Ландыш. Многолетнее травянистое растение. Нежные белые цветочки обладают приятным тонким ароматом. Является лекарственным растением.Применяют цветок при нарушениях в работе щитовидной железы, нервных расстройствах. Используется в парфюмерии.
Подснежник. Самым первым появляется из-под снега весной. Когда природа только начинает просыпаться, дарит нам свою нежность и красоту.Из подснежников выделяют лекарственное вещество галантамин. Галантамин – жизненно необходимый лекарственный препарат, активно используемый в официальной медицине, чаще всего его назначают неврологи, онкологи и офтальмологи.
Незабудка. Нежные голубыецветы незабудки радуют нас почти все лето. Незабудка тоже является лекарственным растением. Незабудка эффективно помогает при кашле, хроническом бронхите, зубной боли, туберкулёзе лёгких и других заболеваниях.
Венерин башмачок. Крупные цветки в числе 1-3 с ванильным запахом окрашены в ярко желтые и красновато-бурые тона и напоминают по форме башмачок. Тоже является лекарственным растением, избавляет от отеков и не только.
Валериана аянская. Валериана аянская, как и широко известная валериана лекарственная (Valeriana officinalis), тоже относится к лекарственным растениям. Экстракт валерианы обладает ярко выраженным успокоительным действием.
Колокольчик персиколистный. Колокольчик оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, обезболивающее и успокаивающее воздействие на организм. В листьях и цветках растения также много аскорбиновой кислоты.
Василек русский. Краевые лепестки издревле использовали при консервировании продуктов. Традиционные русские соленья не обходятся без василька полевого. Цветы, листья или стебли добавляют в состав различных приправ, особенно к мясным блюдам. Они придают тонкий аромат гвоздики, мяты и лимона, недостаточно выраженной, но легко уловимый. В медицине используют краевые лепестки самого цветка, без корзинки. Их высушивают и назначают при простуде как слабительное и желчегонное.
Вот такие волшебные цветы растут на лесной поляне. К сожалению, люди бездумно собирали эти цветы, выкапывали их с корнем. И случилось так, что они стали очень редки и чуть совсем не исчезли… Даже попали в Красную книгу! А вы знаете, ребята, что такое Красная книга? (ответы детей).
3.Воспитатель: Смотрите, к нам на поляну прибежал солнечный зайчик. Он хочет с нами поиграть. Следите внимательно за ним глазами, а то он сейчас спрячется… (Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»)
4.Воспитатель: А теперь, я хочу проверить, что вы запомнили из моего рассказа.
Дети выбирают себе карточку, говорят название цветка.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Поймите, ребята, что беречь надо не только растения, занесенные в Красную книгу, но и все остальные. Иначе каждое из них может оказаться на грани вымирания!
5. Воспитатель: На лесной полянке растут не только растения, но и грибы. Давайте выполним нейрогимнастику «Гриб-поляна».
Воспитатель: Теперь нам пора в обратный путь. (Дети встают друг за другом и отправляются обратно, садятся на подиум).
6.Воспитатель: ребята, а я знаю чудесное стихотворение про полевые цветы. Закройте глаза и послушайте.
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял – и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
– Это стихотворение написал поэт Виктор Викторов. Расскажите, о чем оно? (ответы детей)
– Зачем автор сорвал цветок?
– Долго цветок простоял в стакане?
– А как вы думаете, на лугу он радовал бы людей дольше?
– Скажите, можно ли рвать цветы? Почему?
Давайте запомним это стихотворение и расскажем его дома мамам и папам, вот они обрадуются!
(Заучивание стихотворения с помощью мнемотехники. На интерактивной доске появляется флипчат с картинками, соответствующими каждой фразе стихотворения. Дети выходят по очереди и выстраивают мнемотаблицу к стихотворению.)
7.Физминутка:
Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки. (Начинают медленно вставать)
Ветерок чуть дышит, (Раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет. (Раскачиваются)
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки. (Руки вниз)
Головой качают, тихо засыпают. (Медленно принимают исходное положение)
8.Воспитатель: ребята, а если цветы рвать нельзя, что же делать? Ведь так хочется, чтобы дома было красиво, хочется порадовать маму букетиком… (ответы детей)
– А из чего мы можем сделать цветы своими руками? (ответы детей)
– Разрешите, я сегодня покажу вам, как сделать цветы из простых бумажных салфеток?
Дети подходят к столам, на которых лежат заготовки из салфеток разных цветов, ножницы.
– Ребята, как вы думаете, как можно сделать цветок из салфетки? (дети предлагают свои варианты, после чего воспитатель показывает, как правильный вариант)
– Чтобы все получилось, надо сказать волшебные слова:
9.Пальчиковая гимнастика:
Спал цветок волшебным сном. (ладошки детей сложены в виде бутона)
Был закрытым, а потом,
Распустился лепесток. (отгибают большие пальцы)
А за ним его дружок. (отгибают указательные пальцы)
Вот и третий не проспал. (отгибают средние пальцы)
И четвертый не отстал. (отгибают безымянные пальцы)
Вот и пятый лепесток – (отгибают мизинцы)
Распустился весь цветок. (демонстрируют распустившийся «цветок»)
10. Дети изготавливают цветы.(Закругляем с помощью ножниц углы у заготовок, делаем надрезы по кругу, пальцами делаем цветок объемным)
– Давайте подуем на наши цветочки, чтобы они расправили лепесточки. А теперь положим их в корзину.
Воспитатель: посмотрите, какая красота у нас получилась! Теперь вы понимаете, что совсем необязательно рвать живые цветы, чтобы порадовать маму? Ну а если все-таки хочется подарить маме букет живых цветов, нужно приобрести его в цветочном магазине. Ведь для продажи цветы специально выращивают в оранжереях.
11.Воспитатель: Ребята, скажите, вам было интересно? Здорово мы потрудились, правда? Скажите, а что вам понравилось больше всего во время нашего путешествия? (Ответы детей).
12. Рефлексия
Воспитатель: Продолжите фразу «Я не знал, теперь я знаю»
– Палец большой я наверх подниму, если отлично все было…
Или я вниз его опущу, было все скучно, уныло…
– Раз, два, три, покажи!
Матушка природа (воспитатель) благодарит детей и прощается с ними.