Скуба Оксана Геннадьевна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №7» г. Кашира Московская область
Дата поступления работы: 21.05.2023г.
«Путешествие в мир животных и птиц»
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе
Приоритетная образовательная область – «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Физическое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие».
Цель:
Обобщить знания детей по теме: «Животный мир»
Задачи:
Образовательные: углублять знания детей о диких и домашних животных, птицах, среде их обитания; закреплять знания детей о понятиях большой, маленький.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к жизни животных; развивать память, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому; воспитывать умение слушать друг друга.
Методические приемы:
Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, дидактические игры, рассматривание игрушек, беседа.
Оборудование:
Дидактические игры «Кто, где живет?» и «Найди детеныша»; макеты «Уголок леса», «Деревенский двор», «Город»; корм (пшено); игрушки, изображающие диких и домашних животных, макет дерева
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, домашних животных, птиц; беседы, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах и животных; чтение сказок о животных; д/и «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; наблюдение за птицами у кормушки.
Ход занятия
Дети заходят в группу, встают полукругом
Приветствие
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть гостей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
В.: – Ребята, мы с вами сегодня совершим увлекательное путешествие в мир животных и птиц. Сначала мы отправимся в лес. Вставайте друг за другом, а, чтобы было веселее идти, вспомним стихотворение:
Зашагали наши ножки,
топ-топ, топ,
прямо по дорожке,
топ-топ, топ,
ну-ка веселее,
топ-топ-топ,
вот как мы умеем,
топ-топ-топ.
(Дети останавливаются около макета леса)
В.: Вот мы и в лесу, давайте насладимся лесным воздухом.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите “ау”. Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо.
В.: Ребята, в лесу живет много разных зверей. Каких из них вы знаете?
Дети: заяц, волк, медведь, лиса, белка.
В.: Да, правильно! А как можно одним словом назвать этих животных?
Дети: Дикие
В.: Молодцы! Я сейчас загадаю загадки о животных
(после отгадки выставляю игрушечных животных)
- У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
от врагов спасают ноги,
а от голода – кора (зайчик)
- Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (лиса)
- На собаку он похож,
что ни зуб, то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
на овцу готов напасть (волк)
- Он всю зиму в шубе спит,
лапу бурую сосет,
А, проснувшись, он реветь,
это зверь лесной (медведь)
В.: Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки. Скажите, почему их называют дикими (потому что они живут вдали от людей, в лесу), поиграем в игру «Кто, где живет?»
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Ход игры: Ребята у меня в руке картинки с изображением животных, а у вас картинки с изображением домика (нора, берлога, дупло, гнездо и т.д.). Я показываю картинку животного, ребёнок у которого домик этого животного, должен «поселить» животного в своем домике.
В.: Скажите мне пожалуйста, а птицы в лесу живут?
Дети: Да
В.: Конечно! В лесу живут разные птицы. Кукушка, дятел, сова.
В.: Ребята, а в городе живут птицы? Давайте с вами отправимся в город.
(звучит фонограмма «Голоса птиц», обращаю внимание детей на ветку, на которой сидят птицы голубь, воробей, синица, снегирь)
В.: Каких птиц вы здесь видите?
Дети: (воробья, синицу, голубя, снегиря).
В.: Эти птицы зимующие, зимой птицам трудно найти корм, поэтому за ними нужно ухаживать, как мы ухаживаем?
Дети: вывешиваем кормушки, подкармливаем.
В.: Вот у меня есть корм, давайте оставим его птицам.
В.: А сейчас, мы с вами как птицы полетим в деревню.
Физминутка «Все летали и летали»
1. Вот летали птички, Дети бегают по залу и машут
птички-невелички. ручками, как крылышками.
Все летали, все летали
крыльями махали.
2. На дорожку сели, Присаживаются на корточки
зернышек поели. и стучат пальчиком по полу.
Клю-клю-клю-клю
как я зернышки люблю.
(Дети останавливаются у макета «Деревенский двор»)
В.: Ребята, каких животных вы видите? (ответы детей: собачка, кошка, корова, лошадь, свинья…).
В.: Как можно назвать этих животных? Почему? (ответы детей: домашние, потому что они живут рядом с человеком, человек о них заботится). А какие домашние птицы живут в деревне? Как человек заботится о них? (кормит, лечит, чистит)
В.: Правильно! О домашних животных и птицах заботятся люди, а дикие животные и птицы заботятся о себе сами.
В.: Домашние животные и птицы приносят пользу. А вы знаете, какую пользу приносит – корова?
Дети: дает молоко, сметану, кефир, масло…, собачка – охраняет дом, лошадь – перевозит груз, курочка несет яйца.
В.: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди детеныша»
Цель: – учить детей образовывать слова, обозначающие названия детенышей, с помощью суффиксов -онок, -енок, -ат, -ят; – закреплять знания детей о пользе домашних животных.
Ход игры: – Ребята у вас в руках картинки с изображением взрослых животных. А на столе я раскладываю изображения детенышей. Вы находите детеныша, называйте его и соединяйте с соответствующей картинкой.
(после выполнения задания предлагаю детям вернуться в детский сад)
Зашагали наши ножки,
топ-топ, топ,
прямо по дорожке,
топ-топ, топ,
ну-ка веселее,
топ-топ-топ,
вот как мы умеем,
топ-топ-топ,
Итог: Ребята, где мы с вами сегодня были? (в лесу, в деревне). Кто живет в лесу? А кто живет в деревне? Каких зимующих птиц видели? Молодцы! Вы все правильно сделали и за это наши друзья приготовили вам подарки – раскраски со своими изображениями.
Сейчас мы пойдем на улицу и там покормим птиц.