Черкудинова Марина Юрьевна и Чернова Елена Александровна – Воспитатели МДОУ детский сад №23 «Ромашка» Тутаевского мунципального района, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 07.11.2016г.
«Сценарий образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе»
Задачи:
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- Закреплять умение детей действием звукового анализа слов, осуществлять звуковой анализ слов из трех звуков (с – г – с)
- Продолжать учить детей составлять схему предложения, определять первое, второе и последующее свлово в нем, состовлять предложение с заданным словом;
- Развивать фонематическое восприятие (вычленять звуки в слове, определять их позицию), развивать умение делить слово на слоги;
- Развивать слуховое внимание, логическое мышление;
- Воспитывать выразительность речи, дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других.
Ход
Эмоциональный настрой «Ручеёк доброты».
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Весна». На экране – слайды о весне.
Воспитатель под музыку читает детям загадку:
Светает рано по утрам
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко весной ласкает
Кто это время года знает?
Дети: Это загадка о весне.
Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?
Какое время года было до весны?
Какое время года наступит после весны?
Почему весну называют «утром» года?
Воспитатель: В старину весну зазывали закличками. Давайте встанем и расскажем такую закличку.
Весна! Весна!
Приди, красна!
С ясным солнышком,
Колоколнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.
Дети: проговаривают закличку: громко, тихо, беззвучно, с отбиванием ритма.
Воспитатель: Весна, красивое время года, ей восхищаются поэты, писатели, композиторы и художники. А вы знаете сказки, в которых рассказывается о весне?
Внимание на экран!
На экране появляется картинка с изображением лисы из сказки «Заюшкина избушка», и звучит звуковое письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я лиса из русской народной сказки «Заюшкина избушка». У меня случилась беда. Пришла весна и моя ледяная избушка растаяла. А я не хочу быть злой, и выгонять зайчика из его избушки. Прошу вас мне помочь построить избушку из брёвен, ведь вы уже много знаете и умеете. На бревнышках написаны задания, выполняйте их и постройте избушку. А я вас за это поблагодарю».
Воспитатель: Ребята, поможем лисе?
Дети: Да! Поможем!
Воспитатель: Бревнышки у нас в группе.
А вот и первое бревнышко.
Слушайте задание.
Задание 1. (дети сидят)
Воспитатель: Послушайте и угадайте звуки весны. (Аудиозапись: капель, журчание ручья, пение птиц).
Задание 2. «Разложи предметы по корзинам».
Воспитатель показывает детям 2 корзины, на которых изображены «комар» и «воздушный шарик» и предметы на столе, и напоминает детям, что звук (з)- песенка комара, (с) – так выходит воздух из воздушного шарика.
Воспитатель предлагает детям разложить предметы в корзины, ребенок берет один предмет, называет его, и определяет наличие звука в слове и кладет его в корзину с определенным символом.
Задание 3. «Избушку строить продолжаем, слова на слоги разделяем,
Воспитатель: Внимание на экран! На экране лестница 3-мя ступеньками, справа предметные картинки с изображением животных, птиц и насекомых (волк, жук, грач, лиса, снегирь, пчела, лягушка, муравей, сорока).
Воспитатель: Дети, найдите картинки, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 слога, и разместите их на ступеньку лестницы, на 1-ую ступеньку картинку, в названии которой 1 слог, на 2-ую – 2 слога, на 3–ю – 3 слога.
Динамическая пауза – дыхательное упражнение «Пчелка»
На цветке сидит пчела, | Руки согнуты в локтях, ладони лежат на плечах. |
До чего она мала. | Дети рассказывают стихотворение, поднимая о опуская руки. |
Набирает сладкий сокНаша пчелка в хоботок.Ж-Ж-Ж_ | Делают глубокий вдох и на выдохе жужжат как можно дольше. |
Задание 4. «Выложи слово фишками».
На столе предметные картинки: дом, дым, лук, мак, кот, лиса, рак, сыр.
Воспитатель: Дети, возьмите по картинке, какие у вас картинки? Это подсказки. Положите перед собой картинку и выложите под ней слово фишками, называя каждый звук по порядку.
Вопросы к детям:
1.Сколько звуков в слове?
2.Назовите первый, второй, третий?
3.колько гласных, сколько согласных?
Индивидуальный разбор у доски.
Задание 5. «Придумай предложение, первое слово которого «Весной», и составь схему своего предложения, используя счетные палочки».
На столе сюжетные картинки на тему «Приметы весны» и счетные палочки
Воспитатель предлагает детям составить предложения, используя сюжетные картинки и выложить схему.
Воспитатель просит каждого ребенка прочитать свое предложение, сказать сколько в нем слов, назвать первое слово, прочитать предложение с разной интонацией.
Молодцы, задания все выполнили, избушку для лисы собрали.
Сообщение от лисы:
«Ребята! Большое вам спасибо за то, что построили для меня новую деревянную избушку. На вашем пути было много трудных заданий, но вы со всем справились. Вы молодцы!»