Мосолова Надежда Викторовна – Старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №11 «Рябинушка» г. Заринск, Алтайский край
Дата поступления работы: 12.03.23г.
Конспект НОД на тему: «Семейный бюджет. Доходы. Расходы.»
Цель: создание условий для формирования представлений о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.
Задачи:
– познакомить с понятиями:«семейный бюджет», «доход», «расход»;
– познакомить с составляющими семейного бюджета: заработная плата, пенсия, стипендия;
– дать представление о сущности расходов, показать их разнообразие;
– способствовать формированию основ самостоятельности и субъектной позиции ребенка.
Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Ход НОД
Деятельность педагога | Деятельность детей | Примечание |
1. Организационный момент | ||
Воспитатель обращается к детям:- В круг скорее соберемся,Дружно за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся.- Давайте подарим улыбки и хорошее настроение. | Подходят к воспитателю, берутся за руки. Улыбаются друг другу | |
2. Основная часть | ||
– Ребята, какие Вы сегодня нарядные! А откуда у Вас такая разная, яркая, красивая одежда? – Мама, папа, ребенок…- одним словом – это…- Замечательно!- Расскажите, а как в вашей семье появляются деньги? -А если в семье есть бабушка и дедушка и они не работают. У них есть деньги?- Откуда? – Правильно! А у кого-то в семье есть старший брат и сестра, и они учатся в техникуме или университете, им тоже выплачивают каждый месяц деньги эти деньги называются новым для Вас словом – стипендия. Давайте вместе повторим это слово Заработная плата папы и мамы, пенсия дедушки и бабушки, стипендия –одним словом это – бюджет семьи.– За что ещеможно получить деньги? – А вы можете принести доход в семью?- Таким образом, ребята, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом семьи. Повторим это слово вместе.- Предлагаю вам посчитать доход семьи с помощью монет разного номинала. Предположим, что заработная плата папы – 5 рублей. Найдите монетку номиналом 5 руб. и положите на кошелёк.- Заработная плата мамы – 3 рубля. Наберите монетами 3 рубля и положите на кошелёк.- Стипендия брата – 1 руб. Найдите нужную монету и положите.- Пенсия бабушки – 2 рубля. Найдите монету и положите – А теперь посчитайте, чему равен доход этой семьи?- Все согласны? Молодцы!-Отодвиньте кошелек с монетами на край стола.Физминутка– Предлагаю отдохнуть. Вставайте на ножки. Повторяйте движения за мной.1,2,3,4,5 все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже,Руки на спину положим,Голову поднимем вышеИ легко-легко подышим.- Отдохнули? Присаживайтесь – Ребята, но ведьв каждой семье есть не только доходы, но и расходы. Кто – нибудь из вас знает, что это?- Скажите, на что в первую очередь тратят деньги ваши родители?- Какие большие расходы у ваших родителей! – Поиграем в игру «Доход- расход». Становитесь в круг на паласе.- Сейчас я буду бросать мяч и называть вам виды доходов и расходов, а вы будете определять, к чему это относится: к доходу или расходу.Например, папа получил зарплату – что это, доход или расход? Почему?-заплатили за свет?- мама получила премию?- сестра потеряла кошелек?- порвались штаны у брата? И т.д. – Молодцы, справились! Проходите на свои места.- У меня для вас есть ещё одна интересная игра. Возьмите конверт, откройте его, достаньте картинки, разложите их перед собой.-Теперь все картинки нужно разложить на две группы:1. «Что можно купить за деньги»2. «Что нельзя купить за деньги» – Ребята. Что же можно купить за деньги? – А что нельзя? – Ребята, какой вывод мы можем сделать? – Соберите картинке в конверт и уберите на край стола. | – Мама с папой купили,- Бабушка сшила- Тетя подарила – семья – Папа и мама работают, за это и получают заработную плату.– Есть – Получают пенсию каждый месяц Вместе повторяют слово -За продажу овощей, которые вырастили сами – Нет, еще маленькие Повторяют слово доход Находят монету номиналом 5 рублей Набирают 3 рубля Находят монету 1 рубль Находят монету 2 рубля Считают монеты и называют доход семьи Встают на ноги Выполняют движения за воспитателем. Садятся на стульчики Это деньги, которые семья тратит- На продукты, одежду, за воду, свет и т.д. Проходят на палас, встают в кругПо очереди ловят мяч и объясняют названную ситуацию: доход или расход Проходят и садятся за столы. Выполняют действия, названные педагогом Раскладывают картинки на две группы – Машину, лекарства, жильё, одежду, бытовую технику, продукты питания, развлечения – Дружбу, любовь, сон, солнце, радость, счастье, здоровье – Не всё можно купить за деньги! Собирают картинки | На доске картинки – папа и мамаНа доске – картинка кошелёкКартинки бабушка и дедушка Картинка брат – на доску У детей на столах картинка с изображением кошелька и монеты. На доске схема «Расходы» (Приложение 1) У каждого на столе кейс с картинками (Приложение 2) Каждый ребенок самостоятельно выполняет задание |
3. Заключительная часть | ||
– Ребята, что нового вы сегодня узнали?- Эти знания вам пригодятся в жизни?- Какое задание или игра вам понравились больше всего?- Что было сложно?- А что легко?- Спасибо всем за работу. Я приготовила для каждого из вас вот такой кошелёк. Сюда вы можете складывать свои первые в жизни доходы, тем самым пополняя бюджет вашей семьи. | Дети рефлексируют свою образовательную деятельность. | Рефлексивный анализ |
Приложение 1
Приложение 2