Ломова Анастасия Борисовна – Воспитатель МАДОУ №68 «Чебурашка» г. Великий Новгород
Дата поступления работы: 16.01.2019г.
«Сутки»
Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Непосредственная образовательная деятельность
Цель: формирование представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь.
Задачи:
– расширить знания детей о временных понятиях: утро, день, вечер, ночь, их последовательность;
– закреплять понятие – «сутки»;
– развивать умение определять названия частей суток по действиям людей и по природным явлениям на картинках.
Демонстрационный материал: игрушка Незнайки.
Раздаточный материал: картинки, обозначающие действия людей в разное время суток и природные явления.
Ход.
«Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
– Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
– Долог день до вечера,
Когда делать нечего.
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен,
А ребятам – вкусный ужин.
Ночью на небе – луна,
Очень строгая она:
Наблюдает – все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи.
Всем – спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора».
(Н. Григорьева)
П.: Я вам прочитала стихотворение, но не сказала, как оно называется. Кто отгадает название?
Р.: Сутки.
Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ребенок: О сутках.
П.: Что же такое сутки? Из чего они состоят?
Р.: Утро, день, вечер, ночь.
П.: Молодцы.
Раздается стук в дверь, смотрим с детьми, кто там. За дверью – грустный Незнайка.
Воспитатель спрашивает у Незнайки, что случилось, он «рассказывает», что перепутал все части суток, просит детей его научить.
П.: Поможете ему?
Р.: Да.
П.: Тогда слушайте. Прочитали Незнайке стихотворение:
«Над рекой заря встает,
На дворе петух поет.
Умываются котята,
Просыпаются ребята».
(В. Степанов)
П.: А он сказал, что это вечер. Правильно?
Р.: Нет, это утро.
П.: Почему вы так думаете?
П.: Слушайте дальше.
«Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зерна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш».
(В. Степанов).
П.: Незнайка сказал мне, что это утро.
Р.: Нет, это день (и объясняет, почему он так думает).
П.: «Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрема в гости к нам идет,
Сказку он с собой ведет».
(В. Степанов).
П.: Это ночь, так думает Незнайка.
Р.: Нет, это вечер (объясняет, почему так думает).
П.: «В небе звездочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы – в своих кроватках.
(В. Степанов).
П.: Это ночь, сказал Незнайка.
Р.: Правильно, потому что ночью все спят.
Физкульт – минутка.
Игра малой подвижности «Совушка» (на слово ведущего «День», мышки бегают; на слово «Ночь» – летит «сова», мышки засыпают.)
П.: А теперь Незнайка, мы предлагаем поиграть с нами в игру «Части суток угадай». Подойдите все к столам, у вас лежат картинки с действиями людей и природными явлениями в разные части суток. Я буду называть части суток, а вы поднимать картинку с правильным ответом. (Проговаривание с детьми, почему они так считают).
П.: Ну что, Незнайка, понравилось тебе у нас? Ты запомнил, что бывает утром, днем, вечером, ночью?
П.: Незнайка поблагодарил вас и сказал, что придет еще.
Незнайка «уходит».
П.: Молодцы, ребята. Научили Незнайку правильно называть все части суток.