Никонорова Ирина Васильевна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №72 «Колокольчик» г. Смоленск
Дата поступления работы на конкурс: 13.03.2019г.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии на тему: «Вода вокруг нас»
Здравствуйте, ребята! Сегодня утром, когда я пришла в группу, было еще очень рано, в комнате никого не было, и царила тишина. Вдруг я услышала тонкий, переливчатый смех, я очень удивилась и огляделась, вокруг никого. Я обошла группу и вдруг на умывальнике, на самом краешке крана увидела маленькую прозрачную капельку воды. Она просто вся искрилась от чистоты и тихонечко смеялась. И тут из-под скамейки, из самого дальнего угла, вылез маленький грязный человечек. Он подбежал к капельке, схватил ее, спрятал в большое ведро. Вот этот человечек и украл у нас эту водяную капельку вместе со всей водой. Он бросился в темный угол, приговаривая: «Вот и последняя капелька теперь моя!»
Давайте поищем грязнулю – человечка.
(В группе заранее разложены черные и коричневые следы. Дети идут по ним, находят конверт с письмом и планом. Воспитатель читает письмо.)
«Я, гном – Грязнуля, единственный и могущественный повелитель всего вокруг, забираю себе всю вашу воду и буду ей владеть сам. Но я еще ужасно великодушный и потому даю вам возможность вернуть ее себе. Но для этого нужно выдержать испытание. Хотя, знаю, что у вас это не получится. План прилагается.»
Вот это да! Ребята, а может нам с вами не нужна вода, и не будем мы ее искать и задания выполнять.
Чтобы нам спасти капельку, нам необходимо показать все знания о воде, думать, отвечать, дружно все выполнять.
Отправимся для этого в путешествие по карте, что нам предложил гном – Грязнуля. В путешествии нам поможет глобус.
– Ребята, а что такое «глобус»?
– Какого цвета глобус?
– Что изображено голубым цветом?
– Почему больше голубого цвета?
Да, если взять яблоко и разделить на 4 части, то 1/4 часть составляет суша, а все остальное – вода.
На нашем пути я вижу белоснежный остров. Остров этот весь изо льда и плывет он по воде, вы знаете как он называется?
– Ой, смотрите, гном – Грязнулька прислал нам посылку. Сейчас мы ее развернем и посмотрим, что в ней. (лед, какой он – холодный). А письмо лежит внутри, там следующее задание, как нам его достать? (полить горячей водой)
– Посмотрите, я поливаю лед горячей водой.
– Что происходит со льдом?
– Из чего получается лед?
– А как получился айсберг?
– А как вода превращается в лед?
Вот письмо, а в нем загадки:
Меня ждали, меня звали, показался – убежали…
(дождь)
Не дед, а седой
Не спит, а стелется,
Накрывает землю и океан.
И зовут его…
(туман)
Много, много звездочек, тонких как стекло.
Звездочки холодные, а земле тепло!
(снежинки)
Не снег и не лед, а серебром деревья уберет
(иней)
Рыбам жить зимой тепло.
Крыша – толстое стекло.
(лед)
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось
С неба на землю свалилось.
(снег)
Физкультминутка:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь,
Мы снежинки, мы пушинки,
Мы танцуем день и ночь.
Станем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Следующее задание от гнома – Грязнульки:
Он прислал нам капельки из бумаги, чтобы вы показали, для чего вам в группе нужна вода? (горшок с цветком – поливаем, умывальнике – руки моем, в кастрюле – еду готовим, на полу – чистота группы, на занятиях – рисуем).
Следующее задание – послание в бутылке, там такой вопрос: «Как к нам в дом попадает вода?»
– Откуда берется вода в кране?
– Расскажите, какие свойства имеет вода, которая течет из крана?
Дети рассматривают стаканы с водой, говорят, что вода прозрачная, холодная, безвкусная.
– Давайте это проверим. Имеет ли вода запах?
– Имеет ли вода вкус?
– А если мы добавим соли в воду? Какая она станет?
– А соль растворилась в воде?
– А теперь возьмите камушек и бросьте в стаканчик, что с ним стало?
– Мы можем его видеть?
– А если мы разведем в этой воде краску? Что станет с водой?
– Вода стала соленой, изменила цвет, и камень стал плохо виден.
– Можем ли мы использовать такую воду у себя в группе и дома? Почему?
Соленую и грязную воду нельзя употреблять. А ведь на земле больше всего соленой воды в морях и океанах. Если взять 3-х литровую банку с водой, то только маленький стаканчик воды это наша чистая, пресная вода.
– Кроме холодной воды, какая еще вода течет из крана?
– Посмотрите, я налью горячую воду в стакан. Накрою его стеклом.
– Что появится на стекле?
При кипении вода превращается в пар, когда пар остывает, он становится водой. В воздухе всегда есть пар, только мы его не видим.
– Ребята поиграем в игру:
– Я мама-Туча, а вы – капельки. Капельки прыгают возле меня. Они прыгали очень высоко, а наверху было холодно, и они остыли, и полетели вниз, к земле. Упали в ручей (дети берутся за руки и бегут парами) потом ручейки соединились в большую реку (дети бегут друг за другом), а большая река впадает в море (дети берутся за руки и образуют круг). Вот пригрело солнышко капельки устали плавать в море и решили вернуться к маме – Туче. Протянули к ней свои руки, стали легкими, превратились в пар, поднялись вверх к маме – Туче. Это явление называется круговорот воды в природе.
– Вот мы и узнали где живет капелька (в облаках, во льдах, в морях и реках).
– Вот мы и ответили на все вопросы, заданные нам гномом – Грязнулькой.
Итог занятия:
-Ура! Мы выиграли! Отдавай нам нашу воду Грязнулька! Из темного угла достаю Грязнульку, куклу грязную и чумазую. И вовсе это не злодей, а кукла, которую дети забыли убрать на место. Она упала в темный угол, запылилась, загрязнилась и поэтому решила вам напомнить и о себе, и о воде. Помните воду надо беречь! Это наше богатство!
На доске написаны правила обращения с водой:
1. Закрывайте кран!
2. Не засоряйте водоемы.
3. Берегите жителей водоемов.
Давайте после занятия искупаем куклу, постираем ей одежду, назовем ее Чистюлькой, и отведем ей место на полке.
Соблюдайте чистоту и дома, и в природе, и будьте аккуратными.
«Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!»
Список используемой литературы:
1. Инна Светлова «Повышаем интеллект и эрудицию»
2. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
3. Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми».